KANIKULY SMI.KAZANOBR.RU

Игровые технологии в воспитании культуры питания детей 3-4 лет, как основа формирования здорового образа жизни.

Игровые технологии в воспитании
культуры питания детей 3-4 лет,
как основа формирования здорового образа жизни.
Одна из главных задач, стоящих перед воспитателем – забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию.
Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста.
«Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое – что говорить».
А.С. Макаренко
Прежде всего, необходимо последовательно и с учетом возрастных особенностей формировать культурно – гигиенические навыки детей.
Многие заболевания детей раннего возраста вызваны бактериями и вирусами, попадающими с пищей, водой или с грязных рук. Обучение детей простым гигиеническим навыкам уменьшит заболеваемость. Дети 3-х – 4-х лет должны самостоятельно аккуратно мыть руки и лицо, правильно пользоваться мылом, насухо вытираться, вешать полотенце на свое место.
Необходимо также формировать простейшие навыки поведения во время приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками. Пищу нужно пережевывать медленно и тщательно с закрытым ртом. Разговаривать с полным ртом некрасиво и неудобно. За стол садятся для принятия пищи, а не для развлечений. Нельзя раскачиваться на стуле. Это чревато травмами и ушибами, кроме того, можно обжечься. Не нужно расставлять локти и ставить их на стол.
Обучать детей всем этим правилам можно и во время образовательной деятельности, и посредством всевозможных игр, и во время приема пищи на собственном примере. Не нужно также забывать о соблюдении правил элементарной вежливости. Пожелание «Приятного аппетита» обязательно.
Необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи – правильная и эстетическая сервировка стола, которая, в свою очередь, привлекает внимание детей к блюдам, пробуждает и повышает аппетит. Столы должны быть сервированы одинаково. Это способствует воспитанию вкуса у детей. К тому же так вы предотвратите конфликты. На середину стола ставится салфетница с бумажными салфетками, хлебница с порционно нарезанным хлебом. Ложки кладутся справа от тарелки, чашки – в центре стола. Все по количеству детей. Во второй половине года мы начали формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой. Они учатся раскладывать ложки, расставлять чашки, хлебницы, салфетницы. Обязательно наличие привлекательной формы для дежурных. Дежурства помогают решать вопросы нравственно – эстетического воспитания детей, воспитывать у них ответственность, аккуратность, трудолюбие, старательность, самостоятельность, стремление к взаимопомощи.
Сытый ребенок – удовольствие для мамы, а вот голодный – проблема. Часто можно услышать жалобы родителей на то, что их ребенок плохо ест. А это может привести к проблемам с ЖКТ. Все дети разные и каждый случай индивидуален, ведь каждый малыш от рождения имеет свой аппетит. У детей раннего возраста хорошо развиты механизмы саморегуляции, каждый ест столько, сколько ему необходимо для поддержания хорошей жизнедеятельности. Причинами плохого аппетита могут быть: принуждение, неучитывание вкусовых пристрастий, перекусы между едой, состояние здоровья, время года (в жаркое время года аппетит снижается).
Отсутствие культуры питания может привести к детскому ожирению. А детское ожирение в свою очередь приводит к тому, что болезни, которые раньше считались сугубо взрослыми – повышенное давление, высокий уровень холестерина, наличие жиров в крови и диабет, остеоартрит, встречаются у гораздо более юных людей. У детей с избыточным весом случаи заболевания астмой встречаются в 2 раза чаще, чем у детей с нормальным весом.
Угрозу здоровью создают приверженность современных детей к приему пищи за просмотром телевизионных программ, компьютерным играм, еде быстрого приготовления, с которой они получают слишком много жиров, сахара и соли, и слишком мало фруктов и зелени. В результате оказывается, что суточная калорийность питания у детей увеличивается на 30%, а расхода энергии, из – за малоподвижного образа жизни, не происходит.
Знания, умения и навыки организации правильного питания, знания о здоровом питании, о пользе овощей и фруктов, о правилах поведения за столом, элементарные знания о своем организме формируем во время образовательной деятельности, а закрепляем - в игровой. В дальнейшем, эти знания дети применяют в самостоятельной свободной деятельности.
Нами создана и постоянно пополняется предметно – развивающая среда по данной теме: наглядные материалы, игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, картотека пальчиковых игр, загадок, потешек.
В группе много дидактических игр: «Что есть что?», «Что сначала, что потом», «Азбука здорового питания», «Это хорошо», «Что лишнее», «Чего не стало», «Один – много». Также дети любят играть в настольно – печатные игры: лото «фрукты и овощи», лото «Магазин. Продукты», домино «Фрукты», разрезные картинки «Овощи, фрукты», «Золушка». Во время таких игр дети самостоятельно закрепляют полученные знания по вопросам о питании.
Дети с удовольствием играют в такие сюжетно – ролевые игры, как «Кафе», «Семья», «Магазин», «День рождения», «К нам пришли гости» и др. Для таких игр в группе есть муляжи фруктов, овощей, других продуктов питания, красивая игрушечная посуда.
Мы с ребятами играем в малоподвижные игры «Съедобное – несъедобное», «Поварята», «Хлопай – топай».
В свободной творческой деятельности дети по своему желанию рисуют, раскрашивают раскраски, лепят на тему «Питание».
Получение пищи осуществляется младшим воспитателем на пищеблоке строго по нормам и графику. Ежедневно мы выставляем меню для родителей в раздевальной комнате.
В заключении хочется сказать, что только систематическая работа даст свои результаты, дети бережно будут относиться к труду взрослых, у них будут формироваться КГН, они научатся красиво сидеть за столом и правильно принимать пищу, будут знать о полезных и вредных продуктах питания, снизится заболеваемость детей. Если мы научим детей с самого раннего возраста правилам поведения за столом, культурно – гигиеническим навыкам, правильному и полезному питанию, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни и культуру поведения, то наши дети будут здоровыми и культурными.