SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению

 работы картинк

Задача учителя – открывать новую перспективу размышлениям ученика.
Конфуций

В современном обществе возрастает потребность в людях мыслящих нестандартно, творческих, активных, способных решать поставленные задачи и формулировать перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом N1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г., так как обучение детей сегодня – это модель взрослых завтра. «Модель выпускника основной школы» представляет следующее - это человек умеющий обучаться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Для формирования такого выпускника необходимы инновационные технологии, как: проектная деятельность, направленная на формирование практических навыков обучающихся, способных решать задачи на уровне иноязычной коммуникативной компетенции. Организация проектной деятельности также соответствует национальному проекту РФ «Образование» 2019-2024гг. Такие федеральные проекты как «Успех каждого ребенка» и «Современная школа», входящие в национальный проект, наиболее близки к проектной деятельности обучающихся.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что проектная деятельность как инновационная технология – одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у школьников, создающая условия для развития самостоятельности и креативности. Главным действующим лицом образовательного процесса при таком подходе является обучающийся, а учитель – источник информации и помощник в развитии личности ученика, формировании общеучебных действий.
Ведущая педагогическая идея и цель данного опыта заключается в создании оптимальных условий для развития познавательного интереса и творческого потенциала обучающихся посредством использования проектной деятельности.
В рамках реализации данного опыта передо мной стояли следующие задачи:
- создание алгоритма работы над учебными проектами;
-повышение мотивации к изучению английского языка;
-развитие языковых навыков и творческого потенциала;
- содействие самореализации каждого обучающегося.
Диапазон опыта включает в себя систему:
-урок;
-внеурочная деятельность;
-внеклассная работа по английскому языку.
Понятие инновационной технологии в образовании. В документах международной организации по делам образования ЮНЕСКО «Инновация» определяется как «попытка изменить систему образования, осуществляемая сознательно и намеренно, с целью совершенствования этой системы». В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.
Понятие проектной деятельности в образовании. Проектная деятельность, как одна из форм организации творческой или инновационной деятельности не нова. Она возникла еще в начале прошлого века в США и носила название «метод проблем». Теоретической основой метода является «прагматическая педагогика» философа Дж. Дьюи, согласно которой условия успешности обучения в познавательной активности ребенка, проблематизации учебного материала, связи теории с практикой, обучении в игровой и трудовой деятельности. Русские педагоги (С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер и А.У. Зеленко) в начале XX века также активно интересовались проектной деятельностью и пропагандировали ее в качестве метода обучения.
Формирование основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из основополагающих задач современного этапа развития системы образования. Исследования многих педагогов (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, П.С. Лернер, В.Д. Симоненко, В.М. Монахов и др.) показали, что актуальность обучения методом проектов на современном этапе развития обусловлена возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс. В справочной литературе «метод проектов» определяется как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов». Исследователи чаще всего определяют метод проектов именно как систему обучения, направленную не только на приобретение базовых знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных возможностей в процессе разрешения проблемных ситуаций (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.Г. Сергеева и др.).
При подготовке к урокам важно помнить, что учебный труд интересен, если он разнообразен. На своих уроках, во внеурочной деятельности и внеклассной работе для решения поставленных педагогических я использую различные технологии и методики с учетом дифференцированного подхода:
-интегрированные уроки;
-обучение в сотрудничестве;
-здоровьесберегающие технологии;
-использование интернет-ресурсов;
-технология дистанционного обучения.
Самым результативным, для реализации коммуникативной цели обучения, считаю использование проектной деятельности. Данный метод позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, эффективно развивать коммуникативную функцию языка для достижения УУД.
Классификация, предложенная профессором, доктором педагогических наук Е.С. Полат, является наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике:
• по доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный,
практико-ориентированный и т.п.;
• по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;
• по характеру координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный), со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
• по характеру контактов: внутренний, или региональный: среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира; международный;
• по количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые;
• по продолжительности проекта: краткосрочный (1-3 занятия), средней продолжительности (четверть, триместр), долгосрочный (полугодие, год)
Алгоритм работы над проектом:
1 этап. Подготовка учащихся к работе над проектом.
2 этап. Выбор темы.
3 этап. Сбор информации.
4 этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.
5 этап. Реализация плана действий проектной команды.
6 этап. Подготовка к защите проекта.
7 этап. Презентация проекта.
8 этап. Рефлексия.
Для исследования уровня мотивации участий обучающихся 7 класса в проектной деятельности мною была проведена диагностика в 2016г. (Приложение 1). Видно, что больше предпочтения обучающиеся отдали работе над индивидуальными проектами, чем над групповыми. Охват участников составил 30-40%. В связи с этим возникла необходимость найти решение возникшей проблемы:
-привлечь к участию;
-повысить мотивацию в результативности как в индивидуальной, так и в групповой проектной деятельности.
Рассмотрим возможности приемов проектной деятельности, используемых мной при обучении иностранному языку. В своей практике работы в средней и старшей школе наиболее часто мы выполняем исследовательские и творческие проекты. Это могут быть как моно, так и межпредметные проекты (Например, «Метод И. Франка при изучении английского и татарского языков» проект обучающихся 8 класса). По характеру контактов все наши проекты являются внутренними.
Чаще всего ведется работа над:
• краткосрочными проектами (для решения небольшой проблемы или части более значимой);
• долгосрочными проектами (до года).

