SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

«Организация и методика проведения учебно-тренировочных сборов, как фактор успешного выступления на предметной олимпиаде по ОБЖ

456 (1)

Наша жизнь полна неожиданностей, и, к сожалению, порой неприятных. Ежегодно во всем мире в чрезвычайно опасных ситуациях гибнет людей больше, чем в результате военных действий.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркоманией и военными угрозами.
И поэтому олимпиада – это хорошая возможность привлечь дополнительное внимание учащихся района, города и республики к такому важному предмету, как «Основы безопасности жизнедеятельности» (далееОБЖ), а значит, и к формированию у населения культуры безопасности в повседневной жизни.
Три года тому назад я и мои коллеги за круглым столом пересмотрели систему подготовки учащихся к предметной олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности, начиная со школьного этапа и заканчивая заключительным этапом, включением в основной план мероприятий по работе с одаренными детьми в республике.
Главная цель программы учебно-тренировочных сборов – организация учебно-методического обеспечения учебных сборов, формирование у учащихся теоретических и практических знаний и умений, необходимых для прочной, сознательной и глубокой подготовки к олимпиаде по ОБЖ.
Учебные сборы проводятся в каникулярные дни для учащихся из числа победителей и призеров муниципальных, региональных и заключительных этапов в течение пяти и четырнадцати дней.
К организации и проведению привлекается кадровый потенциал и материально- техническая база Учебного центра Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан, «Институт физической культуры и спорта» К(П)ФУ – кафедра «Безопасность жизнедеятельности»,МБОУ «Межшкольный учебный комбинат»Ново-Савиновского района г.Казани, Республиканский спортивно- патриотический центр «ПАТРИОТ». За счеттакого социального партнерства результативность олимпиадников всегда возрастает.

Организация и формы проведения занятий
Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия. Несмотря на различную целенаправленность, обусловленную теоретической и практической подготовленностью обучающихся (далее – олимпиадников), периодом, условиями и другими причинами, проведение учебно – тренировочных занятийимеет определенные закономерности. Эти закономерности предусматривают целесообразную последовательность выполнения педагогических задач с учетом укомплектованостигрупп обучающихся, выявления пробелов в теоретических и практических знаниях.Группы формируются с учетом параллелей учащихся 8,9,10 и 11 классов в количестве от 12 до 18 человек.
Занятия по теоретической подготовке обычно продолжаются 1,5 часа,по практической подготовке 3 часа, а в отдельных случаях, когда программа тренировок увеличивается (в периоды подготовки к заключительному этапу), они могут продолжаться от 2-х до 4-х часов.
При проведении занятий преподаватель может в помощь себе привлекать учащихся по своему усмотрению или лиц, привлеченных для этих целей.
При проведений занятий по теоретической и практической подготовке преподавательский состав формируется с учетом профессиональной специфики образования и работы, что способствует получению 100% ожидаемого результата.
Основной формой учебно-тренировочного процесса в подготовке олимпиадников является занятие в форме урока, что наиболее целесообразно и одинаково пригодно и для обучения новичков, и при проведении занятий со сборной командой. В период проведения теоретических и практических занятий преподавателем задаются мотивационные вопросы, что побуждает олимпиадников на полную работу с выкладкой имеющегося багажа знаний.
Методы и принципы обучения и тренировки
В подготовке олимпиадников применяются различные методы обучения. Однако основными следует считать наглядный, игровой, индивидуальный, индивидуально-групповой и метод самостоятельной работы.
Наглядный метод применяется на начальном и последующих этапах теоретической и практической подготовки и подразделяется на дверазновидности: метод иллюстрации и демонстрации. Такое подразделение средств наглядности (плакаты, карты, кинофильмы и диафильмы и.т.д.) позволяет более полно ознакомить олимпиадников с материалом.
Игровой методприменяется в системе учебно-тренировочных занятий, при этом игра используется для решения образовательных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная активность олимпиадников организуется на основе содержания условий и заданий. Через игровой метод олимпиадники активно участвуют в заданиях практической направленности при тренировочных занятиях на комбинированных полосах, они оказывают помощь пострадавшим, тушат очаги возгорания, преодолевают препятствия, проходят зоны условного заражения, уничтожают огневые точки противника. Основная цель применения этого метода для олимпиадников – погрузить их в атмосферу поставленных задач как специалистов.
Индивидуальный метод применяется для углубленной отработки практических навыков и разбора теоретических заданий. Его особенность состоит в том, что преподаватель работает с каждым занимающимся отдельно. Целесообразно применять этот метод в тренировочной работе и особенно при подготовке олимпиадников к заключительному этапу.
Индивидуально-групповой метод на занятиях по теоретической и практической подготовке является основным. Особенность его состоит в том, что преподаватель часть занятий проводит со всей группой одновременно, а часть - с отдельными олимпиадниками. В то время как преподаватель занимается с одним-двумя олимпиадниками, остальные обучаемые работают с другим преподавателем или самостоятельно над выполнением задания.
Метод самостоятельной работы состоит в том, что олимпиадники, получившие от преподавателя задание, самостоятельно или в парах отрабатывают задания по практической подготовке и выполняют теоретические задания с поиском информации.
Обучение и тренировка органически связаны между собой. Обучение содержит элементы начальной тренировки, а последующая тренировка обеспечивает дальнейшее развитие приобретенных навыков, т. е. содержит в себе элементы обучения на учебно-тренировочных сборах.

