SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание Опыта работы

Описание Опыта работы

Саулова Анастасия Владимировна – учитель истории и обществознания, МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района города Казани;
Дата рождения 21. 10. 1990 год;
Образование: Казанский Федеральный Университет, Институт Истории, 2013 г.
Педагогический стаз: 2 года
Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории и обществознания я начала в 2013 г. Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть только приобретение конкретных знаний. Мы живем в информационном обществе, где информация изменяется со скоростью света: то, что сегодня было фактом, завтра может быть опровергнуто наукой. Поэтому перед учителем стоит задача не просто передать знания, а научить ребенка мыслить объективно, развить его коммуникативные навыки, умение ориентироваться в современных общественных реалиях. Методы и приемы, использованные на уроках должны удовлетворять потребности современного мира. На своих уроках я применяю следующую методику:
- технология критического мышления;
-технология Дебаты;
-метод проблемного обучения;
- информационные технологии.
Тема, над которой я сегодня работаю – «Использование технологии «Дебаты» на уроках истории и обществознания» - полностью отвечает современным требованиям в школе.
Технология «Дебаты» - это и практическое применение знаний и умений, приобретенных в курсе изучения истории и обществознания, это и интеллектуальная активность, которая ведет к осмыслению, как нашего прошлого, так и современного общества. Данная технология не новая, она активно применяется в российском образовании с конца 90-х гг. и набирает всю большую популярность сегодня. На мой взгляд, данная технология способствуют развитию таких умений и навыков, которые отвечает современным требованиям общества.
Технология «Дебаты» базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, гуманистический характер и гуманитарная направленность; ориентация на самообразование и самообучение учащихся. Данная технология предполагает:
-активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, которая основана на внутренней мотивации ребенка; организация совместной деятельности обучающихся, умение работать в команде, выработку чувства ответственность перед другими учениками, развития коммуникативных навыков, умении грамотно вести диалоговое общение не только между учителем, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
Цель моей работы: создание условий для саморазвития личности ученика, т. е. повышение творческой активности учащихся, формирование учебно-исследовательских умений и навыков работы, необходимых для продолжения образования и будущей самостоятельной деятельности.
Исходя из выше указанной цели, задачами являются:
1. Обучающие - закрепление, актуализация знаний, овладение новыми знаниями, умениями и навыками: поиск и получение информации из различных областей знаний, обучение способам поиска информации, обучение основам письменной и устной монологической речи)
2. Развивающие – формирование системного видение проблемы, наличия взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения; развитие логики, критического мышления, интеллектуальных и творческих способностей;
3. Воспитательные – формирование культуры спора, толерантности, признания множественности подходов к решению проблемы и способности найти компромисс;
4. Коммуникативные – осуществление учебной деятельности в межличностном общении, способствующей складыванию у учащихся самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки.
Следует отметить, что дебаты, в зависимости от поставленных целей и задачей на уроке могут приобретать различные формы дебатов:
 классические дебаты, где участвуют 2 команды по 3 человека, а остальные ученики являются либо пассивными слушателями, либо «рецензентами», либо судьями;
 экспресс-дебаты, в которых подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип можно использовать как элемент «обратной связи» на уроке, процессе закрепления пройденного материала;
 модифицированные дебаты - использование отдельных элементов формата дебатов, или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например, сокращается регламент выступлений, увеличивается число игроков в командах, меняется стиль проведения игры, допускаются вопросы из аудитории и др.
В нашем случае были проведены две формы дебатов классические в 7-х и 10 классах и модифицированные дебаты в 6 классе.
Для проведения урока в формате дебатов необходима четкая предварительная подготовка, которая включает в себя: план работы в командах, выбор темы, разработка конкретных позиционных линии, распределение полномочий в игре. Задачи педагога: направить учащихся на правильную формулировку темы. Помочь в формировании команд с учётом интеллектуальных способностей и способностью вести полемику.
На уроках в формате дебатов должны участвовать все учащиеся. В игре принимают участие две команды (одна команда утверждает тезис – команда УТВЕРЖДЕНИЯ, а другая его отрицает – команда ОТРИЦАНИЯ). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей или экспертов, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. Также выбирают состав судей или экспертов, таймкипера. Остальные ученики выступают в качестве публики, внимательно следят за игрой, ведут записи, готовят вопросы для обсуждения после игры, высказывают свои аргументы, приводят доказательства, дают рекомендации и делают замечания.
На подготовку к игре дается 1 месяц и начинается с определения проблемы и формулировки темы (тезиса). Тема формулируется в виде утверждения, При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
• провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатов проблемы;
• быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в предоставлении качественных аргументов;
• иметь четкую формулировку;
• стимулировать исследовательскую работу;
• иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Так, в 7-х классах для проведения урока истории в формате дебатов была выбрана тема «Преобразования Петра I способствовали превращению России в великую европейскую и морскую державу»; в 10 классе дебаты проводились на уроке обществознания по теме «Россия как правовое государство».
Следующим шагом является определение терминов темы. Определение терминов необходимо для повышения результативности, уточнения предмета обсуждения. Для этого необходимо обращаться к словарям исторических терминов, толковому словарю русского языка, энциклопедическим словарям и др. Например, для 7 классов термины – империя, император, регулярная армия, абсолютная монархия, регулярное государство и др. В 10 классе – правовое государство, гражданское общество, политический плюрализм и др.
Наиболее трудоемкой в ходе подготовки к дебатам является работа с источниками по определенной теме, где учащиеся изучают большой фактический материал, анализируют его, отбирают факты, а учитель выступает в качестве консультанта, рекомендует литературу, интернет-сайты, просматривает собранный материал.
После работы с источниками по теме дебатов команды приступают к важному этапу – составлению речи. Данный этап начинается с «мозгового штурма», когда команда определяет аргументы «за» и «против» по имеющейся теме. Определив аргументы, необходимо начать работу над подбором фактов, затем проверить их соответствие тезису, доказательность и убедительность. Речи всех игроков команды составляются совместно. В качестве самостоятельных работ или домашних заданий по истории или обществознании. Можно применять практические задания для составления кейсов (доказательств): составить кейс утверждения, отрицания по заданной теме, составить контраргументы к имеющимся аргументам, найти и записать определения понятий по изучаемой теме, составить речь первого спикера, подобрать факты к предложенным аргументам. Например: составьте на уроке истории кейс утверждения по теме «Петр I сломал традиционный путь развития Российского государства», на уроке обществознания кейс отрицания: «В России существует гражданское общество».
Когда материал будет готов к дебатам, нужно подготовить вопросы. Вопросы можно готовить и во время тайм-аутов, однако, как показывает практика эффективнее продумать вопросы заранее. Задача учителя – объяснить значимость раунда перекрестных вопросов и научить правильно задавать вопросы.
Вопросы задаются для внесения ясности в позицию команды. Уточняющие вопросы начинаются со слов: «Считаете ли вы…», «Согласны ли вы…», «Правильно ли я вас понял…». Допускаются вопросы провокационного характера, когда могут быть полностью разоблачены доказательства оппонентов и усилены собственные позиции. Ответы на вопросы должны быть лаконичными.
Процесс игры
Ведущий (им может быть педагог или учащийся) открывает «Дебаты». Он сообщает тему (тезис), цель.
«Тайм-кипер» (человек, который следит за временем игры) сообщает организационный регламент .
Судья знакомит с правилами сотрудничества. На слайде критерии оценок.
Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 3 – 4 мин. Время проведения 50 мин.
Фрагмент урока истории с применением технологии дебатов
Класс: 7
Тема урока: Реформы Петра I
Тема дебатов: «Реформы Петра I способствовали превращению России в великую европейскую и морскую державу».
Команда утверждения. Команда отрицания
1. Создание нового государственного аппарата, регулярной армии и флота.
2. Получение Россией выхода в Балтийское море.
3. Расширение культурных и торговых связей со странами Европы.
Собственный кейс:
Политический аспект:
1. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления.
Доказательство: на смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату.
2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к началу XVIII века был создан Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью.
Доказательство: Боярская Дума была многочисленной, практически не созывалась и считается историками малоэффективным учреждением.
Экономический аспект:
1. рост крупной мануфактурной промышленности.
Доказательство: к 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21), т.е за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз. Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу.
2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя).
Доказательство: экономическую деятельность Петр I основывал на политике меркантилизма (стимулирование экспорта и ограничение импорта). В 1726 году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие на импорт – 75% от стоимости).
Таким образом, мы утверждаем, что Петр I является великим реформатором.
Опровержение:
1. Преобразования в стране проводились принудительными мерами.
2. Европеизация страны была насильственной, нарушившей многие национальные традиции.
3. Европеизация коснулась узкого круга дворянства.
Социальный аспект.
1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.
Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными.
Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и холопов.
Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.
Доказательство. Недовольство реформами Петра I, рост народных движений. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские восстания.
Культурный аспект
1. Реформы Петра I привели к культурному расколу российского общества
Доказательство: бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества.
2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.
Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем.