Одна из современных и увлекательных приемов в проектной деятельности – составление различных коллажей: например: «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие способности.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники 5-8 классов могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни ( «Моя семья»), создавать собственный журнал («Путешествие»), готовить макеты («Моя будущая профессия»), создавать буклеты («Лингвистические особенности текстов рекламных слоганов») и т.д.
В старшем звене обучения обучающиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, были разработаны такие проекты, как: «Человек-создатель» (Man the Creator), Человек-искатель счастья (Man - the Seeker of Happiness), Человек-дитя природы (Man - the Child of Nature), «Визуальное искусство»; была выдвинута идея создания мини-проектов под названием «Рукотворная красота» (10 класс «English» О.А. Афанасьевой, И.В. Михеевой). Предлагалось сравнить работы известных художников прошлого: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Дега, Ренуара, Айвазовского, Иванова, Саврасова, Левитана, Серебряковой и других; материалы для создания художественных произведений, классическое и современное искусство; что мы видим на живописных полотнах; наиболее популярные жанры живописи; основные характеристики живописных произведений; достоинства произведений живописи. Работа над данными проектами помогла достичь основную цель: обучающиеся приобщились к творчеству, поняли сущность человечества, работали с большим подъемом и вдохновением.
С помощью проектной методики на уроке и во внеурочной деятельности можно достичь сразу нескольких целей: расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и демонстрировать работы детей. Для решения поставленных задач мною разработана программа внеурочной деятельности «Английский вокруг нас» (6 класс).
Развитию языковой компетенции способствует также внеклассная работа по предмету. Наиболее значимым считаю использование такой формы, как предметный кружок. C 2017 года я веду кружок «Easy English» для обучающихся 5-7 классов. За идеями и тематикой часто обращаюсь к зарубежным учебным пособиям по английскому языку "Generation 2000" , "Project English" и сайту «Insights to English». С учетом интересов детей составлена программа на 3 года:
• 5 класс- «Fairy Tales interrupted»
• 6 класс- «Celebrity interview»
• 7 класс- «Tourism»
Благодаря проектной деятельности члены кружка показывают более глубокие знания и хорошие результаты.
Помимо учебных проектов, обучающиеся с большим интересом работают как над индивидуальными, так и над групповыми исследовательскими проектами. Мы участвуем и побеждаем в научно-практических конференциях разного уровня, представляя свои проектно-исследовательские работы. Вот примеры последних:
• индивидуальные
III Всероссийская НПК -конкурс учащихся имени Льва Толстого «Tolstoy pro et contra (Tolstoy… pros and cons)» - I место, Межрегиональная проектная конференция имени С.П.Королева – I место, Районная НПК «Наука-дело молодых» - III место, Международная НПК «Языковой вкус эпохи» I место итд.
• групповые
Республиканский конкурс «Лучший туристический маршрут РТ» конкурс проектных работ - II место, IX Открытый региональный конкурс «Learn to win!»- II место, победа в номинации «Стремление к победе», Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов ИАиЭП КНИТУ КАИ итд.
Оценивание презентации проекта – важная часть в проектной деятельности. При устном выступлении обучающегося перед аудиторией оценивается ценность выполненного проекта для самого школьника, для дальнейшего использования подготовленного материала, содержание устного выступления, выразительность речи и манера обучающегося держать себя в публичном пространстве.
Желательно, чтобы коммуникативное поведение школьников после презентации устных выступлений по проекту всегда вежливо и доброжелательно комментировалось как учителем, самим учеником, так и другими учениками.
Естественно меня как учителя иностранного языка интересует влияние технологии на результаты и качество знаний обучающихся. В течение последних трех лет замечено повышение интереса к участиям и результативности в проектной деятельности (приложение №2) . Заметно повысился интерес к процессу обучения у большинства обучающихся, что способствует интеллектуальному развитию, лучшему усвоению учебного материала, формированию умений и навыков (приложение №3), успешному прохождению итоговой аттестации по английскому языку (приложение №4).
Обучающиеся с большим удовольствием посещают уроки английского языка, участвуют в различных коллективно – творческих делах, проявляют инициативу в их подготовке и организации, проявляют интерес к исследовательской деятельности, стремясь к положительным результатам, раскрывая свои скрытые таланты и возможности. Позитивными результатами педагогической деятельности и диссеминацией педагогического опыта за последние 3 года делюсь в приложении №6.
Таким образом, проектная деятельность как инновационная технология существенно обогащает преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность как учителя, так и обучающегося, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие. Ее применение не только оживляет учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, кроме того, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Например, мои ученики и я сама являемся призерами Республиканского конкурса "50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан" в номинациях "Перспектива" и "Инновации в образовании" в 2017, 2018, 2019 гг., что еще раз доказывает результативность работы по моей методической теме «Инновационные практики реализации ФГОС в деятельности учителя английского языка».
Использование инновационных технологий в образовании – неотъемлемая часть образовательного процесса. Проектная деятельность как форма реализации подобных технологий должна быть гармонично вплетена в образовательный процесс наряду с другими методами, формами и технологиями. Процесс реализации проектной технологии дает возможность развивать самостоятельность мышления и формировать инновационное поведение, в соответствии целям и задачам современного образования и, таким образом, максимально приблизить процесс обучения к практике.