Основа теоретической и практической подготовки олимпиадников построена на следующих принципах:
 принцип научности – использование актуальной теории и концепций, позволяющих создать целостное представление о безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных условиях и социальной опасности;
 принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения и навыки в области культуры безопасности жизнедеятельности человека на базе уже имеющихся;
 принцип прогрессирования трудности заданий – от простого к сложному, от легкого к трудному, данный принцип предполагает оптимальное возрастание трудности учебных занятий;
 принцип междисциплинарности – на учебно-тренировочных сборах рассматриваются вопросы, требующие использования знаний из различных общеобразовательных дисциплин школьного курса;
 принципсвязи обучения с предстоящим испытанием – усвоение учебного материала становится в полной мере сознательным в том случае, когда он приобретает для учащегося определенный смысл.

При реализации программы учебно-тренировочных сборов основное внимание преподавателя обращается на выработку у обучающихся морально-волевой и психологической устойчивости как один из основных факторов результативности.
Анализируя результативность олимпиадников, мы очень часто сталкиваемся с проблемами эмоциональной сферы личности. Вроде бы на учебно-тренировочных занятиях он показывал устойчивый результат, но на заключительном этапе что-то пошло не так, и причиной неудачи являются эмоции и чувства. Эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека, поэтому при подготовке к олимпиаде необходима и психологическая подготовка участника.
Как известно, все виды деятельности связаны с преодолением трудностей и требуют от человека физических, умственных, интеллектуальных и волевых усилий.Как-то на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ обратил на себя внимание следующий случай. После выполнения задания выходит ученик и на вопрос преподавателя отвечает с опущенными глазами, что у него что-то не получилось, он не смог показать все, что показывал на тренировках. Преподаватель похлопал его по плечу и отправил одеваться. Уже потом, в последующем нашем общении, тот самый преподаватель отметил, что талантливому ученику, на которого возлагались большие надежды, не хватило волевых усилий. Действительно, очень часто замечаешь, что результат показывают и одерживают победы не самые талантливые, а самые трудолюбивые, волевые.
Волевая подготовка на учебно-тренировочных сборах также имеет место, это необходимая составляющая физической, технической и теоретической подготовки, без которой не мыслимы успехи в олимпиаде. Волевая подготовка должна быть частью содержания всех остальных сторон подготовки.
Поэтому после каждого выступления в учебном - тренировочном процессе необходимо обсуждать результаты, не оставляя без внимания положительные и отрицательные стороны, анализировать причины успехов и неудач. Сделанные выводы необходимо фиксировать в заметках, учитывать на учебно-тренировочных занятиях и на последующих олимпиадах проверять их достоверность. Важно приучить наших олимпиадников не только внимательно относиться к нашим замечаниям, но и самим критически оценивать свое поведение, сформировать умение управлять собой в сложных ситуациях, владеть самоанализом.При этом учебно-тренировочные занятия должны быть динамичными, комплексными и творческими. Тогда и будет у учеников проявляться стремление сделать волевое усилие над собой, развиваться целеустремленность и формироваться характер.

Сообщества: