SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание профессиональной педагогической деятельности

iI9XLNFYV

Описание профессиональной педагогической деятельности
педагога-психолога
МБОУ «Политехнический лицей №182»
Бегловой Эльмиры Ильдусовны.

Самое главное для меня беречь и относиться с пониманием и уважением к внутреннему миру ребенка, так как это единственный путь раскрытие его индивидуальности, а значит и развитие его способностей. На гармонии и сотрудничестве я строю свои отношения с детьми.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
• профилактика школьной и социальной дезадаптации;
• консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
• повышение мотивации обучения у учащихся;
• создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
• формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
• формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
• организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
• организация работы с детьми категории «одаренные»;
• разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Основные циклы сопровождения:
• готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
• переход в среднее звено;
• подростковый кризис;
• адаптация и профориентация в старшем звене.
В программе сочетаются разные направления деятельности, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, просветительский и методический.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Диагностический блок включает в себя известные методики, рекомендованные, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1-10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе.
III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (в конце года).

РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
2. С учащимися с со средним и высоким уровнем дезадаптированности испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (8-10 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
Данный блок составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК
Данный блок составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися:
- включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями:
- заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями:
- включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Оформление документации:
• Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
• Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
2. Разработка, подготовка и проведение:
• родительских собраний,
• классных часов,
• занятий с классными руководителями, учителями.
3. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
4. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
5. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
6. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
7. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
8. Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение семинаров, конференций.
9. Анализ научной и практической литературы.
10. Работа над темой самообразования.
11. Оформление кабинета:
• приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
• изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
• оформление уголка психолога, стендов.
12. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение РМО, проведение открытых занятий.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностический и развивающий блок.
Младшее звено : успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе; повышение уровня учебной мотивации; базовые способности к самопознанию и познанию других;
способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков; формирование положительного образа своего «Я»; формирование произвольности психических процессов, самоконтроля; положительное отношение к самому процессу обучения и познания; положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено: способности и стремление к самопознанию и познанию других; высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»; стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе; осознание важности и смысла процесса обучения; стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию; осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено: способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; профессиональное и жизненное самоопределение; умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты; стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни; стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями; психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь; активная и позитивная жизненная позиция.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК.
• Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
• Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК.
Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК.
Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
Учебно-методическое обеспечение кабинета
Материально-технические условия:
- Наличие помещения, стола и стульев для занятий, дивана.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
- Материалы для занятий: тетради в клетку; цветные карандаши; ручки шариковые; бумага писчая.
Поставленные задачи достигались различными видами работ по основным направлениям, в соответствии с перспективным планом работы.
Направления деятельности Ведущие виды работ
Психодиагностика Работа с учащимися:
1.Диагностика личностных особенностей. ( Проективная методика «Несуществующие животное»).С 1 по 10 классы.
2. Выявление степени удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива (Рисунок «Мой класс).
С 1 по 10 классы.
3. Диагностика внутрисемейных отношений ( Рисунок « Моя семья»).
С 1 по 10 классы.
4.Диагностика интеллекта (Тест ГУДИНАФ-ХАРРИСА). С 1 по 10 классы.
5. Диагностика школьной адаптации: анкета «Анализ родителем уровень адаптации ребенка», опросник «Анализ классным руководителем уровень адаптации учащихся». С 1 по 2 классы.
7. Изучение ученического коллектива: первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений (Социометрия). С 3 по 10 классы.
8. Профориентация (Методика "Матрица выбора профессии"). С 8 по 10 классы.
9.Мониторинг по психологической безопасности среди учащихся 9-10 классов 25.10.2018.
10. «Всероссийская профдиагностика 2018» среди учащихся 8,9,10 классов 19.11.2018
Работа с педагогическим коллективом:
1. Тест на эмоциональное выгорание В.Бойко.
2. Диагностика личностных особенностей. ( Проективная методика «Несуществующие животное»).
Коррекционно-развивающая работа - индивидуальные коррекционные занятия для учащихся, по рекомендации ПМПК.
