SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Обобщение педагогического опыта

IMG_2408 DSC09838 IMG_5465 IMG_5501

Наличие актуальности проблемы

Роль скрипки, скрипичного искусства, тесно связана с выражением
тончайших человеческих мыслей и чувств. На современном этапе развития общества катастрофически снижается динамика уровня интереса к классической музыке, что, безусловно, отразилось на контингенте учащихся. Обусловлено это такими явлениями, как демографический спад, массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, а также резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важнейших средств формирования и развития личности, падения интереса родителей к художественному образованию, пристрастие детей к телевизору, компьютеру.
Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих, и поэтому в последние годы в детских музыкальных школах занимаются учащиеся не только с хорошими или средними, но и минимальными музыкальными данными. А было время, когда музыкальные школы были рассчитаны на особо одаренных детей. Туда поступали дети, прошедшие определенный конкурс.
Исходя из вышесказанного, перед педагогом сама собой возникает задача – укомплектовать контингент своего класса, к которой каждый подходит по своему.
Дети чаще всего попадают в мой класс после вступительных испытаний, которые в нашей школе проводятся в мае и августе. Я никогда не уговариваю ребёнка идти на скрипку, если он ещё не определился с инструментом. Моя задача — рассказать и заинтересовать. И если после этого ребенок пришел учиться в мой класс, то вторая задача – научить и удержать – рассчитана на долгосрочный период.
Ребенок приходит в скрипичный класс с совсем иными потребностями и надеждами, чем у педагога. Ему нравится звучание скрипки, но может быть, прежде всего, притягательный облик скрипача, доблестно управляющий руками. Он надеется играть здесь и сейчас. Очень важно не погасить интерес ребенка, а использовать и развить его. Вот здесь-то и необходим профессиональный подход педагога.
Ребенок привык к игре, а не к серьезным занятиям — поэтому с первых уроков я ввожу игровые элементы с опорой на понятия и образы, знакомые и близкие ребенку, стараюсь, чтобы наше творчество представляло собой интересный процесс, увлекающий ребёнка, возбуждающий его фантазию. Возможно, при этих условиях отсев в моём классе минимален.

Условие возникновения и становления опыта

Стаж моей преподавательской деятельности - 13 лет. Начальную педагогическую подготовку я получила в Чебоксарском музыкальном училище имени Ф.П.Павлова на струнно-оркестровом отделении и в Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова. Работая первый год в ДМШ №20 г. Казани, и не имея еще опыта, я столкнулась со множеством трудностей. Тогда поняла, что предстоит еще многому научиться. Постепенно, на основе постижения методом проб и ошибок азов педагогической деятельности, наблюдения за работой других преподавателей, изучения специальной методической литературы мною были выработаны определенные принципы обучения. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому приходится постоянно искать всё новые и новые пути воспитания и обучения.