Приложения в прикрепленном файле.
Ссылка на мой сайт https://english167edu.wixsite.com/speakenglish

Прикрепленный файлРазмер
опыта работы Г.Г.Маматкулова .doc176.5 кб

Комментарии

Невероятно занимательная статья. Благодарю Вас, Гульназ Гамировна, за полезную информацию про проектную деятельность и методы ее использования в преподавании. В первую же секунду чтения заметны Ваша опытность, креативность и новаторство. Замечательно, что в нашем городе имеется такой грамотный и профессиональный специалист!

Соловьёва М.Г.

Очень интересный и полезный опыт работы, который поможет учителям делать уроки по настоящему жизненными, желанными.Учитель в деталях показывает приоритетность использования проектной технологии.Спасибо Вам! Желаю успехов!

Зульфия Набиуллина

Гульназ Гамировна, педагог работающий на результат - хорошее, даже отличное знание учениками английского языка. Требуя от учеников, остаётся справедливой, честной. Себе же ставит задачи намного выше: быть компетентной в меняющемся мире, быть примером не только для учеников, но и для коллег.

педагог-организатор Хуснутдинова.

Душевная и творческая щедрость, преданность делу, влюблённость в свою работу, доброжелательность и человечность Гульназ Гамировны вызывают искреннее уважение. Хочу выразить огромную благодарность Гульназ Гамировне! За ее индивидуальный и неповторимый творческий подход. За умение превратить уроки в настоящие праздники. За то, что вкладывает душу в свою работу. Сайт тоже очень достойный, как и любое творчество. Гульназ Гамировна гибкий, открытый душой и постоянно ищущий педагог. Невероятно повезло той школе, где она работает сейчас. Желаю Вам, Гульназ Гамировна, не останавливаться на достигнутом, творческих побед!

Вы учитель с большой буквы. Мы искренне восхищаемся Вами!

М.Асгат

Очень информативная статья. Составлена профессионально и грамотно. Материал изложен научным языком, слог доступен для понимания, прочитала с большим интересом. Сделала открытия и для себя, вижу необходимость пренятия опыта от учителя с большой буквы.
Грамотный специалист, прекрасный учитель, замечательный коллега.
С уважением отношусь к ее профессионализму. Этот Учитель может научить и у этого Учителя ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!!!

Гульназ Гамировна,я была поражена... вашим творчеством, качеством подготовки методических материалов и вашей -такой активной жизненной позиции. Можно с уверенностью сказать: "Учитель - это ваше призвание!". Как замечательно, что на нашем нелегком педагогическом пути встречаются такие творчески-одаренные коллеги. Приятно делиться и обмениваться опытом, новыми творческими идеями. Хотелось бы вам пожелать дальнейших успехов! Пусть мечты сбываются!!!

Очень интересная и познавательная работа,Гульназ Гамировна!Видно,что вы не первый год работаете над этой темой,о чем говорят результаты вашей деятельности!

Oчень интересная и познавательная работа,Гульназ Гамировна!Видно,что вы не один год работаете над данной темой,о чем говорят результаты вашей деятельности!

Oчень интересная и познавательная работа,Гульназ Гамировна!Видно,что вы не один год работаете над данной темой,о чем говорят результаты вашей деятельности!