SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

Из опыта работы Эргашовой Г.Р., учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №9» Московского района г.Казани
Образование – это индустрия,
направленная в будущее.
С. П. Капица
Сегодня учителю до¬верено будущее России, поэтому он неизбежно в авангарде того движения, где, в идеале, каждый должен найти своё место в жизни в соответствии с собственны¬ми ценностными понятиями. В сфере же образования нет готовых формул, под¬ходящих для каждого отдельного случая, стригущих всех под одну гребёнку. Есть наука педагогика, но она учит искать подходы к любой личности независи¬мо от того, желает она самоизменяться или нет. А как научить всех преодолевать планку, которая теперь модно называется «конкурентоспособность»?
Сегодня в обществе все чаще говорят о гуманизме, о необходимости сохранения общечеловеческих ценностей, мы вновь обращаемся к словам христианского учения о том, что “в царстве Божием нет народов, есть личности”. Главная моя задача - воспитать в детях любовь к родному языку и ли¬тературе, формирование личности, уважающей достоинство и индивидуальность другого человека, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве, непреходящее желание совершенствовать свои знание чтобы со¬хранить великое наследие, доступное всем и каждому. В связи с этим целью своей работы я считаю перевод процесса обучения от репродуктивных методов к творческим, позволяющим максимально раскрыть способности и творческую индивидуальность учащегося, учесть особенности его психологии и мировосприятия.
Мне больно, что в антиквариат сданы порядочность и образованность, что выбивается в люди «человек без сюрприза внутри», что души людей кроит дракон Шварца по своему образу и подобию, оттого они у него «безру¬кие, безногие, глухонемые... легавые и окаянные». Покалеченные, травмированные души становятся нормой, вывихнутые сердца врачевать никто не берётся.Спасение - учитель. Сущность школьного образования я понимаю как целостное развитие человека. Школьное образование - это не «лоскутное одеяло», состоящее из истории, биологии, литературы, химии, где каждый предметник тянет его на себя. Сущность содержания школьного образования рассматриваю как человекознание, как систему знаний о взаимодействии человека с миром, внеш¬ним, и внутренним.
Моя методическая тема:
Эмоционально-образное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы как условие формирования творческой личности
Для творческой личности важно как можно раньше выйти на свою "творческую стезю". Лучше, если это произойдет еще в детстве. Можно нащупать свой путь и в значительно более позднем возрасте, но с возрастом это будет сделать все сложнее. Было даже введено такое понятие, как "встреча с чудом", то есть с чем-то таким, что перевернуло весь внутренний мир молодого человека. Это может быть и какая-то вещь, и какой-то интересный человек. Навязчиво делиться знаниями, формально требовать их усвоения - верный путь назад, к отправной точке. При таком подходе не то что ученик - учитель перестаёт развиваться.
Неужели я учу только правильной литературной речи и письму? Ко¬нечно, нет. Филология - предмет сложный, сам по себе интегрированный, поэтому приходится испытывать двойное чувство ответственности.
Глобальные задачи стоят перед XXI веком. Кто призван решить их? Наверное, политики, экономисты, учёные. По большому счёту - человек!
Как воспитать такого человека? Как его образовать, чтобы лик был светел, чтобы образ вместо образины, чтобы сердце не злое.
Кому это под силу? Учителю! Словеснику в первую очередь! Предмет обязывает.
Отрадно иметь способных, умных учеников. Ещё отраднее сле¬дить за их развитием, чтобы оно шло в правильном, нужном направлении. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, ежеурочно создающего условия для формирования положительной учебной мотивации.
Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, приступая к новому материалу, стараюсь чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ.
Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.
Иногда такую мыслительную задачу можно поставить не в начале, а в середине урока, а для названия темы оставить в тетради место и записать тему после. Иногда можно построить работу таким образом, чтобы вопросы, определяющие мыслительную задачу, исходили от учащихся. Ясное определение вопроса, на который необходимо ответить, отчётливое определение задачи изучения, выдвинутой в начале урока или в ходе объяснения нового материала, возбуждают интерес учащихся к уроку.
Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей.
Повысить мотивацию помогает дух соревнования, чувство здорового азарта, сопереживания (работа в малых группах, многократный выход к доске, например, при составлении схемы предложения, дающий возможность исправить свою ошибку).
В обучении русскому языку особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках русского языка способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.
Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.
Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.
Использую в своей деятельности метод проекта: в рамках изучения изобразительно-выразительных средств языка учащиеся получают задание – подготовить проект-исследование «Особенности использования изобразительно-выразительных средств в творчестве любимого поэта (писателя)». Работа оформляется и в виде текстового документа, и в виде презентационного материала. Практически на каждом этапе присутствует рефлексия, что способствует повышению мотивации к учению.
Исходя из функций рефлексии, ученые предлагают следующую классификацию:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния,
- рефлексия деятельности,
- рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, смайлик, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности нужен при проверке домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока. Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»:

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
В конце урока подводятся его итоги, здесь приемлемо обсуждение того, что узнали учащиеся, и того, как они работали: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся, (если в классе немного человек), друг за другом высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал (а)…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял(а) задания…
- я понял (а), что…
- теперь я могу…
- я почувствовал (а), что…
- я приобрел (а)…
- я научился (ась) …
- у меня получилось …
- я смог (ла)…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Эти выводы (метод «телеграммы») можно записать в тетрадь в конце урока. Таким образом, при проверке тетрадей учитель сможет корректировать следующий урок.
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение тоже можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал (а)
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно/с интересом
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал(а) / устал(а)
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Ниже представлена часть методов и приемов, наиболее часто используемых для организации поисковой и творческой деятельности учащихся.
• Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.
• Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д.
• Метод «Если бы…». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится.
• Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.
• Метод эвристического исследования.
• Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
• Метод смысловых ассоциаций
• Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри.
• Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально- образного видения и изображения объекта.
• Приём «Чтение с пометками»
• Приём «Закончи предложение»
Придерживаюсь пяти основных принципов педагогической техники:
1. Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.
“Я знаю, что я ничего не знаю”, - говорил мудрый грек. “Я хорошо знаю историю, литературу”, - звучит из уст успешного выпускника школы. Досадно. Досадно то, что выпускник не знает главного: Он не знает, чего не знает.
2. Принцип открытости - не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
3. Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
4. Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества бензина в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
5. Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с возможностями школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда сами обучают друг друга.
Широко используя уроки, насыщенные заданиями, я стараюсь не про-сто создать благожелательную творческую атмосферу, а постоянно обраща¬юсь к опыту их собственной жизнедеятельности, таким образом формирую их нравственный и философский стержень. Признаю, что каждый мой уче¬ник уникален и самобытен.
Считаю, что любое новое знание должно опираться не только на инте-рес и склонности, но и на личный опыт ребёнка.
Самые удачные уроки те, на которых мне удаётся раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка, перевести в социально значимое содержа¬ние, реализуемое на литературном материале, и тем самым добиться лично¬стного усвоения этого содержания.
Вопросы или задания, связанные с состоянием души, настроением, от-ношением к себе, к миру, побуждение к самоанализу (рефлексия) могут быть домашним заданием, возникать в ходе урока.
Требование одно: ответ должен быть устным. Научиться говорить уст¬но - это значит снять внутренний зажим, страх перед аудиторией. Это беда не только детей.
Вопрос формирую так, чтобы первое предложение было назывным. Второе - вопрос к себе. Первую мысль дети должны развернуть в жизни – что это такое? Затем дать ответ на вопрос.
В моём арсенале различные формы проведения уроков. Люблю лекцию. Интересны и нестандартны для меня уроки ролевой игры, пресс-конференции. Предпочтение отдаю диалоговой форме как лучшей форме поиска истины.
Счастлива, когда моя точка зрения - одна из множества представлен¬ных в ходе обсуждения, когда она равнозначна другим и может быть оспо¬рена. Но условие одно - любая точка зрения должна быть доказана текстом.
И еще одно условие - проблема, которую мы обсуждаем, должна быть интересна моим ученикам. И мне. Она должна созидать личность.
Скучающий ученик - реалия нашего времени. Это и оценка моего тру-да. Это и качество моего урока. Как огня, опасаюсь скучающих, уставших глаз детей. Поэтому мне так нужен на уроке простор мысли, самостоятельность слова, корявость неокрепшей детской души. Живая эмоция, всплеск, художественный текст, звучащий на уроке, и вечная борьба за ученика. Это и есть мой опыт и моя работа впрок, в будущее.