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Обучаясь на II курсе Казанской консерватории, я начала свою преподавательскую деятельность. Своей задачей считала научить ребенка играть на скрипке, заинтересовать и полюбить музыку. В процессе работы приходило понимание, на чём дети быстрее вырастают в техническом плане, что им больше по душе, а какие пьесы лучше оставить более взрослым воспитанникам.
В классе мои ученики обязательно проходят этюды и гаммы. Ещё со школы я задавала себе вопрос: «Если гамма — это тоже музыка, то как сделать так, чтобы её хотелось играть?». И очень скоро ответ пришёл сам собой: мы стали играть все технические упражнения в сопровождении концертмейстера, независимо от того, зачёт это или просто урок. В этом случае юный скрипач учится с ранних лет слышать гармоническую основу, правильно выстраивать ритмическую составляющую гаммы. Таким образом, гаммы и этюды из утомительной пытки превращаются в концертные произведения, которые дети хотят и могут исполнять, находя в них образы и яркие краски.
Естественно за годы работы мне пришлось много пересмотреть. Меняется поколение детей, а значит, приходится адаптировать подход к ним и подачу материала.
Я с удовольствием посещала все мастер-классы и открытые уроки, организуемые ГМО, изучала методическую литературу, перенимала опыт других преподавателей, вспоминала, как занимались со мной.
В уроки с детьми кроме основных методических упражнений я стала включать игровые моменты. Мы хлопали, топали, читали стихи, делали много упражнений на координацию, так как в моём классе обучалось много «леворуких» детей. Такие ученики имеют совсем другое мышление, и мне приходилось кардинальным образом менять все свои методические наработки. Ноты мы учили на пальцах, а потом с рук переносили в тетрадь. Много рисовали, сочиняли стихи, которые потом с удовольствием играли. Даже «пятиминутки отдыха» мы проводили с пользой: занимались слуховыми и ритмическими упражнениями, решали музыкальные задачки на логику.
В 2007 году из детей своего класса я создала ансамбль и поняла, что такой вид деятельности вызывает интерес к музыке и побуждает даже нерадивых учеников серьезнее относиться к занятиям в музыкальной школе. Это развивает в них чувство коллективизма и сплоченности класса. Солистом не каждый может быть, а исполнить даже самую простую партию в ансамбле способен любой. Поэтому такого рода выступления помогут даже слабым ученикам отлично проявить себя.
Важной составляющей моей работы является организация классных концертов, в которых представлен каждый ученик. Родители должны видеть результат — только тогда они станут нашими помощниками. Я глубоко убеждена, что такого рода мероприятия способствуют повышению интереса к занятиям, помогают увлечь воспитанников. У каждого преподавателя в этом направлении должны быть свои педагогические находки.
Также в своей педагогической деятельности я использовала инновационные формы работы, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве. С техникой я дружила всегда. В начале 2000-х годов, когда сотовые телефоны только входили в нашу жизнь, цифровые фотоаппараты стоили недёшево, а верхом технического прогресса считался CD-плеер с радио, я начала свою педагогическую деятельность. Так как работа совмещалась с учёбой в консерватории, плеер был мне жизненно необходим. Я брала его с собой в школу, ставила детям разные варианты своей программы. Сначала музыка воспринималась ребятами как долгожданный отдых во время урока, потом им стало интересно угадывать произведения. Далее у каждого ученика появилась тетрадь для слушания музыки, куда мы записывали всё прослушанное. Репертуар я стала подбирать доступный и интересный. Первые плоды не заставили себя долго ждать. Как-то придя на урок, дети мне рассказали, что у учителя в школе на мобильнике стоит сороковая симфония Моцарта, у соседа - «Турецкий марш», а папа себе поставил «Кампанеллу» Паганини. Да, это наши современные дети, окружённые большим количеством информации и техники, ищут музыку в повседневной жизни. Я считаю, что это хорошо. Но естественно возникает вопрос: где взять время на прослушивание музыки? Ведь за 45 минут урока очень сложно всё успеть. Решение пришло: каждый из учеников стал приходить на урок на 15 минут раньше, садился, слушал, записывал в тетрадь свои впечатления и потом начинал доставать скрипку. Это было волшебное время, когда ребёнок из рядового школьника превращался в маленького музыканта. Это 15 минут психологической разгрузки, музыкотерапии, эмоционального расслабления и осознания, куда и зачем ребёнок пришёл. Далее начинался урок.
Технический прогресс развивается с огромной скоростью. После декретного отпуска я поняла, что инновации нужно прочно закрепить в своей педагогической деятельности. Я набрала небольшое количество учеников. Что бы удержать этот контингент надо было быстрее найти контакт с учениками, и их родителями, адаптировать учащихся к музыкальной школе, привить любовь к инструменту, к музыке, показать и доказать родителям, что их дети смогут играть на таком сложном инструменте, как скрипка и справятся с обучением в музыкальной школе. Я старалась выставлять детей на сцену сразу, как только научатся держать скрипку и устойчиво с ней стоять. Стала фиксировать выступления учеников в классе и на сцене с помощью фото и видео съемки, сразу посылала родителям изображения и ролики, тем самым доказывая, как их ребенок хорош с инструментом в руках. Реакция родителей всегда была положительной: они начинали верить в способности ребёнка, поддерживать его в домашних занятиях, больше интересоваться творческой жизнью.
Вообще контакт преподавателя и родителей жизненно необходим. В нашей школе сложилось так, что мы провожаем детей до фойе, где их ожидают родители. Таким образом контакт с ними постоянный и очень тесный. При необходимости мы общаемся с помощью what’s up, skype и электронной почты. Таким способом можно быстро обмениваться информацией, пересылать фото и видео, скидывать ссылки на всевозможные творческие конкурсы. Без помощи родителей и их участия в нашем учебном процессе, не было бы быстрой адаптации ученика к музыкальной школе. И я конечно всегда открыта для новых идей и интересных предложений от родителей.
Не секрет, что интернет нам дал возможность черпать огромное количество нотного материала. Это тоже своего рода инновация в нашей деятельности. И мы берем новые произведения современных и национальных композиторов. Новый материал вызывает неподдельный интерес, но хрестоматийные сборники все равно являются основой в нашей работе.
Хочется еще сказать про изучение мастер-классов на различных Интернет-ресурсах. Дома и на работе в любую свободную минуту я повышаю свою квалификацию и педагогический уровень, просматривая и анализируя мастер- классы талантливых педагогов и музыкантов.
Ещё одной реалией современного преподавателя является обучение игре с фонограммой. Профессиональная минусовка даёт новые тембровые краски, интересные современные и возможность творить по-новому.
Важно знать правила игры под фонограмму:
1. Фонограмма никогда не ошибается, не останавливается и не ждет. Чаще всего ребенка, приученного к тому, что опытный концертмейстер за роялем всегда прикроет, подождет и поймает, приводит в ступор первая попытка сыграть произведение целиком под электронный аккомпанемент. Поэтому текст должен быть безукоризненно выучен наизусть, но при этом ребенок должен очень точно ориентироваться в нотах, чтобы суметь подхватить с любого места. Вообще, умение играть не только "от печки" актуально всегда, а для работы с фонограммой оно просто необходимо.
2. Главная организующая, смыслообразующая и выразительная основа музыкальной ткани - это ритм. Это самое существенное выразительное средство и все остальные ему подчинены. Очень полезно не только сыграть, но и проговорить сложное техническое место отчетливо артикулируя и совпадая по сильным долям.