-групповая и индивидуальная работа с учащимися повышенной тревожности, агрессии;
-психолого-педагогическое сопровождения подготовки к экзаменам.
Консультационная работа Работа с пед. коллективом:
- индивидуальные консультации по запросу учителей.
Работа с родителями (законными представителями):
- индивидуальные и групповые консультации (по запросу и результатам диагностик)
-выступления на родительских собраниях.
- индивидуальные консультации для родителей детей «группы риска»
Просветительская работа -просветительская работа (выступления на собраниях МО педагогов)
-рекомендации родителям, учащимся и педагогам.
Профилактическая работа Работа с обучающимися и их родителями:
-профилактика правонарушений;
-профилактические беседы с детьми «группы риска»;
-индивидуальные занятия по предпрофильной и профильной подготовке учащихся;
Организационно-методическая работа
-планирование деятельности;
-подготовка аналитических отчетов;
-разработка развивающих и коррекционных программ;
-участие в научно-практических конференциях и семинарах;
-посещение совещаний, методических объединений;
-знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики;
-подготовка бланков, наглядного материала, создание картотеки тестов;
-участие в обучающих семинарах, конференциях;
-работа по теме самообразования;
- подготовка материалов по запросу.

Для решения поставленных задач провожу психолого-педагогический анализ личностных особенностей учащихся, уровня сформированности интеллектуальных, психофизических качеств личности, уровня мотивации к обучению у детей. В результате анализа выявляю следующие группы обучающихся: одаренные дети, социально-запущенные («группа риска»), соматически-ослабленные, с низкой учебной и познавательной мотивацией, дети с особыми образовательными потребностями. Для каждой из приведенной групп мной выбраны современные психолого-педагогические занятия по разработанной программе: работа с детьми ОВЗ, с детьми «группы риска», с одаренными детьми, а также работа по профилактики суицидального, ассоциального поведения, эмоционального выгорания педагогов.
Для педагогов: релакционные упражнения, тренинги по профилактики эмоционального выгорания (Программа профилактики синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов).
Для родителей: психопрофилактические занятия: «Эмоциональная дистанция в подростковом возрасте» (особенности подросткового возраста, влияние окружения на развитие личности подростка), «Отцы и дети» (межличностные отношения в семье).
В своей работе также использую здоровьесберегающие технологии, немаловажным фактором которых является развитие психологически здоровой личностии формирование положительной мотивации у ребенка. Реализую данную технологию в профилактической деятельности, которая направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников, педагогов и родителей. Результатами работы по данному направлению считаю укрепление взаимосвязи между работой психолога и педагогического коллектива, формирование позитивного плана активной жизни, сформированность адекватного поведения и межличностного взаимодействия учащихся, предупреждение девиантного и аддиктивного поведения младших подростков.
С 2018 года сопровождаю процесс подготовки дошкольников к школьному обучению с учетом реализации ФГОС, результатом своей работы считаю:
- создание условий для благоприятного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса – учителей, детей и родителей (консультации);
- обогащение организационных форм и методов обучения в начальной школе (опора на наличный уровень достижений дошкольного детства).
Реализуя программу «Ведение в школьную жизнь» в группах «Будущий первоклассник» с детьми 6-7 лет использовала предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, которые в полной мере способствовали формированию у детей активного словаря, развитию коммуникативных навыков, саморегуляции познавательных процессов. Данные технологии позволили качественно подготовить детей к обучению, сгладить трудности адаптационного периода в первом классе.
В совершенстве владею современными технологиями психологического консультирования - ежемесячно выступаю на педагогических советах, консилиумах, методических объединениях педагогов; в течение года посещаю и выступаю на классных родительских собраниях во всех параллелях; разрабатываю рекомендации, советы и т.д. учащимся с проблемами поведения и обучения, педагогам и родителям. При работе использую следующие формы работы – мини-лекция, беседа, выступление, анкетирование, упражнения и др.
