SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Взаимодействие с детьми раннего возраста в адаптационный период

Эмоции и чувства имеют важнейшее значение в жизни детей. Положительные: радость, веселье, удовольствие, интерес – повышают активность, возможность восприятия нового, благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье.
Если Вы достаточно наблюдательны, то должны были заметить, что обычно «новенькие» не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приёмную, надеясь увидеть там маму. Перед ребёнком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенно и защищено. Поэтому нужно продемонстрировать малышу достоинства его нового мира, убедить, что он, гораздо шире и интереснее. Уже в первые дни не мешает показать ему дошкольное учреждение. Во время экскурсий ребёнок должен почувствовать, что его здесь любят. Но своё общество взрослые не должны «навязывать» ребёнку (трогать или тормошить его). В адаптационный период не делают прививки, посторонние люди как можно реже заходят в группу, взрослые осторожно относятся к ношению белых халатов. Взрослым следует особенно нежно обращаться с ребёнком во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям).
Некоторые несложные приёмы помогут снять ситуативные стрессы у детей в адаптационный период.
• «Переключение» ребёнка помогает затормозить ранее возникшие отрицательные эмоции. Нужно чаще предлагать ребёнку попить. Выпив воды, он успокаивается. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить.
• Следует также выставить на видном месте блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть погрызёт, если захочет (под наблюдением воспитателя).
• Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребёнку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колёсики от пирамидок – «бусы», соединять детали крупного конструктора типа «лего», играть резиновыми игрушками-пищалками.
• Хороший эффект дают игры с водой. Не бойтесь, что ребёнок намочит одежду, это можно предусмотреть. В конце концов, просто переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки и пусть он переливает воду. Это очень успокаивает. Несложно изготовить, например, игрушку: налейте в пластмассовую бутылку воды (её можно слегка подкрасить), опустите туда пипетку и плотно закрутите крышечку на бутылке. На середине бутылки наклейте полоску цветной бумаги и покажите, как можно удержать пипетку возле метки. Ребёнок надолго займётся такой игрушкой.
• Неплохо, если периодически будет звучать негромкая, спокойная музыка. В адаптационный период музыка должна быть особой. Следует подобрать произведения, например: «Король гномов» Шуберта, «Пятый ноктюрн» Шопена, «Утро» Грига и т.п. Музыкальное сопровождение жизнедеятельности малышей должно быть дозированным и строго определённым во времени (укладывание или кормление).
• Лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребёнок больше смеялся. Для этого в группу часто вносят игрушки-забавы, демонстрируются весёлые (доступные возрастному пониманию), мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички и т. Д. В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники.
• Радуют детей игры с солнечными зайчиками (одним или несколькими), «быстрые» рисунки, мыльные пузыри.
Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребёнка, в том числе и вредные, ни в коем случае не перевоспитывать его. Неплохо будет, если родители принесут из дома его любимую игрушку, с которой он привык засыпать, тарелочку и ложку, которыми он привык пользоваться дома. Ещё одно непреложное правило – не осуждать опыт ребёнка, никогда не жаловаться на него родителям! Воспитателю следует помнить, что с поступлением в ясли, все проблемы ребёнка становятся лично его, педагога, профессиональными проблемами.