
Чайка, живущая в каждом из нас
Чайка, живущая в каждом из нас
«Если мы хотим изменить мир,
сначала предстоит изменить человека,
систему его качеств и ценностей».
Аурелио Печчеи
Биология - наука о живой природе. Без живого нельзя представить нашу планету. Мы и сами - часть живой природы. Науку о связях между организмами и окружающей их средой, между человеком и природой называют экологией. Основа экологического воспитания складывается с раннего возраста, а потом развивается и укрепляется. Я считаю, ребенок, который видит природу в картинках, рисует их, читает стихи, и сказки о животных становится добрым, милосердным и по отношению к природе, и по отношению к окружающим.
Речной дельфин Бейджи, западный черный носорог, карибский тюлень-монах, канарский черный кулик-сорока, марианская кряква, яванский тигр, перинейский козерог, алаотранская поганка - вот всего несколько биологический видов вымерших на наших глазах и виновник их вымирания один - человек. Почему, чем они нам мешали? Да ничем, абсолютно ничем, они вымерли из-за недальновидности человека, и чтоб этот траурный список был прекращен нужно, прежде всего, всестороннее экологическое образование школьников. Учащиеся должны уяснить простые экологические законы - "Все связано со всем" и "за все надо платить" и не только уяснить, а сжиться с ними, чтоб они стали их частью, и не забывать о том, что сам человек - тоже биологический вид, что он часть природы, а не её властелин.
ХХI век наречен «столетием окружающей среды», что свидетельствует о приоритете экологических ценностей. Дети – наше будущее. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Детям необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, поэтому экологическое воспитание так важно особенно сейчас.
Поэтому я выбрала методическую тему - «Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное время» и перед собой поставила цель: Организовать систему работы по экологическому образованию и воспитанию школьников на уроках биологии и внеурочной деятельности.
Для достижения цели определила следующие задачи:
1. Формирование активной жизненной позиции учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
2. Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
3. Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;
4. Формирование экологически культурной личности;
5. Формирование нравственно-экологического познания через произведения писателей, поэтов, композиторов и деятелей искусства.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Поэтому экологическое обучение и воспитание целесообразно вести по следующим этапам:
1. Получение основных экологических знаний. Эти знания учащиеся получают через традиционное преподавание биологии, изучая дополнительную литературу и т.д.
2. Вторым элементом обучения является опыт, т.е. практическое применение полученных знаний (постановка экологических сценариев, дискуссии, экскурсии, практические и исследовательские работы).
3. Третьим этапом является оценка, т.е. усвоение и принятие определенных позиций по изучаемому вопросу.
4. Четвертый этап определяет конкретные действия (проектирование, пропаганда, проведение акций, исследования, выпуск листовок и стенгазет и т.д.)
Работая по этим этапам, мы добьёмся поставленной цели, если будем соблюдать следующие принципы:
1. комплементарность;
2. непрерывность;
3. междисциплинарность;
4. интегративность;
5. краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем;
6. побуждение к активному творческому поиску своих индивидуальных решений.
Я работаю по учебникам Н.И. Сонина. В 2010 году он приезжал в Казань. В его учебной программе уделяется место изучению экологии. Однако этого мало т.к. экология не преподается как отдельный предмет. А вопросы по экологии всегда присутствуют в олимпиадах, в ЕГЭ, которые требуют от школьника экологической грамотности. Поэтому приходится искать пути решения через экологически ориентированные уроки и внеурочную деятельность.
Экологически ориентированные уроки характеризуются теми же параметрами, что и современный урок:
- Личностно-ориентированный, индивидуальный характер
- Создание условий для формирования компетенций ребенка
- Главное – самостоятельная работа учащихся, а не учителя
- Четыре компонента содержания:
• Знания
• Умения, Навыки
• Творческая деятельность
• Эмоционально-ценностный опыт
- Использование образовательных технологий
- Практический, деятельностный характер.
Урок должен - выступать как элемент содержания усваиваемых экологических знаний (образовательная цель)
- как совокупность умений, образующих готовность учащихся использовать приобретаемые знания для решения экологических задач (развивающая цель)
- как совокупность убеждений и потребностей, побуждающих учащихся к природоохранной активности (воспитательная цель)
Методами и приемами работы на уроке являются: логические опорные сигналы, тесты экологического содержания, экологические сказки, загадки, дидактические стихи, рассказы - дилеммы, экологические задачи.
Основными направлениями моей внеурочной работы следующие:
- практическая деятельность
- научно-исследовательская, проектная деятельность
- экологический театр
- природоохранная деятельность
- экскурсии
- экологические акции и праздники
- пропаганда ЗОЖ
- участие в конкурсах, конференциях и мероприятиях различного уровня
Я хочу вам рассказать об одном мальчике, который приехал учиться в городскую школу. Осенью они вышли в парк убирать опавшие листья. Мальчик отказался работать, сказав, что он не враг деревьям. Махнул рукой и пошел домой. На следующий день дети рассказали ему, как они весело провели время: собрали листья, сожгли их, потом отдохнули и съели бутерброды, которых принесли с собой. Мальчик ответил: вы сами ели бутерброды, а у деревьев еду отобрали. Ведь деревья питаются из почвы и воздуха, эти опавшие листья удобряют почву. Ими также питаются насекомые, черви и грибы. В природе все взаимосвязано, живые организмы помогают существовать друг другу.
Я считаю, что мои экологически ориентированные уроки и внеурочная деятельность позволяют формировать у учащихся такое же экологическое поведение, что и у этого мальчика.
Заслуга моего любимого каждодневного труда заключается не только в передачи знаний, а также в формировании личности с активной жизненной позицией по охране природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих.
Традиционная форма преподавания несет в себе принцип: "Делай, как я или делай лучше меня". Я работаю по принципу: "Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта".
В заключение хочу прочитать слова Лады Вульф: «Экология - это наука о том, какое место природа занимает в мире человека».
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
эссе.docx | 25.58 кб |
- Сафина Алсу Шарифзяновна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев