SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Педагоги дошкольных учреждений хорошо осознают, что народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Народную культуру составляют религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика). Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.[1,36]
Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы межкультурной компетентности.[2]
Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:
- расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;
- дать детям общее представление о республике Татарстан;
- познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством;
- приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.
Первостепенная задача педагогов - это воссоздание неповторимой среды татарского и русского быта, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора уклада жизни. Особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников отводится собранным предметам обихода, образцам народного искусства и творчества. В групповых помещениях должны быть оформлены уголки национального быта для эмоционального развития детей, также уголок декоративно-прикладного искусства, оснащенный богатым материалом для знакомства детей с историей, культурой, трудом и бытом народов Поволжья.
Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда ( прялку, сундук, детскую колыбельку и т. д). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.
В методическом кабинете для использования в работе с детьми должны быть широко представлены материалы по татарской национальной и русской культуре. Это художественная и методическая литература по народному искусству, папки с разновидностями национальных костюмов народов Поволжья, элементами татарского орнамента и вариантов украшения предметов быта, одежды и головных уборов.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.[3]
Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют татарские песни.
Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В детском саду стало традицией включать в сценарии праздников и развлечений народные песни.
В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие татарского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка народных сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок. Организуются детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения, посвящённые национальным традициям татарского и русского народа. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
В беседах с детьми важно вести разговор о многонациональности родного края о том, что на территории Татарстана проживают многочисленные народы (татары, русские, чуваши и т. д). Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места нашего города: республиканский краеведческий музей, библиотеки города, по близлежащим улицам. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о других этнических народах, об особенностях уклада жизни, культуры народов.
В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- привлечения родителей к участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой;
- предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.
Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.
Анализируя систему работы ДОУ по формированию этнокультурной компетенции, отрадно, что все больше педагогов включают инновационные формы организации обучения, а это позволяет педагогам ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребёнка. Использование разнообразных методов и приёмов, включение детей в активную познавательную деятельность делают занятия интересными, насыщенными. Педагоги не дают детям готовых ответов, а дошкольники сами путём проб и ошибок делают нужные выводы, находят правильные ответы. Чем глубже ребёнок знакомится со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.
Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности [4,с.92-97]. Народная культура - это первый шаг к культуре общечеловеческой, через народное, национальное ребенок приходит к общечеловеческой культуре (К.Д.Ушинский). Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Список литературы:
1.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), Екатеринбург-2000, 937с.
2. Бабынина Г. Ф. “Традиции национальных культур”, Казань: Школа, 2004, 188 с.
3. Богатеева З.А. «Аппликация по мотивам народных орнаментов в детском саду» - Москва, «Просвещение», 1982, 176 с.
4. Комратова Н.Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры Текст. / Н.Г. Комратова // Дошкольное воспитание. 2008. №9.