SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2020

Технологическая карта занятия с детьми подготовительной группы на тему: «В поисках лепестков Здоровья»

Технологическая карта занятия
с детьми подготовительной группы на тему: «В поисках лепестков Здоровья»

Оглавление
Содержание Страницы
Возраст воспитанников 3
Тип занятия 3
Образовательные области 3
Виды детской деятельности 3
Цель 3
Задачи 3
Продолжительность занятия 3
Оборудование 4
Дидактические и раздаточные материалы 4
Методы и приемы: 4
Используемые технологии на занятии: 4
Предварительная работа: 4
Ожидаемый результат: 5
Технологическая карта: содержание учебного материала, этапы деятельности 6-13
Библиография 14

Возраст детей: 6 – 7 лет, подготовительная к школе группа
Тема занятия: «В поисках лепестков Здоровья».
Тип занятия: Сюжетное занятие с элементами игры – путешествия.
Реализация содержания в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Цель занятия: Продолжить формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к здоровому и безопасному образу жизни, расширять знания о своем здоровье.
Задачи занятия:
Образовательные:
• Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о сохранении и укреплении здоровья.
• Способствовать развитию речи детей.
• Закреплять двигательные навыки, чувство ритма и темпа в движениях.
Развивающие:
• Развитие учебных навыков: умение слушать воспитателя, отвечать на поставленный вопрос, развитие внимания, мышления.
• Развивать у детей способность активного общения со взрослым, с интересом отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации.
• Вызвать у детей интерес к здоровому образу жизни.
• Развивать познавательные психические процессы: память, мышление, речь; умение рассуждать, делать умозаключения.
Воспитательные:
• Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
• Совершенствовать умение работать в группе/команде.
• Способствовать формированию навыков самостоятельности.
Оздоровительные:
• Формировать у детей элементарные представления о мерах защиты и профилактики заболеваний.
• Содействовать становлению интереса к правилам здоровьесберегающего поведения.
• Создание положительного эмоционального фона, радостного настроения, доброжелательного микроклимата.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Оборудование занятия: Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, ноутбук, экран, музыкальный центр, мольберт с прикрепленной маршрутной картой, коврик массажный, дидактическая игра «Распорядок дня», гимнастическая скамейка. стол прямоугольный 1 шт, спортивный канат, резиновые коврики, сундучок, часы – будильник, мягкие модули.
Дидактический и раздаточный материал:
• Письмо.
• Пазлы для дидактической игры.
Методы и приемы:
• Словесный.
• Наглядный.
• Игровой.
• Беседа, вопросы.
• Показ, рассказ.
• Инструктаж.
• Похвала.
Используемые технологии на занятии:
• Технология личностно – ориентированного образования.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Игровые технологии.
• Современные информационно – коммуникативные технологии.
Оздоровительные технологии:
• Профилактика нарушений осанки.
• Гимнастика для глаз.
• Двигательные паузы – физминутки.
• Психогимнастика «Знакомство».
• Ортопедическая гимнастика.
• Профилактика плоскоспопия.
Предварительная работа:
• Цикл бесед с детьми о составляющих здорового образа жизни.
• Разучивание пословиц, поговорок.
• Чтение художественной литературы по теме.
• Рисунки по теме (совместно с родителями).
• Дидактические игры.
• Дыхательные и двигательные упражнения и игры.
Ожидаемый результат:
• Дети закрепили знания о правилах сохранения и укрепления здоровья.

Этапы с конкретным описанием видов деятельности педагога и детей
Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность детей Здоровьесберегающие компоненты занятия
Организационный этап
Создание положительного настроя на занятие
Звучит музыка из песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского)
Воспитатель:
- Добрый день ребята! Давайте, улыбнемся друг – другу, поздороваемся. Поздороваемся также с солнцем, который светит нам в окно, с ярким весенним днём. (слайд 2) Дети улыбаются друг – другу, здороваются, смотрят в окно и говорят: «Здравствуй, солнышко», «Здравствуй, яркий, весенний день».
Психологическая безопасность
Создание доброжелательного микроклимата.
Снятие эмоционального напряжения детей

Мотивационный этап.
Проблемная задача. Сюрпризный момент
Формулировка проблемы
Мотивация детей на активную работу на занятии
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем говорить о самом большом и главном богатстве человека. Как вы думаете, о чем? Дети называют свои варианты ответов (земля, вода, деньги, дружба, семья и т. д.)
- Вы, конечно, все правильно говорите. Без всего этого человеку трудно жить. Но мы сегодня будем говорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Мы с вами сделали то же самое, когда только что поздоровались. Теперь посмотрите на экран и внимательно слушайте информацию про здоровье. (3-8 слайды)

Решают разобраться в проблемной ситуации, предложенной воспитателем.
Коммуникативная деятельность: читают вместе с воспитателем информацию о здоровье и обсуждают.