Теоретическая база опыта

При создании своей системы работы я опиралась на свой опыт,
а также на работы М.Берлянчика «Основы воспитания начинающего скрипача», В.В Крюкова «Музыкальная педагогика», Г.Турчанинова «О первоначальном этапе развития юного скрипача», «Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей в младших классах ДМШ», В.Третьяченко «Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача», М.Фейгин «Воспитание и совершенствование музыканта-педагога», Т.Свирская «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля», Л.Мордкович «Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы».

Результативность

Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед нами преподавателями сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер «боязни» концертных выступлений, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения (разные формы коллективного музицирования, предмет по выбору).
Таким образом, являясь начальным звеном в музыкальном образовании, ДШИ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Главная ее задача – музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков. Кроме того, ДШИ должна выявить наиболее способных учеников и готовить их для поступления в специальные учебные заведения. При этом, несомненно, главенство первой - музыкально-эстетической задачи. Особенно это актуально для нас преподавателей, ведущих класс скрипки, так как наш инструмент не выдерживает конкуренции с таким популярным сейчас вокалом, хореографией и даже фортепиано.
Все это, а также отсутствие конкурса и вынужденное зачисление в контингент учащихся практически всех желающих, являются препятствием в процессе формирования настоящих профессиональных классов.
Несмотря на все сложности, педагог должен вести профориентационную работу. Поэтому уже на начальном этапе обучения я выявляю наиболее способных детей и, обучая их, стараюсь охватить более широкий диапазон проблем и задач, с тем, чтобы в дальнейшем ориентировать их на продолжение обучения в среднем специальном учебном заведении