SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Методическая разработка "Игровые приемы работы с детьми, имеющими нарушения речи"

IMG_6483

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка и важнейший компонент формирования его личности. Общение является ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.
За последние годы значительно возросло количество детей, имеющих речевые нарушения. У многих детей к шести годам не всегда сформировано умение общаться, старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами речи: отсутствует навык рассуждения, бедный словарный запас, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи.
Нарушения речи многообразны. Практически все они ограничивают коммуникативные возможности ребенка, его социальное и личностное развитие. Трудности общения школьников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности. Вот почему так важно помочь детям овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью. Развитие речи детей происходит постепенно и неразрывно связано с развитием творческой активности, воображения, мышления и накоплением эмоционального жизненного опыта в общении.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника и младшего школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Целью данной работы является раскрыть значимость игровых форм деятельности для коррекции речи у детей с речевыми нарушениями.
Тема работы является актуальной, так как игра благоприятно воздействует на формирующуюся личность ребенка, создает положительный эмоциональный настрой, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей ребенка.
В центре внимания методической разработки - игровая деятельность детей с нарушениями речи.

Прикрепленный файлРазмер
приемы.docx54.26 кб