Отвечают на вопросы.

Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность
Обеспечение двигательной активности детей .
Дети находятся от экрана на расстоянии не ближе 5м.
Психологическая безопасность
Создание доброжелательного микроклимата.
Снятие эмоционального напряжения детей
Личностная ориентированность
Предложение детям слушать и обсудить, способствующее взаимодействию.
Вхождение в содержание темы занятия
Представление содержания учебного материала.
Воспитатель: - Я ведь не с проста решила, что нам нужно поговорить о здоровье. Сегодня утром на нашу электронную почту пришло письмо из острова Здоровья. Давайте, вместе почитаем это письмо. (9 -10 слайды)
«Здравствуйте, ребята! У нас на днях на острове Здоровья была очень плохая погода. Сильный ветер, ураган, дождь пронеслись по всей стране и причинили неприятности, в виде разрушений. Мы уже устранили многое, но не смогли восстановить Цветок Здоровья, символ нашей страны. Сильный ветер унес лепестки нашего цветка, там написаны заветные слова, которые помогают быть здоровым. Не могли бы помочь нам в поисках лепестков нашего цветка. Чтобы вы могли найти дорогу в нашу страну, отправляем маршрутную карту. Жители острова Здоровья».
Вот такой был цветок до урагана. (11 слайд) После урагана она осталась вообще без лепестков (12 слайд) Ребята, что вы скажете, поможем в поисках лепестков Цветка Здоровья? (Да) Но хочу вас предупредить, это не легкий путь. Вас ожидают трудности, препятствия. Чтобы преодолеть эти препятствия, нужно много знаний. (Ответы детей). Познавательная деятельность:
Совместно с воспитателем выясняют, содержание письма.

Уточняют имеющиеся знания о микробах, назначении микроскопа и лупы

Коммуникативная деятельность:
Отвечают на вопросы воспитателя.