Работая в системе школьной психолого-педагогической службы сопровождения детей реализую диагностические и коррекционно-развивающие технологии: осуществляю комплексное диагностирование учащихся; выявляю индивидуальные особенности личности ребенка, разрабатываю и реализую индивидуальные развивающие программы с тесным взаимодействием с учителями, педагогом-логопедом, и другими специалистами, отслеживаю результаты; составляю рекомендации для родителей и педагогов.
Работу строю с учетом обязательного развития у обучающихся интеллектуальных способностей, самосознания, социальных навыков, индивидуально-возрастных особенностей учащихся и с учетом преемственности между содержанием образовательных программ.
С 2018 года работаю над методической темой: «Содержание гендерных аспектов образа «успешности» у подростков с разным уровнем самооценки». В своей работе я опираюсь на концепцию Налчаджяна А.А. «Психологическая адаптация: механизмы и стратегии». С 2018 года провожу исследовательскую работу среди учащихся 7,8,10 классов, на данную тему. Цель исследования выявить взаимосвязь между содержанием образа «успешности» в самосознании с разным уровнем самооценки подростков. Диагностическим материалом послужила авторская методика «Рисунок успешной женщины и успешного мужчины» с целью выявления как когнитивного, так и эмоционально-оценочного компонентов образа успешной личности в самосознании подростков. Но для меня всегда важна практическая значимость исследования. С 2018 года активно сотрудничаю с АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» - уполномоченный орган по выявлению и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи в Республике Татарстан. С целью формирования у подростков образа успешности, а самое главное его непротиворечивое идентифицированность с собственным образом Я, под руководством тренеров прорывных компетенций разрабатываю тренинги по развитию надпредметных навыков такие как: «когнитивность», «открытость, инициативность, предприимчивость, «управление проектом под результат», «командность и эффективность сотрудничества», «видение и лидерство». Но для достижения наибольшего результата мы совместно с организаторами, тренерами проводим работу с родителями. Помогаем выстроить перспективу успешного будущего их ребенка. Тесное и продуктивное взаимодействие с детьми, родителями и педагогами способствовало созданию сплоченного тандема, который стал залогом успешной работы по развитию коммуникативной, регулятивной и познавательной сферы ребят, а также в создании необходимых условий для полного личностного, интеллектуального и социального развития ребенка.

В совершенстве владею современными технологиями психологического консультирования - ежемесячно выступаю на педагогических советах, консилиумах, методических объединениях педагогов; в течение года посещаю и выступаю на классных родительских собраниях во всех параллелях; разрабатываю рекомендации, советы и т.д. учащимся с проблемами поведения и обучения, педагогам и родителям. При работе использую следующие формы работы – мини-лекция, беседа, выступление, анкетирование, упражнения и др.
Работая в системе школьной психолого-педагогической службы сопровождения детей реализую диагностические и коррекционно-развивающие технологии: осуществляю комплексное диагностирование учащихся; выявляю индивидуальные особенности личности ребенка, разрабатываю и реализую индивидуальные развивающие программы с тесным взаимодействием с учителями, педагогом-логопедом, и другими специалистами, отслеживаю результаты; составляю рекомендации для родителей и педагогов.
Работу строю с учетом обязательного развития у обучающихся интеллектуальных способностей, самосознания, социальных навыков, индивидуально-возрастных особенностей учащихся и с учетом преемственности между содержанием образовательных программ: …
Статистическая справка
по итогам работы за 6 месяцев
Вид работы Целевые группы Групповая Индиви-дуальная
Психодиагностика
Дети всех возрастных групп 1189 -
Дети группы риска 6
Дети с ОВЗ 6
Педагоги 15
Коррекционно-развивающая Дети всех возрастных групп
Дети группы риска 6
Дети с ОВЗ 6
Просвещение и профилактика Родители детей группы риска 6
Родители одаренных детей 4
Родители детей с ОВЗ 1 6
Педагоги 42
Консультирование
Родители учащихся 70
Родители детей группы риска 6
Родители детей с ОВЗ 6
Родители детей-инвалидов
Педагоги 40

В своей практической деятельности реализую следующие направления:
• Создание комфортной безопасной, образовательной среды - это прежде всего, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, формирование базовых компетентностей
• Изменение сознания учителя, развитием необходимых профессиональных компетенций.
