SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта работы. Коллективно-творческие дела в условиях инклюзивного образования.

MVI_4139.MOV_snapshot_00.02_[2016.02.08_09.35.16]

В постсоветское время школы делились на общеобразовательные и коррекционные. В общеобразовательных школах нельзя было встретить ни одного ребенка с ограниченными возможностями. Тем самым это приводило к тому, что, встречаясь на улице, в общественных местах дети из общеобразовательных школ и коррекционных, не знали, как им общаться, не понимали, как им взаимодействовать друг с другом, пряча глаза или рассматривая удивленно.
В связи с современными тенденциями в образовании и воспитании, новый подход к обучению расширяет границы для формирования позитивного отношения к людям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, преодоления психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями.
По нашему мнению, лучшим способом для устранения подобных барьеров является создание так называемых инклюзивных школ, в которых смогут обучаться вместе и обычные дети, и дети с ограниченными возможностями. Взаимодействуя вместе в классе на уроках, сотрудничая в различных творческих делах, участвуя вместе в конкурсах, дети учатся социализации. Это оказывает благоприятное воспитательное содействие развитию у детей нравственного сознания, таких чувств как: милосердие, отзывчивость, чуткость, честность, справедливость и дружелюбие.
Исходя из практики, оптимальным способом воспитания нравственных чувств детей, создания равных для всех учащихся возможностей является приобщение детей к коллективным, творческим делам. Творческая деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В нашей школе традиционно проводятся общешкольные мероприятия, в которых участвует вся школа, все классы и соответственно каждый ученик. В начале года все готовятся к конкурсу «Визитка класса», который ежегодно проходит по разным тематическим направлениям: «Правила дорожного движения», «Мы за ЗОЖ», «Профилактика асоциальных явлений», «Я – будущее России» и т.д. В завершении учебного года проходит фестиваль «Утренняя звезда» (начальная школа), «Большие танцы» (среднее и старшее звено). Каждый ребенок здесь может проявить свои творческие способности, раскрыть свой талант в пении, танце, художественном слове, игре на музыкальных инструментах.
Благодаря подготовке к этим мероприятиям, каждый ребенок принимает активное участие, в этом творческом процессе они все равны. Со стороны становится совершенно не заметным, обычные ли это дети или дети с ограниченными возможностями. На одном уровне они рассказывают стихотворения, поют песни и даже танцуют. Благодаря педагогам, работающим в таких классах, между детьми создается атмосфера доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности.
В заключение можно привести слова В.А. Сухомлинского: «Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей».
автор Смоленская А.А и Бочкарева Л.А. - статья напечатана в сборнике материалов IV международной научной-практической конференции "Преемственная система инклюзивного образования".

Комментарии

Создаем комфортное развивающее пространство!
Подробнее о IV международной научной-практической конференции "Преемственная система инклюзивного образования" здесь http://kazan33.ru/news/2016-02-05-2687