SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Обобщение опыта работы по теме "Интеллектуальное развитие детей через различные виды деятельности"

Предлагаю посмотреть методический материал по данной теме на сайте
https://sites.google.com/site/cudaevadaramihajlovna/
Актуальность
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Теоретическая база опыта
Игра, как особый способ взаимодействия человека с миром
рассматривалась еще выдающимися мыслителями – Платоном, Аристотелем,
Ж.-Ж. Руссо и другими. Современные ученые исследовали психологию игры
и ее влияние на развитие личности.
Перед началом работы по теме опыта мною изучены исследования
психологов: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а так же
методические рекомендации ученых и педагогов: А.В. Запорожца, В.Н.
Сенеренко, А.П. Усовой. Большое внимание в исследовании этих педагогов и
психологов уделяется вопросам психологии дошкольника, даются
практические рекомендации по развитию их интеллектуальных
способностей, рассматриваются принципы педагогической поддержки
становления познавательной сферы дошкольника. В трудах педагогов –
теоретиков Н.П. Аникеевой, Н.Ф. Губановой, А.И. Сорокина
рассматриваются дидактические игры, как фактор, способствующий
успешному усвоению ребенком новых знаний и закреплению уже
полученных
Длительность работы над опытом
Над темой: «Развитие интеллектуальных способностей детей через различные виды деятельности» работаю на протяжении 14 лет.
В начале своей работы определила следующие направления:
• развитие речи и речевого общения;
• развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
• развитие логического мышления (классификация, соотношение);
• формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
• формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
• знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
• воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Степень новизны
Инновационным в области интеллектуального развития дошкольников сегодня считаю выстраивание процесса развития ребенка через общение, познавательно-исследовательскую деятельность, игру. Именно эти сквозные механизмы способствуют развитию интеллекта ребенка – дошкольника, не сводя этот процесс к обучению.
Описание средств достижения цели
Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов. Моя задача состоит в том, чтобы ненавязчиво «подобрать ключик» к каждому малышу, учитывая его таланты, способности и умения, а также возраст. Ребенок должен постигать новое постепенно и без принуждения.
В своей профессиональной деятельности я внедрила следующие педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников.
Исследовательский метод (детское экспериментирование) - эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Опыты с водой, со снегом, с бумагой и с другими материалами помогают детям самостоятельно найти ответ на интересующие вопросы: лед и вода родственники? Почему одежда из ткани?
Считаю, эффективным методом формирования исследовательских умений детей - это проектная деятельность, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями. В настоящее время богатый выбор познавательной литературы, доступной даже не читающим детям.
Используя, технологию «Росток» (ТРИЗ-РТВ) развиваю творческую личность, нестандартное мышление: игра «Да-нетка» позволяет проводить системный анализ и рассуждать, обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», метод моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном).
Учитывая, что информационно – коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека и система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, применяю в непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности различные игры на развитие интеллектуальных способностей детей с использованием ИКТ. В результате растет интерес детей к деятельности, повышается уровень познавательных возможностей.
Используя схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты альбома «Спасатели приходят на помощь», воспитываю такие достоинства человека, как благородное стремление прийти на помощь, добрый ум, внимательность к людям. И, конечно же, сообразительность, быстроту реакции, умение рассуждать, выбирать наилучший путь.
В процессе применения развивающей игровой технологии мною создана игротека, содержащая большое количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка.
Результативность опыта
Оценку развития детей я провожу с помощью авторской модели мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Афонькиной.
По всем параметрам определены и описаны четыре уровня его выполнения: высокий, средний, низкий, низший.
Результатом моей работы явились позитивные сдвиги в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Значительно увеличился запас знаний детей.
Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что сформированность ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста находятся на достаточном уровне. Они:
• Умеют ориентироваться в новой, нестандартной ситуации;
• Планировать этапы своей деятельности;
• Устанавливать причинно-следственные связи;
• Выбирать способы действий из усвоенных ранее;
• Использовать способы преобразования;
• Понимать и принимать задание и предложение взрослого;
• Принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;
• Организовывать рабочее место;
• Доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
• Умеют ориентироваться в некоторых источниках информации;
• Делать выводы из полученной информации;
• Понимать необходимость информации для своей деятельности;
• Задавать вопросы на интересующую тему;
• Получать информацию, используя некоторые источники;
• Умеют понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нём;
• Получать необходимую информацию в общении;
• Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
• Вести простой диалог;
• Спокойно отстаивать своё мнение;
• Умение соотносить свои желания с интересами других людей;
• Принимать участие в коллективных делах;
• Уважительно относиться к окружающим людям;
• Принимать и оказывать помощь;
• Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Не остается и без внимания работа с коллегами. Обмен опытом происходит на семинарах, на научно - практических конференциях. Некоторые мои работы отмечены дипломами республиканских и региональных конкурсов.
Главной целью в работе с родителями является повышение уровня родительской компетенции через ознакомление с интересными вариантами и новинками в области развивающих игр.

Библиографический список
1. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной
деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М.,
1996.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко –
М., 2005, 133с.
3. Ерофеева Т.И. Давайте поиграем. Математические игры для дошкольников
/ Под ред. А.А. Столяра. М., 1998, 254с.
4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - / З.А.
Михайлова – М., 1985, 217с.
5. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных
процессов. / Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1998.
6. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль,
1996.
7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М.,
1998.
8. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности,
воображения и интеллекта. Донецк, 2004.