KANIKULY SMI.KAZANOBR.RU

статья "Наставничество – как модель создания безопасной образовательной среды учащегося с особыми образовательными потребностям

I категории МАОУ «Лицей «121» имени Героя Советского Союза
С. А. Ахтямова" Советского района г. Казань

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.
Наставническая модель как сопровождающая деятельность направлена на работу с классным руководителем, классным коллективом, родителями учащихся с ОВЗ для создания психологической безопасной образовательной среды.
С 2013 г. в нашем лицее стала обучаться ученица с диагнозом спастический тетрапарез и астигматизм. С 1 по 4 класс мы вместе прошли путь от непринятия её классным коллективом, иногда даже родителями учеников класса и переживаний её мамы до признания. А именно признания того, что учащиеся с особыми образовательными потребностями должны и могут учиться вместе.
Для этого необходимо было выстроить общую наставническую модель через: учебную деятельность, развивающую деятельность и сопровождающую деятельность.
Являясь руководителем проекта «На урок вместе», в нашем лицее большой акцент занимает система сопровождения по формированию толерантной среды, который позволяет через «уроки доброты» создавать условия включения в образовательный процесс учеников с ОВЗ со стороны всех участников образовательного процесса.
Для этой цели были определены задачи, которые помогли бы:
• классному руководителю включить учащихся в приближенные к комфортным условиям обучения;
• адаптировать классный коллектив по принятию одноклассника с ОВЗ;
• работать с родителями «условно здоровых учащихся» в рамках родительских собраний по сплочению, а также в виде рекомендаций: «как исключить протест каждого учащегося по отношению к ученику с ООП»

Для достижения поставленных задач необходимо было:
• разработать диагностические методики, которые позволили бы изучить внутренний мир ребенка с ОВЗ, для понимания переживаний, которые испытывают особые дети;
• включить Саиду в совместную работу классного коллектива через различные технологии (арт – терапия, сказкотерапия) в малых и больших группах. Для этой задачи был разработан авторский курс эмоционально – личностного развития «Здоровая личность» в 2014г. (I место в ФЛИП 2019Г);
• сформировать предельный педагогический такт со стороны педагогического коллектива через тематические семинары, просмотры кинофильмов. Для этого были приглашены специалисты: ректор Университета управления «ТИСБИ» Людмила Николаевна Нугуманова, директор Городского Центра Образования Валентина Кирилловна, доктор Кэрол Квирк, которая занимается проблемами ИО в США. Для всех нас — это шанс перенять международный опыт по развитию инклюзивного образования в Татарстане и внедрению в работу образовательных учреждений инклюзивного подхода, направленного на учащихся с особыми образовательными потребностями »;
• совместно с классным руководителем разработать индивидуальную рабочую программу на данного учащегося, мероприятия для достижения поставленных задач
• сформировать у одноклассников базовые потребности помогать, принимать своих сверстников (для сдерживания претесных реакций) через погружение в атмосферу инклюзивного поля. Для этого мы тесно сотрудничаем с благотворительным проектом «На урок вместе» (уроки доброты и параспорта) который нам подарил ресурсную комнату.
• активно (дистанционно) взаимодействовать на уровне семья-школа, то есть сопровождение не только ученика с ООП, но и семью, так как переживания и протест, в том числе испытывают и родители.

Обязательным компонентом наставнической деятельности является система отслеживания эффективности деятельности, которая помогает через наблюдение, через анкетирование понять, как изменилось отношение, например, классного коллектива к особенным детям.
На сегодняшний день лицей работает в тесном сотрудничестве с такими специалистами как тьютор, логопед, массажист и психолог. Все они позволяют обеспечить безопасную образовательную среду учащегося с особыми образовательными потребностями.