SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Ум на кончиках пальцев!

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка, в широком смысле – это не только физическое, но и эмоциональное и умственное здоровье!
Учителя начальных классов школы замечают, что следствием слабого развития моторики, и, в частности, рук, является общая неготовность большинства современных детей к письму и проблемы с речевым развитием. При проведении педагогического обследования дошкольников, мы пришли к выводу, что данная проблема касается и наших воспитанников. Поэтому будущие школьные затруднения с письмом и речью можно почти безошибочно предвидеть уже в дошкольном возрасте. А это значит, что нет смысла пассивно ожидать появления этих неизбежных трудностей с началом школьного обучения ребёнка, и уже в детском саду можно выявить и сделать всё необходимое для того, чтобы эти трудности предупредить.
Изучив научно-методическую литературу, мы, педагоги детского сада, узнали много интересного и полезного для работы с детьми.
Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для философов, языковедов, историков, биологов, так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Современными психофизиологами доказано, что интеллект лежит на кончиках наших пальцев, а значит, чем богаче у ребенка мелкая моторика, тем быстрее он начинает говорить, тем успешнее продвигается в своем развитии. [4, с. 33].
В модели образования без стресса (на которую мы основываемся) Сиротюк Аллы Леонидовны, психофизиолога Тверского областного института усовершенствования учителей, указывается на полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из 200 миллионов нервных волокон, соединяет два полушария и обеспечивает целостность работы головного мозга. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет. Во время стресса нарушаются межполушарное взаимодействие и скоординированная работа двух полушарий. Ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Два полушария начинают работать без интеграции. Нарушаются: пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая на слух или глазами. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Следовательно, одно из основных условий стрессоустойчивости ребенка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела. [7, с. 70-71]. В этом случае помогают простые, на первый взгляд, и доступные в наше время в любом детском саду пальчиковые игры. Их разнообразие позволяет нам, специалистам, не быть скучными. Многие пальчиковые игры и упражнения не требуют особой подготовки и наглядности. Они помогают заполнить любую паузу, любой момент непредвиденного «ожидания» детьми чего-либо с пользой и удовольствием. Таким образом, в современном образовании без стресса, здоровье сберегающих технологиях обучения, пальчиковые упражнения являются обязательной составляющей и имеют серьезное научное обоснование.
Но одних пальчиковых упражнений не достаточно. Как же ещё помочь ребёнку развить руку. Один из выходов – заняться с ребёнком творчеством. Это работа с бросовым материалом (баночки из-под продуктов, проволока, нити и т.д.), с солёным тестом [5, с. 31]. Чтобы достичь наилучшего результата, надо проводить эту работу с раннего возраста до выпуска в школу. Поэтому, с октября 2007 года мы, педагоги детского сада, решили углублённо заниматься этим вопросом в рамках экспериментального проекта на тему: «Развитие общей и мелкой моторики дошкольников в целях успешной предшкольной подготовки» (он имеет муниципальный статус) [1, с. 3-26]. Мы поставили перед собой цель: развивать у детей ручную умелость, совершенствовать точные сложнокоординированные движения всех звеньев руки, особенно кистей и пальцев рук. Выбор темы обусловлен ещё и тем, что участвовать в нём могут все педагоги детского сада (руководитель, старший воспитатель, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре). Исследовательский проект предоставляет возможности для стимулирования профессионального роста команды единомышленников, для творческого поиска, для сплочения коллектива, для участия и побед в конкурсах различного статуса.
Непосредственная работа по формированию мелкой моторики детей состоит из системы поэтапного обучения дошкольников с постепенным нарастанием сложности. Мы разработали и проводим с детьми интегрированные занятия во всех возрастных группах, дополнительные образовательные услуги (тестопластика, детский фитнес, школа танца), используем пальчиковые игры и упражнения в режимных моментах. Мы заинтересовали своим начинанием родителей, и они стали нашими союзниками.
Объект нашего исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ широком контексте социально-экономических, культурно-психологических изменений, происходящих в образовательном пространстве города Казани.
Предмет исследования – развитие речи детей и мелкой моторики посредством пальчиковых игр, упражнений и занятий.
