SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Метапредметность в проектной деятельности обучающихся

В конце каждого учебного года я предлагаю своим ученикам, которые точно продолжать обучение в нашем общеобразовательном учреждении, подумать над тем, по какому предмету они будут создавать свои проекты в новом учебном году. Во время своих факультативных занятий я внимательно слушаю, как учащиеся обсуждают те или иные проблемы, связанные с предстоящей работой. Не секрет, что для многих детей проектная деятельность как трудовая повинность на помещичьем поле - тяжелая и малопонятная ученическая "барщина". И печально размышляя об этом, я в очередной раз выслушивала детские стенания на вечную тему "чего ради все эти муки?..." Вдруг мне вспомнился мой первый (или второй) год работы в лицее, где я преподаю русский язык и литературу вот уже без малого четырнадцать лет, - я показала семиклассникам фрагмент фильма "Слово на ладони" о воспитанниках интерната в городе Сергиев Посад. Это было накануне Нового года. Настроение было почти праздничное, но этот небольшой документальный фильм потряс детей до глубины души. Мои ученики не знали, что можно жить, работать, быть успешным и востребованным в обществе, когда ты слеп, глух и нем от рождения... Я предложила написать новогоднюю открытку, послать на электронную почту коллективу интерната, чтобы воспитатели и психологи передали наши "слова на ладони" всем этим детям. Письмо наше до адресата дошло, пришло ответное сообщение со словами благодарности. Те мои ученики выросли, теперь у них свои дети. А нынешним ученикам я предложила создать тактильную книгу-игру для самых маленьких воспитанников. Ребята сразу же предложили такое количество идей, что теперь думать о том, "чего ради все эти муки", нам точно не придется.