SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

ДРОБИ В ДЕТСКОМ САДУ

4Презентация Microsoft PowerPoint 97-2003

В прошлом 2018 году, я стала одним из победителей в конкурсе им. Л.С.Выготского.
На конкурс представлен видеоролик
https://www.youtube.com/watch?v=HY6mQsbFhEM&list=PLd-UK5wye6sKBTT1hbOrXJ...
и материал по разделу моей образовательной программы "Пифагорики", "Дроби, деление целого на части".
Расскажу немного о работе над этим разделом.
Дроби прекрасно упражняют детей в счете, развивают мышление, воображение, память. Почему мы так поздно их используем? Подвожу детей к необходимости дробей в такой ситуации. Вот целый пирог, он один, каким числом его назовем? Числом один! И обозначим его цифрой…? Один!
А если мы поделим этот пирог (сыр, торт, пиццу, блинчик) на 2 части, каким числом назовем? Какой цифрой обозначим? И вот процесс пошёл.
Обычно я начинаю вводить детей в мир дробей с 6 лет. В этом году я работаю с пятилетками. Решила начать знакомство через простые ситуации во время завтрака, обеда, делим кашу в тарелке, разговариваем, обсуждаем, какая часть больше, какая меньше. Девочки делят на 2 равные части, а мальчики на 4 равные. В тарелке у Насти каша поделена на 2 части у Руслана на 4 части, какие части больше четвертинки или половинки?
Предлагаю детям проблемные ситуации с опорой на рисунки в разных вариантах. Например: «Наф-Наф угощает пирогами своих друзей. У Нуф-Нуфа целый пирог и 2 половинки. У Ниф-Нифа 2 целых пирога, у кого больше, меньше или поровну?», рассуждаем, удивляемся, какие умные и хитрые дроби.
Упражняемся не дольше 10 минут, в режимных моментах, вечером, днем перед обедом, а потом опять играть. Никита после 2 упражнений сам в свободное время бежит к доске, рисует круг и делит его на 4 части, прописывает каждую дробь в четвертинках. Однажды спросил меня: " Откуда, Вы знаете дроби?" Ну, чем не награда для педагога!
Рассмотрим примерные этапы работы. Начинаем с простых ситуаций, описанных выше.
1.Использование художественной литературы. Чтение сказок и просмотр мультфильмов. «Два жадных медвежонка» Венгерская сказка. В. А. Сутеев "Яблоко". "Апельсин"- считалочка. Обсуждаем проблемы, ищем пути справедливого решения. Используем слова и выражения: одну из двух, одну из четырех, одну из шести.
2.Практическая деятельность. Деление прямоугольника, квадрата на 2, 4, 6 равных частей, разными способами. Знакомство и закрепление понятий: целое, часть. Поровну, на две равные части. Целое всегда больше части. Часть всегда меньше целого. Части бывают равными и неравными.
3.Определение понятий. Целое - обозначается цифрой-1.Половина обозначается 1/2 Понятие раздробить, разделить. Практическая деятельность по сюжетам. «Два жадных медвежонка», «Кораблик». Выполняем аппликацию, учимся писать дробь 1/2.
4.Знакомство с магнитным демонстрационным набором «Дроби Никитина». Проблемная ситуация. Почему дроби обозначены такими цифрами? Две цифры, одна сверху, другая снизу, сверху меньшее число, снизу большее? Обсуждаем, приходим к выводу, что сверху, сколько взяли, а снизу на сколько частей поделили.
5. Работаем с раздаточным набором «Дроби», прикладываем, друг к другу доли, называем их. Показываем доли, на просьбу педагога: «Покажите половину, 1/2. Покажите одну целую и 1/2. А как получить целое из разных частей? Работаем с четвертями и половинками.
6.Определение понятий - одна из двух - одна вторая, одна из трех – одна третья, одна из четырех - одна четвертая и т. п.
7. Решаем проблемные ситуации. А как назовем, если у нас 1/3 и 1/3? 2/3 и т.п.
Как назовем - 2/2, 3/3, 4/4 и т. п.? Целое-1.
8.Дроби задают хитрые вопросы. Что больше 1/2 или 1/3? Не торопитесь с ответом, посмотрите на дроби. Используем магнитный демонстрационный материал.
9.Работа с раздаточными наборами «Дроби». Найди 1/2, 1/4, Найди дружные дроби-1/2, 2/4. Хитрые дроби задают вопросы: « Что больше 1/2 или 2/4 и т. п.? Если взять 2, 3, 4 неразделенные части, как их назовём? 2, 3, 4 целых.
10. Знакомство с дробями до 1/10. Дружные дроби. Ищем равные доли. 1/2 =2/4 = 3/6=5/10. Выкладываем магнитные дроби на демонстрационной доске друг над другом, чтобы видеть центральную линию.
11. Выполняем графические задания. «Напиши дробь, какая часть закрашена?», «Закрась нужную часть», «Соедини волшебными ниточками рисунок и дробь», «Найди дробь, обведи кружочком правильный ответ». Цветные карточки можно использовать многократно, если ламинировать и писать на них маркером для белой доски.

12.Постепенно доходим до деления полоски бумаги на 8, 10, 12 равных частей, выполняем аппликацию. Строим заборчик для трёх поросят. Понятие -1/8, 2/8, 1/10, 5/10=1/2, 6/12 =2/4 и т. п. Ищем дружные дроби. Записываем примеры с дробями. Например. 4/8+4/8=1. Или 1 - 5/10 = 5/10. Практические упражнения. Хитрые дроби: «Что больше 1/8 или 2/8, 4/8 или 1/2? 5/10 или 1/2?
13. Игра настольная «Вкусные дроби». Упражняемся в нахождении нужных долей, называем их. Соревнуемся, кто быстрее выложит в тарелке целую пиццу из отдельных долей.
14. Запись и решение простейших примеров с дробями с опорой на наглядный материал: магнитный набор «Дроби Никитина».
15. Запись и решение примеров без опоры на наглядный материал.
16.Использование дробей при измерении жидкости и длины отрезков.
17.Решение задач с использованием дробей.
18. Самостоятельное придумывание задач и примеров с использованием дробей. Учимся придумывать добрые задачи. Где бабушка и мама пекут пироги, папа дарит цветы, дети сажают деревья и т.п.
19.Часы. Определение понятий четверть часа, полчаса. Неделя -7 дней. Один день-1/7 недели и т.д.
20.Календарь. Знакомство с понятиями: год, полгода, сезон. Год-это 4 времени года, 4 сезона. Каждый сезон - это 1/4 года. В году 12 месяцев, 6 месяцев - это 1/ 2 года, или полгода, а 3 месяца - 1/4 года.
21.Самостоятельная игровая деятельность. Настольная игра "Домино - дроби".
22.Деньги. Рубль-целое. 10 копеек-1/10 часть рубля и т. п.
23.Использование мультимедийных презентаций, где дети решают проблемные ситуации, в игровой форме знакомятся с новыми понятиями мира дробей.
Работу можно начинать со старшей группы. Важно постепенно усложнять материал. Включать задания с аппликацией, рисованием, каждую задачу преподносить с определенной мотивацией. Дети любят, когда повторяются знакомые задания. Постепенно они так увлекаются, что спрашивают:
«А сегодня у нас будут дроби?»

Прикрепленный файлРазмер
4Презентация Microsoft PowerPoint 97-2003.jpg35.46 кб