SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Блог пользователя Гарифуллина Эльвира Ильшатовна

Метапредметность в проектной деятельности обучающихся

В конце каждого учебного года я предлагаю своим ученикам, которые точно продолжать обучение в нашем общеобразовательном учреждении, подумать над тем, по какому предмету они будут создавать свои проекты в новом учебном году. Во время своих факультативных занятий я внимательно слушаю, как учащиеся обсуждают те или иные проблемы, связанные с предстоящей работой. Не секрет, что для многих детей проектная деятельность как трудовая повинность на помещичьем поле - тяжелая и малопонятная ученическая "барщина". И печально размышляя об этом, я в очередной раз выслушивала детские стенания на вечную тему "чего ради все эти муки?..." Вдруг мне вспомнился мой первый (или второй) год работы в лицее, где я преподаю русский язык и литературу вот уже без малого четырнадцать лет, - я показала семиклассникам фрагмент фильма "Слово на ладони" о воспитанниках интерната в городе Сергиев Посад. Это было накануне Нового года. Настроение было почти праздничное, но этот небольшой документальный фильм потряс детей до глубины души. Мои ученики не знали, что можно жить, работать, быть успешным и востребованным в обществе, когда ты слеп, глух и нем от рождения...

Сферум и внеклассная работа

Каким образом решить сложные вопросы учебного процесса? Где искать ориентиры внеурочной деятельности и внеклассной работы? Можно ли один и тот же вид деятельности учащихся записать и в методическую, и в инновационную работу педагога? На мой взгляд, создание инновационных учительских разработок не должно ограничиваться учительскими сайтами, учебными онлайн-тренажерами или трансляцией на уроке новой презентации. Например, классный руководитель девятого класса планирует очную экскурсию в Казанский кремль. Перед выходом учащихся за пределы образовательного учреждения с детьми необходимо провести инструктаж. Чтобы данная процедура не превращалась в обычную формальность по сбору подписей (хотя и об этой стороне вопроса надо помнить), классный руководитель, пройдя по определенной ссылке на сайте школы ресурса edu.tatar.ru, демонстрирует учащимся предстоящий маршрут, цели и задачи предстоящего мероприятия. Безусловно, здесь же размещены и правила безопасного поведения на дороге и в местах массового скопления людей. По завершении экскурсии фото, подгруженные по этой же ссылке, автоматически отправляются в отчет классного руководителя.

Размышляя над итогами экзаменационного сочинения по литературе...

Размышляя над итогами экзаменационного сочинения по литературе, я пришла к ряду выводов. Во-первых, выпускники и их родители в большинстве своем так и не поняли, для чего всё это. Во-вторых, мы сами, учителя, к сожалению, увидели в этом начинании лишь одно - массу проблем со всеми вытекающими: напишут - не напишут, как напишут (подразумевается, что слабовато), как накажут тех, у кого "незачет" и т.д. Разумеется, подобные сомнения терзали и меня. Однако я всё-же считаю, что итоговое сочинение по литературе, несмотря на сложности и недовольства, надо писать. И учить детей при этом подходить к сочинению творчески, а не шаблонно.

Размышляя о "Великой Диалектике" Коменского

В современном мире нет ничего постоянного. Однако неизменными остаются постулаты великого Яна Коменского о предназначении Истинного Учителя, который подобен садовнику, архитектору и художнику. Как садовник выращивает хрупкий росток, Учитель в ежедневных трудах и заботах растит личность. Как архитектор планирует прочное и красивое здание, так Учитель закладывает фундамент в основу развития маленькой личности. Как художник передает через свои картины красоту мира, так Учитель раскрывает скрытые таланты учеников.