SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Учитель будущего".

IMG_20180316_100842

Жизнь – это бесценный дар, который надо достойно принять, сохранить и приумножить. Появление на свет человека – это счастье и ответственность. Войдя в этот мир, человечек за очень короткий срок должен познать его, принять правила проживания в нём, адаптироваться. И помогают ему в этом близкие и родные люди-родители. Мир открывают сами дети, родители им помогают, а учителя дают ключ для того, чтобы это открытие состоялось.
Как мужчина, как отец я пришёл в этот мир, чтобы дать новую жизнь, защитить и сберечь ее. Но я еще и учитель. Настоящий учитель думает о детях. О том, чтобы им было комфортно, хорошо, спокойно - в школе, в семье, в городе, в стране… Мне тоже хочется помочь ребятам почувствовать себя защищенно и уверенно в нашем неспокойном и полном опасности мире. Поэтому я выбрал профессию учителя основ безопасности жизнедеятельности. Сейчас, когда в любую минуту может остро встать вопрос: «Жить или не жить?», главная наша задача как учителей ОБЖ состоит в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках защищать свое Отечество. Школа призвана стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самого себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Мне хочется сделать каждый свой урок небольшим открытием для детей. Таким, чтобы он не только давал школьникам определенные знания, умения и навыки, но и увлекал их, возбуждал их умы, дарил радость от познания мира, в котором они живут. Я стараюсь разъяснить и внушить детям, что каждый человек должен знать, как сохранить свою жизнь и жизнь дорогих ему людей, и что этому можно научиться. Чем раньше это сделать, тем лучше! Уже сейчас мы видим, что XXI век – это век техногенных и природных катастроф, гибнут люди, животные, растительный мир. И зачастую, уже потом, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Так где же получить эти знания и навыки? В семье не всегда хватает времени на подобные разговоры, да и не тот приоритет у данного вопроса. Остается школа, которая должна не упустить вопрос, касающийся жизни и безопасности детей, и необходимо не только обеспечить их безопасность, но и научить правильному поведению в чрезвычайной ситуации.
Современные технологии помогают сделать процесс изучения данного предмета увлекательным и приближенным к реальности. И я как учитель ОБЖ смею надеяться, что мои ученики смогут на практике применить полученные знания и оценить важность данного предмета в школьном курсе, какой бы ни был век, ведь жизнь человеку дается один раз и надо сделать все, чтобы обезопасить и сохранить ее.
Есть разные способы и методы обучения вопросам безопасности. И я применяю их в комплексе, соответственно возрасту детей. Главное, чтобы ребенок не был пассивным слушателем рассуждений «о жизни», а активным участником происходящего вокруг, чтобы его «затягивало» в процесс. Чтобы ребенок понял и поверил: то, что рассказывает сейчас учитель, - жизненно важно, без этих знаний в жизни не обойтись.
Я рассказываю детям случаи из своей жизни, они делятся своими примерами и переживаниями. Мы искренне беседуем, учимся друг у друга любви, взаимопомощи, уважению, состраданию, верности и патриотизму. В атмосфере добра и дружелюбия мы разбираем правила о том, как действовать в той или иной ситуации, как защитить себя и близких нам людей от беды.
В моих подходах к жизни, к работе нет ничего сверхъестественного. Необходимо принимать ученика таким, каков он есть - со всем его небольшим, собственным, присущим только ему одному «рюкзачком» личного жизненного опыта, с успевшими сложиться чертами характера, ценностными ориентирами и даже приоритетами. И свою задачу я вижу в том, чтобы в числе этих приоритетов ребенка обязательно, как бы самопроизвольно (а на самом деле под моим ненавязчивым, направляющим влиянием), появилось стремление и умение уберечься от беды, предотвратить несчастье. Причем последнее дело - добиваться этого назидательным и повелительным тоном, оперируя лишь категориями «нельзя» и «нужно». Подобных слов подросток не приемлет.
Учитель будущего, как и сто лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, сильным. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя - это неисчерпаемый источник для безграничного творчества.
Учитель будущего должен интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Учитель «далёкого завтра» – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Он за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Я считаю, что высшее проявление педагогической успешности – это не столько высокие показатели усвоения материала, а сколько радость, улыбки детей, полученные от общения со мной в момент открытия нового и неизведанного.
Обучение должно быть таким, чтобы ученик самостоятельно сделал вывод – это мне нужно. Таково мое педагогическое кредо. В будущем воспитании, как и в воспитании нынешнем, многое будет зависит не только от наших возможностей, но и от стремления воспитать новое поколение настоящими гражданами страны, людьми с глубокими корнями, развитым чувством ответственности перед Родиной.
Сначала надо воспитать гражданина, а потом гражданственность воцариться в России!!!
Учитель ОБЖ С.А. Романов