KANIKULY SMI.KAZANOBR.RU

Тема урока: «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»

Тема урока: «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»

Цель урока: формировать целостную картину мира и осознание места в нём
человека на основе единства рационально-научного понимания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи урока:
− познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России;
− научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов;
− воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.

Планируемые результаты:
- видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение;
− уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;
− называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл – благодарность природе;
− творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор; кукла-зернушка, деревянные палочки, задания на карточках для индивидуального опроса, муляжи или фотографии даров осени, аудиозапись обрядовой песни про сбор урожая, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий.

Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

II. Актуализация знаний.
1. Работа в паре.
а) - Закончи предложение.
1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).
2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.)
3. Главный признак осени – (похолодание)
4. Легкий мороз – (заморозки)
5. 23 сентября – (день осеннего равноденствия)
б) Подчерни зимние природные явления.
Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.
Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. Река покрыта льдом.

2. Фронтальный опрос.
- Назовите главный осенний признак?
- Чем характерны осенние дожди?
- Как образуются туманы?
- Что такое равноденствие?
- Когда бывает осеннее равноденствие?
-Как меняется уклад жизни крестьян с наступлением осеннего равноденствия?

III. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки.
1. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай? ( Душица)

2.В колыбельке подвесной
Спит в тиши жилец лесной.
Пополнеет, подрастёт –
На зубок он попадет
Мальчикам и девочкам,
Хлопотуньям-белочкам.
Кто найдёт его быстрей
Посреди листвы, ветвей* (Орех)

3. Было зеленое платье атласное,
Нет не понравилось, выбрало красное.
Но надоело также и это,
Платье надела синего света. (Слива)

4. С ним сдружились мы давно,
Дарит нам он толокно,
И муку, и кашу, и печенье…
Поблагодарим за угощение. (Овёс)

5. Главный принцип, в общем, постой:
Голова – на солнце, ноги – под водой. (Рис)

- Как одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов?
- Какое время года называют урожайным?
- Ребята, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия? (К этому времени убирали урожай.)
- Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осеннего равноденствия.

- Соберите пословицу: делу, час, потеха, время (Делу – время, потехе – час).
- Работай, чтобы потом отдохнуть.

IV. Работа по теме
1.Беседа.
Верно замечено, чтобы достойно встретить праздник, надо хорошо потрудиться. Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время или в переломные моменты в явлениях природы.
- Какие праздники русский народ отмечал осенью? (Праздник Урожая, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и др).
Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне отмечали окончание жатвы. Крестьяне благодарили матушку-землю.
-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)
- Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны
благодарить за это изобилие на нашем столе?
- Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.
- А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.
(Обучающиеся еще раз кланяются и садятся за парты. )Учитель делает вид, что прислушивается, и говорит:
- Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)
- Нет, не мышь. А очень славная гостья. Как мы назвали эту куклу? Зернушка. Такие куклы-зернушки мастерили в старину бабушки со своими внуками. Сейчас послушаем сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка».
- Накануне праздника, вечером в каждом доме гасили огонь и в печи, и в лампадах .
-Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ? (Трение одного куска дерева о другой)
2. Работа в парах.
Работа в тетрадях (с. 40 № 1; во время выполнения задания звучит осенняя мелодия)
С помощью цветных карандашей мальчики «зажигают» огонь, девочки «украшают» сноп в честь окончания жатвы. Затем поменяться тетрадями, помочь друг другу: мальчики «зажигают» огонь в тетрадях девочек, девочки в тетрадях мальчиков «украшают» сноп.
Русский народ чтит традиции своих предков, бережно их сохраняет.
3.Работа по учебнику
Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами.
Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.
В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священного дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки разных домашних духов, духов охоты, духов-целителей, предлагали угощение. Руководил молениями старейший, он читал молитвы стоя, остальные – на колесах, кланяясь. Многочисленные гости, друзья, приезжавшие из других селений, наблюдали за обрядом.
Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение – мясо и кашу. Домой с собой брали воду или лёд. А в благодарность воде-поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетённых из прутьев лодочках.
Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. Коряки с древности пасут стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.
За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололо. Его проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.
Длился праздник целые сутки. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных. Их «кормили» жиром», «поили» и укладывали на жертвенное место. Дети и женщины плясали по случаю прихода «гостей». Глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину», бросал в огонь, символизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки куста тальника. В конце праздника жители в деревянных или травяных масках обменивались подарками. Затем укладывали байдару на зиму. Это сопровождалась добыванием огня ритуальным способом, очищением жилища от злых духов.

V. Физкультминутка.
VI. Закрепление.
1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на стр.64учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.
- Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.
VII. Итог урока.
- Чем похожи праздники русского, нанайского, корякского народа?
- Чем эти праздники отличаются?
- Как вы думаете, почему у разных народов празднование проходило в одно и то же время, в пору осеннего равноденствия?
- Как бы вы объяснили одинаково бережное отношение к природе различных по своей культуре народов?
- Нужно ли сохранять народные традиции и праздники? Почему? Сделаем вывод. Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.

VIII.Рефлексия.
- Что было интересным на уроке?
-Что вызвало у вас затруднения?
Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - зелёный, «Хорошо» - жёлтый. «Старался, но не всё получилось» - красный).
- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.