SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

" Большая и малая Родина"

Тема: " Большая и малая Родина"
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
— Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;
— формировать уважительное отношение к государственным символам;
— Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой;
— воспитывать у детей любовь к Родине,
— Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;
— Расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, страна, город, Родина) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая)
— Развивать внимание и память – узнавать на картинках флаг и герб.
— Развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;
Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина.

Оборудование:
— изображения карты России, президента РФ, герба и флага;
— слайды с достопримечательностями родного города;
-Аудио записи.
Предварительная работа:
— Беседы о российской символике;
— чтение стихотворений о Родине;
— чтение художественных произведений русских писателей;
— рассматривание фотографий городов;
— рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба России и города Казани
Ход занятия.
Дети садятся полукругом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну нового слова. Вы готовы узнать тайну?
Дети: Да.
-Воспитатель: Давайте вспомним одно знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Это слово «родная». Есть мама, которая дала ему жизнь, — это самый дорогой и близкий ему человек. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. У всех людей есть еще самое дорогое — это родная страна.
Игра «Подбери словечко».
Воспитатель: Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Дети: мама, папа, брат, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, детский сад, страна, город.
Воспитатель: Замечательно подобрали. А сейчас послушаем, как это слово может звучать в стихотворении «Родная мамочка».
Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я-
Родная мамочка моя!

Воспитатель: Какая мамочка?
Дети: Родная.
Воспитатель: Давайте ещё раз скажем нежно и ласково: родная мамочка!
По-разному может звучать одно и тоже слово.
— «Родная страна» как вы думаете, что это?
Дети: «Родная страна» — это место, где мы родились, живем, где все родное.
Воспитатель: Такое место по-другому называется — Родина.
Читает стихотворение З. Александровой «Если скажут слово Родина».
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Физкультминутка:
Сначала буду маленьким, (присесть)
К коленочкам прижмусь. (обнять колени руками)
Потом я вырасту большим (встать)
До неба дотянусь (поднять руки вверх, встать на носочки)
Воспитатель: Ребята, вы все вырастите большими и станете защитниками своей страны. Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Да, наша Родина — Россия!
Посмотрите ребята на экран.
Вот послушайте, какая наша родина Россия.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение «А мы живем в России»
Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.
И Москвы — столицы нашей,
В целом мире нету краше!
Воспитатель: Ребята, как называется столица нашей Родины?
Дети: Москва. (показ слайда).
Воспитатель: Как зовут президента нашей страны? (показ слайда)
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Назовите государственные символы России.
Дети: Герб, флаг, гимн.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку
Загадка:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель: Что вы видите? (демонстрируется изображение флага России.)
Дети: Это наш флаг.
Воспитатель: А сейчас назовите, что это на экране?
Дети: Это герб России.
Стихотворение
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Давайте все вместе еще раз посмотрим на экран, как огромна наша страна, как обширны её пределы.
Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много. Всё это наша с вами большая Родина!
Воспитатель: А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит?
Дети: Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина.
Воспитатель: Посмотрите ребята на карту. Россия это наша большая Родина. Что является нашей малой родиной? Конечно, город Казань. Вот вы сейчас маленькие, вы вырастите, но вашей малой Родиной всегда будет оставаться город Казань, где вы родились..
«Малая родина» -
Малая родина- Островок земли.
Под окном смородина, Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!

Игра «Передай сердечко и скажи словечко».

Воспитатель: Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине — Казань. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наш город. Я начинаю: «Мой город любимый». (Ответы детей: красивый, цветущий, зеленый, молодой, удивительный, родной, солнечный, праздничный, спортивный, уютный, лучший, развивающийся, сверкающий, чистый и т. д.)
Я хочу рассказать вам одну историю. Послушайте ее: А вы знаете, дети, был случай такой. Ехали люди с работы домой. Только доехали-вот чудеса- Все позабыли свои адреса. Ищут, волнуются, смотрят кругом: «Где наша улица? Где наш дом?» Ищут водители: «Где наш гараж?» Мечутся жители: «Где наш этаж?» Всё перепуталось, и все заблудились. К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой адрес? Чтобы с вами такого не случилось! Давайте назовём свой домашний адрес. Сейчас я вам расскажу про свой дом, а вы расскажете про свой. А дети будут помогать и повторять все вместе. «Я живу на улице _________. В моем доме 1-2-3-4-5 этажей, Я живу на 2 этаже.»
Воспитатель: Молодцы! Теперь я уверена, что вы никогда не заблудитесь, как в нашей сказке
Игра: «Угадай, что это?»
Просмотр слайдов с видами города.
Итог:
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?
Дети: Рассматривать карту, слайды, стихи.
Воспитатель: Дорогие ребята! Любите свою родину — большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.