SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Развитие речемыслительной деятельности дошкольников

В дошкольном возрасте складывается особый вид деятельности, направленный на познание мира, - речемыслительный; при этом не накопление знаний само по себе, а обеспечение в процессе их приобретения единства мысли и слова, мышления и речи является важнейшим условием познавательного развития дошкольников.
Развитие речемыслительной деятельности - важная задача подготовки дошкольников к школе. Понимая насколько это важно для детей, мы делаем всё возможное по данной проблеме. Программы, по которым готовили детей к школе, должны гарантировать ребёнку, к концу дошкольного детства базовый уровень образования. Иными словами, исходя из современных представлений об общей психологической готовности к обучению в школе ребёнок должен быть развит интеллектуально освоить позиции субъекта о детских видах деятельности. Тогда отпадёт необходимость специально готовить его к школе, снизится вероятность конфликтных ситуаций, а семья получит возможность выбирать образовательное учреждение в соответствии с требованиями к базовому уровню развития. Ребёнок успешно развивается, если он активно взаимодействует с миром. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее развиваются и реализуются творческие проявления. Поэтому задача программ – развивать у детей на основе разного содержания эмоциональную отзывчивость, способность сопереживанию, готовность проявлять гуманность в деятельности, в поведении.
Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить её в ясной и понятной другим людям языковой форме. Именно поэтому принципиально важно при работе над развитием логического мышления у детей, чтобы они научились соблюдать последовательности при изложении своих мыслей и вслух объяснять, обосновывать свои суждения и причинно-следственные связи. Дошкольный возраст считается периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности на основе собственных представлений. Также в дошкольный период ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, т.е. в активных формах познания окружающего мира. В процессе экспериментирования активизируются все каналы восприятия. Освоение поступаемой информации проходит в четыре этапа:
– на сенсомоторном этапе идет апробация познаваемого предмета или явления и целостное восприятие полученных сведений;
– на символьном этапе формируется опосредованный комплексный образ познаваемого предмета;
– далее на логическом этапе вновь созданный мыслеобраз анализируется и занимает определенное место среди ранее освоенного опыта;
– и наконец на лингвистическом этапе приобретенные знания обобщаются с помощью речи и структурируются в единое смысловое поле в виде значений, понятий и связных высказываний. Практика работы с детьми показала, что содержание занятий должно быть насыщенным и не слишком простым. Отдельные занятия должны быть взаимообусловленными, плавно перетекающими из одного в другое. Это обеспечит уточнение и закрепление полученных знаний. Обслуживая познавательный процесс в ходе экспериментирования, речь становится востребованной и активной. На этом фоне легче исправляются недостатки речи, в разговорную практику вводятся созданные стереотипы. Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова, знакомятся с корневым смыслом объекта познания. У дошкольников развивается словарь. Дети учатся подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снежный – снеговик). Дошкольники учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами, что способствует развитию мыслительных умозаключений.
Таким образом, соблюдение в процессе экспериментирования индивидуального подхода к детям с различными способностями, перспективы дальнейшего развития, в том числе и речевого, будут иметь положительную динамику.
Недостаточно развитая ориентировка во времени в дошкольном возрасте, проявляющаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школьном возрасте проявится в самостоятельных письменных работах в виде выраженных аграмматизмов. Это и различение настоящего, прошедшего времени, и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (я рисую машину – я нарисовал машину). Формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями также способствуют продуктивные виды детской деятельности, поскольку в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т.к. речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности (М. Кольцова). В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Следует заметить, что, например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности логопед часто употребляет их, говоря о том, что ребенок: режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений. В коррекционно-воспитательной работе большое значение имеет формирование чувственного восприятия, т.е. сенсорное воспитание, т.к. оно служит основой всего процесса. Чувственное познание лежит в основе формирования конкретного, а затем и логического мышления. Оно служит необходимой основой для формирования мышления и речи. Важным моментом всех занятий является направление на совмещение развития устной речи и творческого мышления. На занятиях подводят детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств осуществления, проверка результатов. А поскольку итогом выполнения детьми учебной работы является вербализация умственных действий, то в процессе ее осуществляется и формирование речемыслительной деятельности. Одним из видов подготовки ребенка к школе может быть ОРИГАМИ. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует активизации мыслительных процессов, концентрации внимания, стимулирует развитие памяти, т.к. ребенку необходимо запомнить последовательность действий, приемы. У ребенка в процессе конструирования возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными инструкциями и перевод их в практическую деятельность. Оригами огромное значение имеет в развитии творческого воображения, конструктивного мышления, художественного вкуса.
Основные этапы работы по формированию речемыслительной деятельности средствами оригами следующие:
• научить ребенка проговаривать свои действия, используя терминологию;
• отработать простые приемы складывания квадрата: точно совмещать углы и стороны;
• научить складывать базовые формы: треугольник, воздушный змей, двойной треугольник, конверт, рыба, двойной квадрат;
• после того как дети научились складывать базовые формы по образцу, научить детей самостоятельно складывать простые фигуры, опираясь на схему