Фрагменты урока обществознание с применением технологии дебатов
Класс: 10
Тема урока: Правовое государство
Тема дебатов: «Россия как правовое государство».
Команда утверждения Команда отрицания
1. Обращение к ст. 1 Конституции РФ: «Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»
2. Провозглашение демократических прав и свобод
3Присутствует четкое разделение властей Политический плюрализм и парламентаризм
Собственный кейс:
В 1991 году Россия осуществила перестройку ценностей. Переход к строительству демократического государства сопровождался зарождением гражданского общества (принятие Конституции РФ, новое политическое мышление, плюрализм, либеральная экономика). Основной закон государства провозгласил налаженный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.
1.Приоритет государственных интересов над частными
2.Коррупция, произвол чиновников
3.Несоблюдение прав и свобод человека, отсутствие гражданского общества
4.Отсутствие независимой судебной власти
5.Незрелость политической системы
Собственный кейс:
Россия еще находится на стадии становления гражданского правового общества. Отсутствие правового образования приводит к нарушениям правовых, административно-процессуальных норм, основанных на справедливости, беспристрастии и объективности. Мы согласны с В.О.Ключевским, что русская история показывает непризнание ценностей отдельной личности (например, крепостное право)

В 6-х классах, учитывая возраст учеников были проведены модифицированные дебаты. Тема дебатов «Суд над Иваном Грозным». Время проведения 45 мин. Урок был представлен инсценировкой судебного процесса над Иваном IV. Время на подготовку – две недели. В качестве домашнего задания и «мозгового штурма» ученикам был задан следующий кейс утверждения «Правление Ивана IV имело пагубное развития для Российского государства». А также эссе на тему «Иван Грозный великий реформатор или великий тиран».
Вместо команд утверждения и отрицания были выбраны действующие лица: обвиняемый – Иван Грозный, его адвокат, свидетели защиты – митрополит Макарий, Елена Глинская, опричник Малюта Скуратов, прокурор, свидетели со стороны обвинения – митрополит Филипп, Владимир Старицкий, Андрей Курбский, судья., присяжные.
Цели: Выяснить, правление Ивана Грозного – созидание или разрушение для Российского государства. Задача сформулировать оценку правления Ивана IV, как государственного деятеля и человека, высказать свое отношение к этому времени.
В форме дебатов выступали прокурор и адвокат. В качестве доказательств (кейса) обе стороны опирались на выступление свидетелей обвинения и защиты. Каждый участник старался склонить присяжных на свою сторону. В итоге судья вынес приговор. После игры был проведен подробный анализ урока, где были определены ошибки, учтены замечания и вынесены определенные рекомендации.
В результате применения технологии Дебаты способствует развитию следующих умений и навыков:
1) организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся ;
2) развитие навыков критического мышления;
3) умение приводить аргументы и контраргументы по заданной проблеме;
4) выработка коммуникативных навыков, уважительное отношение к оппонентам;
5) расширение общекультурного кругозора;
6) развитие исследовательских и организационных навыков;
7) развитие творческих качеств;
8) развитие ораторских способностей;
9) формирование гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе;
10)создание условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение;
А также привела к следующим положительным результатам:
• Активизация познавательного интереса, развитие информационной культуры, эстетическая привлекательность уроков;
• Повышение уровня успеваемости (100%) и качества знаний учащихся (история – 89%, обществознание – 90%).
• Развитие личностных качеств (организованность, ответственность, самостоятельность).
• Результативность участия в олимпиадах, конкурсах, турнирах.
Таким образом, технология «Дебаты» является одним из эффективных средств развития познавательной активности. Ученики получают более прочные знания, углубляют интерес к предмету, развивают воображение и способность отстаивать свое мнение.
Сегодня особый интерес вызывает сингапурская система обучения, которая также способствует развитию коммуникативных навыков и вовлечению в учебный процесс всех учеников. В 2014 г. мною бы дан открытый урок по сингапурской системе, некоторые методы которой я использую на своем уроке и сегодня.
Повысить интерес к предмету также помогает исследовательская работа и участие в научно-практических конференциях, а также конкурсах и олимпиадах. Данные методы работы позволяют ученику стать непосредственным участником учебной деятельности, а также мотивировать его на новые открытия и победы в определенной области знаний.
Подведя итоги, отмечу, что за время работы я достигла определенных успехов, одними из которых, в первую очередь, является повышение интереса к предмету, положительная динамика качества обучающихся, участие в конкурсах и научно-практических конференциях вместе со своими учениками.

Прикрепленный файлРазмер
Опыта работы.docx33.03 кб