• Осуществление психологической поддержки, психологического сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии, поведении, работу с факторами, блокирующими это развитие.
В течение учебного года в системе провожу следующие комплексные диагностические исследования направленные на изучение эмоционально-личностных особенностей обучающихся, оценка уровня познавательных процессов и индивидуально-психологических особенностей:
• анкеты, опросники;
• проективные методики: «Несуществующие животное», «Моя семья», «Мой класс», «Рисунок человека»;
• социометрия;
• комплекс тестового материала на оценку познавательных процессов («кубики Кооса», «Разрезанные картинки», «Графический диктант», «Зашумленные изображения», «Корректурная проба», «таблицы Шульте», «Запоминание фигур» Рыбакова, «10 слов» Лурия, «Опосредованное запоминание Леонтьева, «Предметная классификация»)
В результате применения развивающих, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих и других технологий, удалось добиться стабильных показателей личностного развития, сформированности УУД и качества успешности усвоения знаний учащихся.
Показателями результативности своей работы в первых классах в период адаптации считаю снижение уровня тревожности у первоклассников, создание эмоционально благополучной атмосферы в коллективе, осознание новой социальной роли «ученика» и наделение взрослого ролью учителя, повышение уровня интеллекта и учебной мотивации .
В течение учебного года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития), а так же как составляющая индивидуальных консультации.
Для проведения психологической диагностики имеется достаточный набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяет планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
В результате применения развивающих, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих и других технологий, удалось добиться стабильных показателей личностного развития, сформированности УУД и качества успешности усвоения знаний обучающихся. Показателями результативности своей работы в первых классах в период адаптации считаю снижение уровня тревожности у первоклассников, создание эмоционально благополучной атмосферы в коллективе, осознание новой социальной роли «ученика» и наделение взрослого ролью учителя, повышение уровня интеллекта и учебной мотивации.
Большинство первоклассников имеют средний уровень готовности к обучению в школе. Во всех классах, в равной степени есть дети, имеющие низкий уровень готовности.
После проведения развивающих занятий у учащихся повысился уровень познавательного развития, понятийно-интуитивное мышление, внимательность, возросла скорость переработки информации.
Результаты обследования подтвердили мнение учителей о неготовности таких детей к школьному обучению. С психологической стороны это проявлялось, прежде всего, в несформированности необходимых элементов произвольного поведения. С педагогической — у них отсутствовали знания и умения, необходимые для успешного овладения основными учебными предметами.
Результаты исследования уровня школьной мотивации показали: большинство первоклассников имеют положительную школьную мотивацию, дети с удовольствием идут в школу. От 15 - 20% детей имеют внешнюю мотивацию, т.е. школа привлекает их больше внешними сторонами. От 1 - 10% детей имеют повышенный уровень школьной тревожности, от 4-11 % - школьную дезадаптацию - негативное отношение к школе.
Главным в своей работе считаю достижение максимального результата в общем развитии учащихся. Осуществляю отбор методов работы в соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей. При прогнозировании индивидуального развития применяю различные формы диагностики: наблюдение, собеседование, тестирование.
В 1 классах результатом коррекционно-развивающей работы считаю развитие навыков произвольного внимания и восприятия, формирование приемов образного и логического запоминания, расширение объема памяти, обучение приемам аналитико-синтетической деятельности, формирование связной и последовательной речи учащихся. Проведенная работа способствует также повышению уровня учебной мотивации и снижению уровня школьной и личной тревожности.
Главным в своей работе считаю достижение максимального результата в общем развитии учащихся. Осуществляю отбор методов работы в соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей. При прогнозировании индивидуального развития применяю различные формы диагностики: наблюдение, собеседование, тестирование.
1. Анализ личностных результатов показал, что самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка) сформировано у большинства учащихся.
2. Регулятивные УУД – ученики научились определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учатся работать по предложенному учителем плану.
3. Познавательные УУД – ученики научились ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую:
4. Коммуникативные УУД – ученики научились оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других; договариваться друг с другом о правилах поведения и общения и следовать им; учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Все УУД формируются не только в урочной, а также во внеурочной деятельности.
