SMI.KAZANOBR.RU SMI.KAZANOBR.RU

Игровые практики в преподавании математики в начальной школе для учащихся с РАС (из опыта работа с цензовыми вариантами АООП)

Screenshot_2 Screenshot_4 Screenshot_3 Screenshot_5

Инклюзивная школа предполагает готовность участников образовательного процесса соответствовать возможностям всех учащихся школы. Здесь отдельно стоит остановиться на способности и готовности педагогов к обучению детей с различными образовательными потребностями, что возможно, если учителя знают особенности учащихся, которым нужно будет уделить особое внимание при проведении учебного занятия. Педагоги также должны быть заинтересованы в поиске новых интересных форм проведения уроков для повышения мотивации у учащихся.
В МБОУ «Школа №1» Вахитовского района г. Казани обучаются 24 ребенка с расстройством аутистического спектра. Известно, что каждый человек с РАС имеет свои особенности, на некоторых из которых применительно к учебной деятельности на уроках математики необходимо остановиться.
Учащихся с РАС в классе отличает более низкий темп работы по сравнению с нейротипичными сверстниками, сложности с пониманием терминологии, специфическая реакция на фронтальную инструкцию (неумение отделить инструкцию учителя, обращенную ко всему классу, от инструкции к конкретному ученику), проблемы с концентрацией внимания, а также коммуникационные сложности в общении с педагогами и одноклассниками. У учеников ресурсного класса имеются трудности с обработкой аудиальной информации, которая отвечает за преобразование звуков в слова. Это приводит к зависимости учащихся с РАС от визуальных подсказок.
Не вызывает сомнения тот факт, что каждый ребенок с РАС уникален, и если в процессе обучения учитываются индивидуальные потребности ученика, то даже такие непростые учебные предметы как математика, будут интересны ребенку, и он покажет хорошие учебные результаты.
Однако важным вопросом в данном случае остается не только потребности ученика и возможности учителя. Речь идет о корневой проблеме математики в начальной школе, которая состоит, на наш взгляд, в отсутствии согласия во мнениях, что действительно является важным – манипулятивные арифметические действия в классе и способности использовать математику в повседневной жизни, например, в магазине, или творческая составляющая предмета, которая позволяет преодолеть страх перед возможной ошибкой и приучить детей самостоятельно справляться с жизненными проблемами, то есть формирует у них логическое и самостоятельное мышление.
Первый подход предполагает, что основу математики в большей степени составляют арифметические действия и навыки визуального восприятия, и только затем — слов, которые описывают математические понятия, применимые, например, при решении задач (особенно переход от текста самой задачи к математическому решению).

В школах математику традиционно преподают «устно». Для ребенка, имеющего трудности с понимаем обращенной речи, словесное представление математических понятий является дополнительной трудностью. Например, привычные для учителя математические диктанты для учащихся с РАС требуется адаптировать.

Кроме того, на уроках математики и учитель, и ученик сталкиваются с необходимостью составления краткой записи задачи. И учитель скорее достигнет успеха, если даст ребенку возможность буквально «увидеть» математические действия.