Психологическая безопасность
Эмоциональная разрядка посредством работы с видеоматериалом
Личностная ориентированность
Игровая форма – создание внутренней мотивации обучения
Стимулирование мотивации детей к изучению новой темы через постановку проблемного вопроса.
Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность
Дети находятся от экрана на расстоянии не ближе 5м
Раскрытие темы, обобщение знаний и умений
1. Представление содержания учебного материала.
2. Работа с дидактическим материалом.
3.Совершенствовать умения работать в группе/команде.
Воспитатель: - Ну что ж тогда отправимся в путь. Давайте обратимся к нашей маршрутной карте. И первая остановка у нас будет там, где остров Чистюлька. Но до этого острова очень узкая дорога и вам нужно быть очень осторожными. И пошли… Дети строятся в колонну по одному и идут по канату, проговаривая слова:
В путь - дорогу собираемся,
В Здоровье отправляемся.
Впереди препятствий много –
Будет трудная дорога!
- Дети, я вижу впереди остров, по маршрутной карте – это остров Чистюлька. (13 слайд) Дети, давайте сядем на стульчики и посмотрим, кто живет на этом острове? (Показ слайда с персонажем Мойдодыр). Да, это Мойдодыр, он правитель этого острова. Он оставил для нас письмо. (14 слайд)
Читает: «Дорогие дети! Я знаю, что вы ищите лепесток от Цветка Здоровья. Я вам отдам лепесток, он вернется на своё место, но сначала хочу проверить, знаете ли вы предметы личной гигиены. Отгадайте мои загадки и объясните, для чего данный предмет нужен». (15 - 21 слайды)
- Молодцы, ребята, вы справились. Мойдодыр сдержал свое слово и вернул лепесток Цветку.
(22 слайд) И нам этом лепестке написано заветное слово – гигиена. Что значит слово – гигиена? (Ответы детей) Гигиена - это наука, изучающая факторы, сохранения и укрепления здоровья, в том числе и личную гигиену. Быть чистым и опрятным – это очень важно для здоровья. А теперь продолжим наш путь. Следующий оств по карте – это остров «Успевай – ка». Но путь у нас тоже с препятствиями, здесь болото и нам надо идти по кочкам. (Дети идут по кочкам)
- Вот и остров «Успевай-ка». (23 слайд)
На этом острове живут Смешарики, они нам оставили вот такой замечательный сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит? (ответы детей). Давайте посмотрим (воспитатель достает из коробки часы). Что это?
Дети: - Часы.
- Как выдумаете, зачем нужны часы?
Дети: - Чтобы везде успевать.
- Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад; знать, когда наступает обед, время прогулки, сна. А еще, часы помогают нам соблюдать режим дня. Ребята, вы все успеваете делать, знаете распорядок дня? Вот здесь они оставили дидактическую игру «Распорядок дня». Если вы правильно соберёте пазлы, они вернут нам второй лепесток. (Дети собирают пазлы)
Вот молодцы, второй лепесток вернулся к цветку. (24 слайд) Там заветное слово – режим дня, про которую мы только что говорили.
- Мы продолжаем путь. По маршрутной карте следующий остров – это остров Здоровей – ка. Но на нашем пути разлилась речка и нам надо перепрыгивать через нее. (Дети перепрыгивают и встают кругом)
На этом острове живут очень сильные люди. (25 слайд) И они вернут лепесток тогда, когда вы покажете, какие вы сильные. Что нужно делать, чтобы стать сильными. Да, тренировать мышцы. Сейчас мы покажем, как тренируем мышцы.
Физкультминутка.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагать на месте)
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Наклонимся вперед, (Наклон вперед, руки впереди)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги, руки сзади, (Руки, ноги отводят назад по очереди)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно рядом встали.
- Сейчас вы стали сильнее и вернули третий лепесток. (26 слайд) Там заветное слово – физическая активность. Как вы понимаете, что такое – физическая активность. (ответы детей) Правильно, чтобы быть физически активным, нужно заниматься гимнастикой, физкультурой, играть подвижные игры.
Дальше в пути у нас остров – Витаминка. Преградой стоят горы и нам надо их преодолеть. (Дети перешагивают или обойдут преграды)
- Вот и дошли до острова Витаминка. (27 слайд) Здесь живут полезные продукты, в которых, много витаминов и они очень нужны организму. Полезная и витаминная еда помогает нам быть здоровыми. Давайте, послушаем, какое задание приготовили на этом острове. Нам нужно правильно все выполнить, чтобы вернуть еще один лепесток. (28-29 слайд) (Выполнение заданий)
- Вы молодцы, четвертый лепесток вернулся на свое место. (30 слайд) Заветное слово этого лепестка – правильное питание. Теперь у нас остался последний остров на нашей карте. Почему - то этот остров без названия. Дорога к этому острову каменистая. Остров не имеет названия, поэтому предлагаю дорогу к острову пройти необычно. Снимем обувь и пойдем босиком. Вы согласны? (Дети снимают обувь и проходят по массажной дорожке)
- Наконец, мы дошли до безымянного острова. Можно одеть обувь. (31 слайд) Посмотрите на экран, здесь живут такие же дети, как и вы. Но они очень странные. Что вы можете сказать? Что они делают? (водой обливаются, закаляются) Для чего это нужно? (ответы детей) Пока мы беседовали, мы чуть не забыли, зачем мы здесь. Нам нужен пятый лепесток. Нам предлагают сыграть дидактическую игру «Закончи пословицу» (дидактическая игра)
(32 – 36 слайды) Познавательная и коммуникативная деятельность.
Рассматривают маршрутную карту.
Составляют описательные рассказы о микробах с помощью схемы

Отвечают на вопросы воспитателя.

Делают вывод, умозаключение, использую знания и навыки.

Словарь, термины: гигиена, режим дня, мышцы, безымянный, правильное питание.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд:
Собирают пазлы в коробку.

Двигательная деятельность в сочетании с профилактикой нарушений осанки и плоскостопия (хождение на носках, спина прямая).

Двигательная деятельность:
Проходят по канату.
Преодолевают препятствия, выстроенные из разных предметов.
Выполняют физминутку.

Делают выводы:
1.Быть чистым и опрятным – это очень важно для здоровья.
2.Чтобы стать сильными, надо тренировать мышцы.
3. Полезная и витаминная еда помогает нам быть здоровыми.

Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность
Восстановление работоспособности через смену видов деятельности
Организация двигательной активности детей через образовательные технологии занятия (работа с дидактическим материалом)
Динамическая пауза
Психологическая безопасность
Создание комфортных психологических условий через организацию групповой работы детей.
Психологическая поддержка воспитателем детей при обсуждении содержательных аспектов занятия.
Использование наглядности и раздаточного материала.
Личностная ориентированность
Игровая форма – создание внутренней мотивации обучения.
Стимулирование мотивации детей к изучению новой темы через постановку проблемного вопроса.
Активизация внимания и мыслительной деятельности и развитие творческих. способностей обучающихся через разные формы работы: составление описательных рассказов, работа с картой, работа с раздаточным материалом.
Организация совместной самостоятельной деятельности детей.
Направленность на формирование здорового образа жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через содержательную линию занятия.
Смена деятельности детей.
1.Формирование умения слушать и вступать в диалог, т.е. участвовать в коллективном. обсуждении проблем
2.Совершенствование умения работать в группе/команде Воспитатель: - Про что были пословицы? (про здоровье) Вы хорошо выполнили задание и вернули последний лепесток на свое место. (37 слайд) Заветное слово этого лепестка – закаливание. Зачем нужно закаливание? (ответы детей) Закаливание повышает сопротивляемость организма неблагоприятным условиям внешней среды. Это комплекс мер, направленных на снижение количества перенесенных заболеваний. Закаливание организма — это методы воздействия на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами, целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов..
Коммуникативная деятельность:
Обсуждали отгадки загадок.