Результаты исследования показали, что уровень развития соответствует возрастным нормам, а это даст возможность детям адаптироваться к новым социальным условиям на этапе перехода в основную школу и успешно учиться. 3 учащихся 1 класса имеют слабое здоровье (дети - инвалиды), 5 учащихся 1 классов с направлением ПМПК. В целом все учащиеся готовы к условиям обучения в средней школе. Учет индивидуальных особенностей учащихся и решение их проблем на уровне начальной школы в последующем дает детям возможность успешного функционирования в среднем звене. По результатам диагностики проведены консультации для учащихся, родителей, педагогов.
В среднем и старшем звене в адаптационный период результатами работы считала высокий потенциал развития коммуникативных умений учеников, улучшение взаимоотношений внутри классного коллектива и повышение групповой сплоченности (снижение конфликтных ситуаций), повышение уровня учебной мотивации, снижение уровня школьной тревожности, и как следствие уверенное поведение и развитие личностного потенциала обучающихся с помощью тренинговых упражнений, консультаций, лекторий.
Уделяю большое внимание процессу воспитанию учащихся. Главной целью воспитания детей считаю: содействие в формировании у школьников потребности проявлять и развивать духовно-нравственные, физические, интеллектуальные задатки и способности на основе успешного освоения адекватных возрасту социальных ролей, видов деятельности, нравственных норм и ценностей. В этом помогает проведение недели проекта «Коллективный творческий портрет»:
1. Стена мечтаний «Я хочу быть...» - обучающиеся рисуют себя в виде «несуществующего животного», записывают мечты на плакате.
4. «Книга Радости» - учащиеся начальных классов могут написать о своих успехах и достижениях.
5. Гирлянда добрых дел - рядом с каждым кабинетом (или в классном кабинете) определяется место, где любой ребенок может прикрепить свое сообщение о том, какое доброе дело он сегодня совершил. Все детские записи делаются на специальных жетончиках (они могут быть выполнены в виде сердечек, солнышек и т. п.) и прикрепляются друг к другу. В результате в конце дня получается самая настоящая гирлянда добрых дел. Эта акция способствует не только развитию рефлексивных умений, но позволяет каждому ребенку сравнить свои добрые дела с делами других детей и оценить, насколько значимы его собственные достижения.
Повышаю свой уровень профессионализма:
Работа с детьми «группы риска», тренинг (2018-2019)
«Развитие компетенций», тренинг (2019г.)
Методическое объединение классных руководителей (2018-2019).
«Аналитический отчет по первичной адаптации учащихся», выступление (педагогический совет) 2019 г.
Родительское собрание «Подготовка ребенка в первый класс» (14.09.2018).
Родительское собрание «Уровень учебной мотивации в выпускных классах» (15.09.2018)
Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки: свидетельство УПК-85-000655/2018, 16 часов, 2018г. «Противодействие вербовке в экстремистские организации», г. Казань, КФУ
Работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном и региональном уровнях. С 2018 года активно сотрудничаю с АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» - уполномоченный орган по выявлению и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи в Республике Татарстан.
С 2014 года являюсь аспирантом кафедры общей и практической психологии.
Реализуя различные психолого-педагогические технологии, ориентированные на развитие личности осуществляю свою профессиональную деятельность по следующим направлениям:
1) работаю в системе школьной психолого-педагогической службы сопровождения детей: диагностирование учащихся; выявляю индивидуальные свойства личности ребенка, разрабатываю и реализую программы психокоррекционной или развивающей работы, отслеживаю результаты; разрабатываю рекомендации для родителей и педагогов;
2) предоставляю информацию родителям (законным представителям) о уровне сформированности УУД учащихся, особенностях развития его эмоционально-волевой сферы и поведения;
3) участвую в советах профилактики, целью которых является выявление детей и подростков «группы риска», с девиантным и делинквентным поведением, разработка рекомендаций, советов и т.д. учащимся с проблемами поведения и обучения, педагогам и родителям