SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Занятие-экспериментирование : « Какой бывает вода?»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Обратить внимание на то , что даже такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Формировать представление детей о роли воды в жизни всего живого. Уточнить знания о том, где встречается вода в природе. Активизировать мыслительную деятельность детей, учить детей делать выводы из своих наблюдений, развивать любознательность.
Активизировать словарь детей: жидкость, твердая, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к воде. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроения.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихов Н. Некрасова о воде, дожде, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций, картинок, беседы, слушание звуков воды, игры.
Методы и приемы:
словесная: беседа, рассказ воспитателя, вопросы, чтение стихов, загадки;
наглядные: показ, наблюдение;
практические: эксперимент, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: глобус, стаканы с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, речной песок, сахарный песок, кусочки льда, емкости разной формы, акварельные краски, шампунь, камешки, сок.

Ход занятия:

1. Игра «Здравствуйте» ( воспитатель кладет каждому ребенку в ладошку кусочек льда и просит назвать свое имя)
- Что стало с нашими ладошками? Они мокрые. Почему? ( ладошки теплые и лед растаял )
- Сегодня я предлагаю вам поговорить о воде.
Отгадайте загадку: « Она бесцветная на вид,
Но нашу жажду утолит ( вода).

- Всё живое на земле произошло из воды. Вода – источник жизни. Ведь человек на 80% состоит из воды. Кому и зачем нужна вода?
( Вода нужна людям , чтобы пить, готовить еду, умываться. Растения нужно поливать водой, чтобы они росли. Животным тоже нужна вода, а некоторые живут в ней. Ни одно живое существо не может обойтись без воды).

- Ребята, а где в природе встречается вода?
Вода есть на земле и под землей. На земле- это ручьи и реки, озера и пруды, моря и океаны( рассматривание глобуса, какой краской обозначена вода).
Под землей тоже есть вода.

В природе путешествует вода,
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится , то в лед, растает и снова в поход!

- Но чтобы убедиться о силе воды, я вас приглашаю в детскую научную лабораторию. Будем с вами как ученые изучать свойства воды.
Но в лаборатории есть одно правило: стеклянная посуда хрупкая – нужно работать с ней осторожно! Итак, приступаем к опытам.

Детская научная
лаборатория

Опыт 1. Вода- жидкая, может течь. Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Ответить, почему льется вода? Она жидкая. Если вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Вода не имеет формы.
На столе лежат емкости разной формы.
- Ребята, а есть ли форма у воды? Чтобы узнать, мы будем наливать воду в наши емкости разной формы. Что мы наблюдаем? ( вода принимает ту форму, в какую мы её налили.)
- Значит, вода не имеет своей формы.

Опыт3. Вода может быть твердой. Предложить детям взять кубики льда и проследить за состоянием кубиков в теплом помещении. Обратить внимание, что постепенно твердые кубики льда превращаются в воду. Вывод : вода при замерзании становится твердой.

Опыт 4. У воды нет вкуса. Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у неё вкус? Если дети ответят, что вода вкусная, надо дать им попробовать сок или молоко для сравнения, чтобы дети убедились, что вода не имеет вкуса. Вода безвкусная.

Опыт 5. Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один - с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт 6. В воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет.
Взять два стаканчика с водой .В один из них дети насыпают обычный речной песок, и пробуют размешать ложечкой. . Что получается? Растворился песок или нет? В другой стаканчик насыпают ложечку сахарного песка, размешивают его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомнить детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы сахар не растворялся, то людям пришлось бы пить не сладкий чай. Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

- А теперь , ребята, наша исследовательская работа в научной лаборатории завершилась .Давайте мы с вами перечислим все свойства воды, о которых вы узнали в результате проведения опытов:
- вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать
- вода не имеет формы
- вода может быть твердой - при замерзании превращается в лед
- вода безвкусная
- вода- прозрачная
- не все вещества растворяются в воде

- Ребята, а сейчас мы с вами проведем шоу мыльных пузырей. Но для этого нам надо провести еще один опыт с водой. Берём стакан с водой, наливаем туда шампунь и размешиваем. Что у нас получилось? ( Появились мыльные пузыри ).
- А давайте мы с вами их надуем и устроим шоу мыльных пузырей!

Комментарии

Занятие очень познавательное и поднимает эмоциональный настрой воспитанников

Это занятие научит детей интересоваться исследовательской работой, создавать мини-лаборатории.