Словарь, термины: закаливание, воздействие, природные факторы, резервы организма.

Направленность на формирование здорового образа жизни
Закаливание повышает сопротивляемость организма неблагоприятным условиям внешней среды.
Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность
Восстановление работоспособности при смене видов деятельности.
Работа с экраном – время не более 15 мин. Дети находятся от экрана на расстоянии не ближе 5м
Психологическая безопасность
Создание комфортных психологических условий через организацию групповой работы детей
Психологическая поддержка воспитателем детей при обсуждении содержательных аспектов занятия
Использование наглядности.
Личностная ориентированность
Игровая форма исследовательской деятельности - создание внутренней мотивации обучения
Стимулирование мотивации детей к изучению новой темы через постановку проблемного вопроса.
Создание проблемной ситуации
Учимся делать самостоятельные выводы Я хочу, вам предложить одно задание. Последний остров у нас был безымянным. Я предлагаю вам придумать название этому острову. Вспомните, пожалуйста, по порядку острова в которых мы побывали. (ответы детей)
Чтобы хорошо думалась, предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.
(Дети придумывают название последнему острову)
Мы смотрели, изучали
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть
И закроем на чуть-чуть
А теперь их открываем
И немного поморгаем!
(Дети придумывают название последнему острову)
Коммуникативная деятельность:
Рассматривают слайды, комментируя их.
Делают - самостоятельные выводы - из увиденного на экране.

После просмотра выполняют глазную гимнастику
Направленность на формирование здорового образа жизни
Активный метод обсуждения в группе.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Глазная гимнастика –после просмотра кино, мультфильма, слайдов – глазам надо отдохнуть.
Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность
Восстановление работоспособности при смене видов деятельности
Работа с экраном – время не более 15 мин. Дети находятся от экрана на расстоянии не ближе 5м.
Актуализация полученных знаний, итог занятия
Закрепление полученных знаний
Эмоциональный отклик на занятие
Подведение итогов, установление обратной связи
Воспитатель: - Посмотрите на экран, как я сказала, Цветок Здоровья вернулся на свое место, заняв место символа страны Здоровья. (38 слайд)
Вам нравиться это страна? Вы хотели бы жить там? Что нужно для этого? (быть здоровым) Что нужно делать, чтобы быть здоровым. (ответы детей, обсуждение про здоровый образ жизни)
Все в ваших руках, если вы хотите, будете здоровыми. Теперь прочитайте, стихотворение, про то, как можно быть всегда здоровым! Мы ведь с вами его выучили наизусть. (39 слайд)
- Молодцы, я надеюсь, что, знания, полученные сегодня, пригодятся вам в дальнейшем. И вы всегда будете здоровыми! (40 слайд)
- Вы сегодня преодолели много препятствий, чтобы собрать цветок Здоровья. Поэтому, я хочу подарить вам, изображение цветка Здоровья. И пусть этот цветок всегда напоминает, что надо делать, чтобы быть здоровым. (Каждому ребенку вручается картинка) Совместно с воспитателем подводят итог занятия –эмоциональный отклик

Коммуникативная деятельность
Читают заранее выученное стихотворение.
Отвечают на вопросы воспитателя.

Сюрпризный момент:
Дети получают в подарок картинки – эмоциональный отклик

Прощаются и уходят.

Направленность на формирование здорового образа жизни
Активизация внимания и мыслительной деятельности и развитие творческих способностей детей через разные формы работы.

Эмоциональная разрядка:
Картинки в подарок.
Похвала.

Библиография
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
2. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.
3. Радионова Л.В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011, - 124 с.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. – М. –ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
5. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000 – 256 с.
6. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
7. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС, 2003-304 с
8. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
10. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
11. «Оздоровление детей в условиях детского сада» под редакцией Л.В.Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 105 с.
12. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 48 с.
13. Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. — 96 с.
14. Голомидова С.Е. Закаливание детей дошкольного возраста. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. — 96 с.