SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Познавательный проект «Путешествие по городу»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №295 комбинированного вида»
Московского района г. Казани

«Информационно-коммуникационные
технологии в детском саду»

Познавательный проект
«Путешествие по городу»

Разработала:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Гизатулина Фания Анваровна

г. Казань

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном воз-расте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой родине - месту, где родился, к своему городу.
Базовый этап формирования у детей любви к Родине это - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Ка-зань - это город с 1000-летней историей и как любой город имеет свои до-стопримечательности, свои традиции. И одна из важных задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребенке. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоя-щего патриота.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспи-танников; сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценно-стям прошлого и настоящего города Казани, чувство уважения к его жите-лям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
ТИП ПРОЕКТА: информационный, исследовательский, творческий.
информационный (дети совместно с родителями и воспитателями со-бирают информацию из разных источников);
творческий (дети рисуют, составляют рассказы, поют песни, создают новые правила поведения в общественных местах, в игре - нормотворче-ство );
исследовательский (исследуют, знакомятся с историй семьи, города, республики)
Сроки реализации проекта: в течение учебного года.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Образовательная:
1. Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции, ремесла).
2. Формировать представление о своем родном крае, своей малой ро-дине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Развивающая :
1.Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе.
2.Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.
3.Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей ма-лой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобра-зительную деятельность, художественное слово.
2.Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнер-ских отношений между родителями и детским садом.
3.Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоя-тельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Распределение деятельности между участниками проекта:
Педагоги
1. Наличие у педагога знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях и т. д.
2. Активное взаимодействие с социумом и семьями воспитанников
3. Организуют работу по реализации проекта
4. Участвуют в презентации и защите проекта
5. Организуют выставку проектов
6. Оформляют тематические папки по проекту
Дети
1. Дети совместно с взрослыми собирают информацию из разных ис-точников
2. Высказывают (зарисовывают) свои идеи
3. Участвуют совместно с родителями, воспитателями в презентации и защите проектов
Родители
1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источни-ков
2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печа-тают, дети делают зарисовки, украшают страницы)
3.Совместно с ребёнком готовят презентацию проекта, участвуют в защите проекта.
4.Наличие у родителей знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях и т. д.
Основные направления в работе по реализации проекта:
Речевое развитие, познание, художественно-творческая (рисование, аппликация, лепка), чтение художественной литературы, музыка, трудовая деятельность, здоровье и безопасность.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Принцип личностно-ориентированного общения
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассив-но перенимают опыт общения со взрослыми.
Принцип последовательности
Предполагает планирование изучаемого материала последовательно: от близкого к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город -моя республика - моя страна)
Принцип наглядности
Широкое представление наглядности: иллюстрации, показ слайдов, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д. с ис-пользованием компьютера и мультимедийной системы.
Принцип занимательности
Материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды зада-ний, стремиться к достижения результата.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
1. Знать названия окружающих улиц.
2. Узнавать памятники и исторические места и названия города по картинкам.
3. Знать людей, прославивших город, народные промыслы.
4. Находить свой город на карте республики, показывать и называть р.Казанка.
5. Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о род-ном городе.
6. Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме (с использованием компьютера, интернета)
7. Уважать историческое прошлое своего города и бережно относить-ся к его достопримечательностям.
8. Оформление фотовыставки «Наш любимый город»
9. Оформление стенда и презентации «Путешествие по городу».
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 этап - подготовительный. Включает в себя: изучение знаний роди-телей и детей по данному направлению; пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, ремеслах, тра-дициях, биографии знаменитых земляков; планирование работы, выбор форм и методов; подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
2 этап – практический. Он включает в себя два направления:
• работу с детьми;
• сотрудничество с родителями воспитанников.
3 этап – оценочный. На этом этапе была проведена диагностика зна-ний детей о родном городе.
В результате работы над проектом:
• были созданы карта города и микрорайона, где расположен детский сад с использованием мультисистемы.
• коллективная работа детей « Улицы нашего города»
• фото-выставка совместно с родителями «Наш любимый город»
• дети и родители приняли участие в акции «Чистый город».
• Оформление стенда и презентации «Путешествие по городу».
Благодаря работе над проектом дети уточнили уже имеющиеся зна-ния о родном городе, узнали много нового об истории Казани, знамени-тых людях, прославивших наш город, ближе познакомились с культурой и традициями города. Совместная деятельность родителей и детей способ-ствовала расширению кругозора взрослых, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и береж-ного отношения к родному городу.

