SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы

494

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Это стало большой проблемой и для меня, как музыкального руководителя, так как я работаю с разными группами детей, в том числе, и с логопедическими группами. При речевых нарушениях очень часто мы имеем дело с плохо развитым слуховым восприятием. Таким детям не хватает слухового сосредоточения. В свою очередь это мешает развитию звуковысотного, динамического, тембрового слуха у детей, а также ритмической координации в музыкально-ритмическом движении. Познакомившись с работами таких авторов, как Н.В.Нищева, Л.В.Гавришева, М.Ю Картушина и других, пройдя курсы повышения квалификации, я пришла к выводу, что музыка и музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе.
Главное, чему я следую в работе с детьми с нарушением речи это: внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых и индивидуальных особенностей.
На основе диагностики О.П.Радыновой мною был разработан мониторинг с добавлением критериев оценки уровня слухового восприятия. В ходе диагностики я увидела, что дети из групп с нарушениями речи испытывают трудности в определении направления звучания, в дифференциации звуков по длительности, в дифференциации звучаний музыкальных инструментов. Значительные трудности вызвали задания на воспроизведение ритма. Также диагностика показала, что у детей с нарушениями речи особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев.
Исходя из вышеперечисленного, я считаю одним из приоритетных направлений работу по теме: «Музыкальная деятельность как определяющий фактор развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи».
Целью данной работы является: развитие слухового восприятия у детей с нарушениями речи посредством различных видов музыкальной деятельности.
Задачи работы:
- развитие звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха;
- развитие слухового внимания и памяти;
- формирование умения различать тембры детских музыкальных инструментов;
- расширение рамок слухового восприятия;
- обогащение представлений детей о звуках окружающего мира.
В своей работе с детьми логопедической группы я последовательно, пошагово распределяю материал соответствующих упражнений, сочетаю индивидуальные и подгрупповые занятия, на которых, развиваю навыки слухового восприятия во всех видах музыкальной деятельности.
Такой вид деятельности как слушание музыки становится более осознанным, если прослушивание пьесы сопровождается действиями детей. Я предлагаю детям подвигаться под музыку, чтобы передать свои чувства. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки движением, чем описать словами.
Работая над развитием музыкального восприятия, я использую не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию и живопись. Живой отклик находит у детей предложение нарисовать то, о чем рассказала музыка.
В певческую деятельность включаю упражнения-распевки (на развитие звуковысотного слуха, голоса и музыкального слуха, темпа речи), которые учат детей слышать себя, контролировать свое пение и пение других. Часто использую прием координации слуха и пения, когда предлагаю ребёнку прикрывать пальцем слуховой канал одного уха. Или, к примеру, пение в микрофон. В этих случаях ребенок прислушивается к своему исполнению.
Часто использую прием, когда педагог поет песню, и останавливается, как бы забыв слово, а дети должны продолжить песню, напомнить забытое слово. Также использую приемы, направленные на развитие слуха «музыкальное эхо» и «пение по цепочке».
При отборе песенного материала учитываю динамику возрастания речевых навыков детей, доступность содержания и текста песни, ее темп, диапазон, длительность фраз.
Очень большое значение в логопедических группах имеет такой вид исполнительской деятельности, как музыкально-ритмические движения, которые оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают слуховое внимание, память, координацию движений. Например, решая задачу координации движений рук, ног и артикуляционных движений, мы поем песни с использованием звучащих жестов. А некоторые тексты к песням мы сочиняем с детьми сами (например, «Ама-лама» на тему зимы). Также вместе с логопедом создаем ритмические игры и упражнения. Например, накладываем рифмованные строчки на музыку, и применяем яркие стаканчики, при помощи которых отстукиваем ритм.
Любимы детьми ритмические задания с использованием моего авторского тренажера «Музыка в движении» для развития слухового внимания, чувства ритма, координации движений, умения выполнять движение в соответствии с темпом и ритмом музыки.
Мы очень любим придумывать вместе с детьми стихи, где есть описание звуков окружающего мира, для озвучивания при помощи тембров шумовых музыкальных инструментов (шуршание листьев, скрип снега, шум грома). А иногда, рассматривая картину, мы составляем рассказ по ней, а потом подбираем тембры шумовых инструментов, которыми мы можем передать звуки природы. Подбираем яркие, образные, легко запоминающиеся рифмы, чтобы их можно было проговаривать в ритме, задействуя артикуляционный аппарат, например:
Ветерок вдруг налетел, (шу-шу-шу-шу ), (маракас)
По деревьям пошумел.
Громче завывает, (у-у-у-у)
Вьюгу зазывает!
Важным средством развития у детей слуховых ощущений являются музыкально-дидактические игры. Я разработала свою картотеку игр, которую ежегодно пополняю. Игровое действие помогает детям в интересной форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними. Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности. Все игры, применяемые мной на музыкальных занятиях, адаптированы для данной категории детей: Игры с мешочком – позволяют соотнести предмет со звуком, игра «Музыкальная лесенка» - учит определять направление движения мелодии, игра «Колокольчики»- учит различать три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии, игра «Угадай какой звучит инструмент?», «Угадай по голосу» - развивает тембровый слух, игра «Веселая гусеница» - способствует развитию ритмического слуха, игра «Угадай чье произведение» направлена на развитие слухового восприятия, музыкальной памяти, внимания, игра «Звуки и шумы» - на определение различных звуков окружающего мира.
Чтобы справиться с решением всех тех задач, которые я ставлю в своей деятельности, я работаю в тесном контакте с воспитателями логопедических групп, учителем –логопедом, психологом и с родителями.
Важным моментом в своей деятельности считаю заинтересованность родителей идеями совместной работы. Например, при работе над проектом по музицированию в повседневной жизни ребёнка, они получили интересный опыт, который им пригодится в семейном воспитании. Дети рассказывали о том, как они разучивали дома с родителями и родственниками ритмические упражнения, пели песни, исполняли музыкально-ритмические движения и создавали домашние оркестры. Для помощи родителям, в качестве информационного сопровождения я разработала буклет, из которого родители могут черпать идеи, разместила в нем игры по развитию слухового восприятия, которые они могут использовать при организации домашнего досуга.
Мониторинг показал, что в результате проведенной работы, дети к концу дошкольного возраста отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать звуки по высоте, определять на слух направление движения мелодии, поют согласованно с инструментальным сопровождением и без него.
Особо горжусь выпускниками. 5 человек (из общего количества логопедических детей) в прошлом году поступили в музыкальную школу, а 11 человек поступили в танцевальные кружки и студии, и делают успехи.
Результатом своего труда считаю пособие по развитию слухового восприятия у детей с нарушениями речи, которое могут применять педагоги других детских садов, воспитатели, музыкальные руководители и конечно, родители. В пособие входят авторские игры, сказки, стихи и песенки.