Цель исследования – изучение влияния пальчиков игр и упражнений на развитие мелкой моторики, речи и готовности к школьному обучению воспитанников.
Гипотеза: Рука развивает мозг и речь.
Исследование исходит из возможности гибкой организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего при неукоснительном соблюдении государственных требований образования обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития с учетом его психологических особенностей, познавательных способностей.
Главная инновационная педагогическая идея: создание комплексной системы игрового взаимодействия педагогов с детьми через все виды деятельности для положительной динамики развития мелкой моторики воспитанников коммуникативной компетенции и в целях повышения качества предшкольной подготовки.
Задачи исследования: разработка и апробация учебных занятий с детьми по всем возрастным группам с применением игр и упражнений на развитие мелкой и общей моторики; оборудование предметно-развивающей среды групп центрами «умные пальчики»; проведение первичного, промежуточного и контрольного обследования психомоторного и речевого развития детей с привлечением специалистов; ведение постоянной научно-просветительской деятельности среди родителей через все формы сотрудничества.
Характеристика достигнутого педагогического результата: в режиме эксперимента мы работали почти четыре года (2007-2011гг.). В данный момент разработаны и проводятся циклы специальных развивающих занятий по всем возрастным группам, поэтому скорректирована воспитательно-образовательная работа с детьми; мы организовали сеть дополнительных образовательных услуг для детей всех возрастов с охватом 88%. Систематизировали методический материал и материал для педагогического обследования детей, составили подробную тематическую картотеку статей периодической печати, опубликовали сборники из опыта работы педагогов «Опытно-экспериментальная работа в детском саду: проблемы и решения», «Организация дополнительных образовательных услуг для развития мелкой и общей моторики детей».
Педагогами детского сада проводится всесторонний мониторинг развития воспитанников по направлениям: психомоторное развитие (Д. Элстон и Д. Тейлор, «Копирование простейших геометрических фигур», [4, с. 35]); коммуникация [2, с. 16]; познание [2, с. 14]; школьная готовность (тест Керна-Ирасека, [3, с. 20]). Результаты имеют положительную динамику!
Но что ещё очень любопытно! Ежегодное обследование (с 2006 года) эмоциональной сферы личности детей 5-7 лет, по методике О.А. Ореховой «Домики» [6, с. 18], выявило, что показатели: «отклонение» от нормы и «индекс тревожности», значительно снизились. Поэтому можно предположить, что дети получают истинное удовольствие от дополнительной двигательной активности (которая проводится в сопровождении музыки) и от процесса изготовления всевозможных поделок из солёного теста в рамках дополнительных образовательных услуг.
В результате работы мы поняли, что эксперимент – это интересно! Предполагаемая гипотеза (рука развивает мозг и речь) подтверждается на практике, по результатам мониторинга. Главным достижением в ходе эксперимента мы считаем то, что коллектив стал единой командой. Эксперимент выявил лидеров. Педагоги убедились, что детский сад может быть научной площадкой. Теперь мы думаем, что эксперименты необходимы для педагогической практики в системе дошкольного образования для выработки педагогических идей, для улучшения качества работы педагогов с детьми и родителями, для понимания педагогами причинно-следственного смысла своего труда.
Список литературы
1. Бурганова Р.А., Манюрова Г.Х., Галеева Г.А.. Организация опытно-экспериментальной работы в детском саду: методические рекомендации для специалистов (методистов) органов управления образованием, воспитателей, заведующих детских садов. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 28 с.
2. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям). Методическое пособие. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.
3. Гаттанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки детей к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб.: «Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.– 192 с.
4. Любина Г., статья «Рука развивает мозг». Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», 2003 г. № 4.
5. Любина Г., Желонкин О., статья «Рука развивает мозг». Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», 2003 г. № 5.
6. Орехова О.А. «Цветовая диагностика эмоций ребёнка» (практикум по психодиагностике). – СПб.: «Речь», 2002.
7. Сиротюк А.Л., статья «Психофизиологическая диагностика и коррекция готовности дошкольников к обучению без стресса». Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2002 г., № 5.