Этапы реализа-ции проекта Деятельность участников проекта
Педагоги Дети Родители
1 этап -организацион-ный
1.Диагностика уровня нрав-ственно – патри-отического вос-питания детей
2.Подбор необ-ходимого мате-риала для осна-щения развива-ющей среды в группе.
3.Оформить в группах для ро-дителей инфор-мационные уголки по теме «Социально - нравственное воспитание детей в детском саду».
4.Подбор дидак-тических игр по теме патриоти-ческого воспи-тания.
5.Подбор худо-жественной ли-тературы, книг для чтения и рассказывания детям на заняти-ях, во время бе-сед и в свобод-ной деятельно-сти.
6.Проведение общего роди-тельского со-брания; позна-комить с темой проекта, домаш-ним заданием для родителей. 1. Участие в вы-боре тем проек-тов.
2.Знакомство с экспозицией « Казань – город старины и моло-дости»- интерак-тивная книга.
3. Рассматрива-ние тематических альбомов «Моя Казань», «Азбука юного казанца», «Древняя Ка-зань», «Природа родного края», «День города» 1. Помощь де-тям в выборе тем проектов.
2.Подбор фото-графий об ис-тории города, из семейных архивов.
3.Просмотр ма-териалов по ин-тернету.
2. 2 этап –основной, прак-тический
1. Составление плана реализа-ции проекта, ис-пользование мо-дели «3-х во-просов» (разбор 2-х из них)
2. Проведение бесед и занятий по блокам «Род-ная семья», «Родной город», «Родная приро-да», «Родная республика», «Родная куль-тура» (тради-ции).
3.Чтение худо-жественной ли-тературы (см. Приложение № 1).
4.Продуктивная деятельность (рисование, ап-пликация): «Где можно увидеть государствен-ную символи-ку?», «Как я от-дыхал со своей семьёй летом», «Улица, на ко-торой я живу», «Наша дружная семья», «Мой дом - моя кре-пость», «Город чудный-город славный», «Предприятия родного горо-да», «Река Ка-занка».
1. Совместно с взрослыми соби-рают информа-цию из разных источников.
2.Просмотр ин-терактивной кни-ги «Моя Казань».
3. Фиксирование идей в схеме (за-рисовка).
4. Украшают страницы проек-та.
5. Составление творческого рас-сказа «Если бы я был мэром горо-да, то….»
6. Посещение национального музея (детей с родителями.).
7. Словотворче-ство детей с ро-дителями: сочини стихи, сказку о г. Казани
8.Игры с исполь-зованием муль-тимедийной си-стемы «Угадай-ка», «Дорога к дому».
9.Творческие рассказы:
«Город, в кото-ром я живу», «Я хозяин города»
10.Дидактические игры «Я и дру-гие», «Народы России», «Ребята нашего двора».
11.Создание детьми норм и правил поведения в общественных местах, в игре (нормотворче-ство) 12.Заполнение карты города (отмечаем на кар-те города места, где побывали) с использованием ИКТ. 1. Совместно с ребёнком соби-рают информа-цию из разных источников - библиотека, книги, энцикло-педии, Интер-нет, интервью с родственника-ми.
2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родите-ли пишут, печа-тают, дети де-лают зарисовки, украшают стра-ницы)
3. Участие в со-ставлении се-мейных газет «Под крышей дома своего»
4.Фоторепортаж «Наш люби-мый город» (фотографии памятников, улиц и т.д.)
5.Создание се-мейного проек-та.
6.Участие в ак-ции « Чистый город».
7.Посещение детьми и роди-телями мест, связанных с именами поэтов М. Джалиля и Г. Тукая (сквер, памятники, му-зей, улицы)
3. 3 этап -заключитель-ный
1.Анализ-обсуждение с детьми резуль-татов продукта деятельности по проекту.
2. Организация презентации проектов, уча-стие в защите проектов с ис-пользованием мультимедийной доски.
3.Оформление стенда «Путеше-ствие по горо-ду».
4.Карта города и микрорайона, где расположен детский сад на мультисистеме.
5.Оформление тематических папок для детей по проектам.
1. Участие в за-щите и презента-ции своих проек-тов.
2.Анализ обсуж-дение, рефлексия.
3.Диагностика знаний детей о родном городе.
4.Коллективная работа детей «Улицы нашего города». 1. Участие в защите и пре-зентации дет-ских проектов.
2.Оформление фото- выставки « Наш люби-мый город».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Увеличение количества детей, проявляющих интерес к истории и культуре родного города.
2. Формирование представлений о древнем и настоящем города; а о себе, как о казанце.
3. Знание правил установленных обществом (как вести себя в обще-ственных местах, транспорте, в гостях)
4. Развитие умений у детей продуктивно взаимодействовать, умение слышать другого, предлагать различные варианты решения поставленных задач.
5. Развитие коммуникативных навыков, толерантности при ролевом взаимодействии и информационном обмене.
6. Формирование навыков самостоятельной работы с разными источ-никами информации (компьютер, книги, мультимедийная система, муз.центр, энциклопедии, иллюстрации, телепередачи…)

Выводы:

Проживая в городе Казани с 1000-летней историей, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, из-вестных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявле-ния любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, достопримечательностях и обыча-ях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут прояв-лять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

ЛИТЕРАТУРА
1. Легенды и предания «Сказания о Казани» Библиотека журнала «Казань» №2,1992
2. Тетрадь по краеведению Л.В.Саплина «Мой город»
3. «Путешествие по городу».Н.А.Кузьменко, Г.М.Шаякбирова
4. Матяш Н.В. «Проектный метод в системе технологического обра-зования», Педагогика. 2000. №4.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. «Новые педагогические и ин-формационные технологии в системе образования», М.; Академия, 2005.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.- сост. Л.С. Ки-селева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М.: Аркти, 2005.
7. Харисова Л.А., Гарипова В.А. «Родина моя – Татарстан», Казань, «Магариф», 2005.
8. Богомолова М.И., Шарафутдинова З.Т. «Дошкольникам о Татар-стане», Набережные Челны – Альметьевск, 1993.
9. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край», М. «Просвещение», 1985.
10. Белокопытова В., Шевченко «Их именами названы улицы Казани», Казань, Тат. книж¬ное изд., 1973
11. «Хоровод» (стихотворения, рассказы, сказки), Казань, ред. сост. Ч. Гайфуллина, Тат. книж¬ное изд., 1992.
12. Амиров К. «Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник улиц Казани», Тат. книж¬ное изд., 1973.
13. «Казань» Иллюстрированный общественно-политический истори-ко-публицистический и литературно-художественный журнал, 2001, №№ 1-12.
14. Кузьмин В.В., Смыков Ю.И., Халиков А.Х. «Казань», Тат. книж-ное изд., 1987.
15. Калегина Н.Г. «Опыт работы по экологическому воспитанию до-школьников», Казань, Тат. книж¬ное изд., 1988.