Здесь учителю придут на помощь материалы онлайн-платформ, которые позволяют не тратить драгоценное время урока на составление краткой записи задачи. Задача учителя, использующего материалы онлайн-платформ, заключается в гармоничном сочетании on- и offline частей урока. Продолжительность занятия составляет 45 минут. Временные промежутки, посвященные работе за компьютерами и заданиям в рабочих тетрадях, учитель может распределить в соответствии с потребностями учащихся и даже использовать гаджет как мотивационный стимул для ученика.
По нашему опыту, ученикам нравится работать с Яндекс.Учебником. Этому способствует удобный интерфейс данной онлайн-платформы. Над созданием сайта работали опытные художники и мультипликаторы. Они постарались приблизить к реальности мультяшных персонажей. Может быть, именно поэтому дети не успевают устать, их внимание не рассеивается.
Разработчики учебных заданий постоянно проводят параллель между математическими действиями и возможностью их практического применения в реальной жизни (например, сложение и вычитание используется во время похода за покупками или процесса готовки).
Благодаря работе на сайте учитель во многом уходит от передачи знаний в готовом виде. Учитель лишь задает направление и контролирует процесс обучения, а дети работают самостоятельно (в сопровождении тьюторов). Это создает творческое содружество учителя и учеников.
Цель учителя, работающего с платформой Яндекс. Учебник заключается не только в том, чтобы дать детям новые знания, но и привить им любовь к предмету. Эта задача во многом достигает цели, судя по оценкам наших учащихся.
Кроме этого, стоит уделить внимание математическим играм, которые являются наиболее простым способом обучения математике, а выбор уровня сложности игры зависит от возраста и уровня развития ребенка.
Математические игры, проводимые для учащихся с РАС в нашей школе, условно можно разделить на несколько категорий:
1. простые игры с небольшими числами не больше 10.
Такие игры представляют собой отличное решение для тех пользователей, которые только начинают изучать математику. Как правило, в этом случае используется своеобразная ассоциация с интересными для ребенка предметами, простыми геометрическими формами. К их числу можно отнести онлайн-игры «Морской мир» или "Найди числа на картинке".
Для ребят, которые развивают свои математические способности можно предложить онлайн - игру «Задачи-примеры для малышей в картинках, которая позволяет научиться оперировать числами до десяти. Кроме того, ребенку следует включать также детские настольные игры, которые представляют собой некоторые простые задачи, которые предстоит решить в процессе обучения. В качестве примера можно привести игру «Минус-плюс». Игрокам предстоит бросать кубики, набирать очки, придумывая верные равенства.
2. Игры с числами больше 10 и умножением.
Когда ребенок идет в школу, приходит время для более серьезных игр. Примерами послужат математические онлайн-игры «matematika.club», «Пакман» «Happy Burger», а также настольные игры, такие как «Математический поединок». Материалы игр дают возможность детям направить свое внимание на небольшой объем изучения таблицы умножения.
Благодаря таким играм осваивать таблицу умножения будет легко и интересно. Это также поможет малышу лучше усваивать школьный материал, делать это всегда увлекательно и без проблем.

3. логические игры
В логических играх придется дети решают математические задачи. В качестве примера можно взять настольные игры «Сундучок Знаний (BrainBox)», «Bondibon Цветовой код». Эти игры позволят немного отклониться от традиционной математики и создать настоящую атмосферу праздника во время занятий.
Кроме вышеизложенного, большое количество игр представлено на онлайн-платформе Яндекс. Учебник. Среди таких игр можно выделить «Морскую математику» и «Игра с монстриком», которые представлены в разделе «Функциональная грамотность».

В основе функциональной грамотности— способности человека применять свои знания в реальной жизни - лежит умение работать с информацией. Пониманию текстов, умению вникать в суть данных и успешно искать ответы на поставленные вопросы нужно уделять особое внимание на уроках в начальной школе.
Для того, чтобы научить детей работать с текстом, в Яндекс.Учебнике предусмотрены задания, направленные на поиск нужной информации.

В конечном счете, именно развитые навыки функциональной грамотности помогут ребенку легче справляться не только с учебными, но и с жизненными задачами, находя необходимую информацию и отметая ненужные данные.
Возвращаясь к корневой проблеме математики, исходя из нашего опыта работы с учащимися с РАС, можно сделать вывод о том, как можно снять данное противоречие. На первоначальном этапе математику мы изучаем, применяя манипулятивные приемы арифметики, но постепенно педагоги приводят детей к мысли о необходимости самостоятельного решения математических задач и приемов, объясняя детям, что математика не сводится только к арифметике. И для того, чтобы это стало понятно всем ученикам, необходима готовность коллектива разделять идею инклюзии и реализовывать её в культуре образовательного учреждения.