SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ «Политехнический лицей №182»
__________Р.В Дуженков

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Составители:
педагог-психолог
Беглова Э.И.

Пояснительная записка
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
2. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «Создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2, ФЗ 29.12.12 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Дети с ОВЗ составляют неоднородную группу. Специальная психология выделяет следующие категории детей с нарушениями развития:
• Дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость различной степени). Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности и поведения, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
• Дети с отклонениями в познавательном развитии (задержка психического развития). ЗПР выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
• Дети с нарушениями слуха.
• Дети с нарушениями зрения (слепота, слабовидение, косоглазие, недоразвитие сетчатки или других органов глаза).
• Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
• Дети с нарушениями речи (алалия, дизартрия, дисграфия, заикание, мутизм).
• Дети с эмоциональными расстройствами, в т.ч. с РДА.
• Дети с тяжелыми множественными нарушениями (умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм, эпилепсия и пр.).

Структура дефекта развития у данных категорий детей различна, но обусловлена следующими нарушениями:
- двигательными;
- речевыми;
- сенсорными;
- эмоциональными;
- поведенческими.
Клиническая картина нарушений в каждом отдельном случае разная, однако, можно выделить ряд проявлений, характерных для всех перечисленных категорий:
• социальная дезадаптированность ребенка;
• низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления);
• нарушения сенсорно-перцептивных функций (трудности пространственного анализа и синтеза, понимания схемы тела, пространственно-временных отношений, зрительного, слухового, тактильного восприятия);
• нарушение речевых функций (дизартрия, нарушение фонематического восприятия, анализа слов, трудности усвоения лексической и понятийной стороны языка, полное отсутствие речи);
• задержка или нарушение развития мышления (снижение, уплощение интеллекта, недоразвитие мыслительных операций, таких как классификация, сравнение, анализ-синтез и пр.);
• заторможенность, ригидность, стереотипность и однообразие мыслительной деятельности, повышенная истощаемость, неустойчивая динамика ее продуктивности;
• недостаточность или грубые нарушения психомоторных функций (крупная и мелкая моторика, зрительно-моторная координация, моторная неловкость);
• несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы;
• нестабильность эмоционального состояния, возбудимость, страхи, фобии, повышенная тревожность, невротизация;
• снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения;
• стереотипия поведенческих реакций, «застревание» на определенных поведенческих реакциях и фразах, склонность к аутоподобному поведению;
• несформированность предметно- практических умений и навыков;
• нарушения в становлении личностных качеств и Я-концепции.

Кроме того, у детей с ОВЗ часто наблюдаются психологические особенности, которые могут препятствовать их успешной социальной адаптации:
• некритичность, неадекватная самооценка и уровень притязаний;
• недостаточное развитие коммуникативных навыков;
• избирательное принятие социальных норм и правил поведения, неосознанность и отрицание многих из них;
• узость круга интересов, отсутствие мотивов к продуктивной деятельности;
• социальный и личностный инфантилизм.
Поэтому детям с ОВЗ требуется коррекционно-развивающая и восстановительная работа не только на познавательном уровне, но и на эмоционально-личностном и поведенческом уровне, т.к. без этого ребенок неспособен усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.
Поэтому оказание действенной коррекционной и психологической помощи обучающимся с ОВЗ в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Волшебная страна чувств» предусматривает различные виды стимулирующего воздействия с использованием оборудования сенсорной комнаты.
Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка с ОВЗ. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности.
Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, усложнялись постепенно и доставляли ребенку удовольствие. Для этого прежде всего необходимо подобрать модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызвали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка.

Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся. Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья обучающихся с помощью мультисенсорной среды.
Основные задачи программы:
• снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
• коррекция настроения и негативных черт характера;
• формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
• развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
• формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
• привитие навыков получения информации, дублируемой несколькими каналами восприятия;
• активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
• обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

Форма и режим занятий:
Курс состоит из 18 занятий, проводимых 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога.
Форма организации деятельности детей на занятии: групповая, индивидуальная.
Количество детей в группе: 1-3 человек.
Условия формирования групп: обучающиеся 8-9 лет, с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Интенсивность программы определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях.
Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:
1. Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).
2. Наличие знаний и опыта работы с обучающимися.
3. Доброжелательность, открытость.

Структура и этапы реализации программы

Реализация программы проходит в три этапа: первичная диагностика,
коррекционная работа и вторичная диагностика.
Первичная диагностика.
• Проективная методика «Несуществующее животное» (A.JI. Венгер).
• Проективная методика «Моя семья»
• Проективная методика «Мой класс»
Коррекционная работа.
Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение
всего курса. В программе используются упражнения, игры, релаксация.
Вторичная диагностика.
Представляет собой проведение оценки результативности программы и
заключается в сравнении показателей первичной (до начала занятий) диагностики с результатами обследования после занятий по программе.
Структура занятия
Занятие имеет три основные части.
• Вводная часть – 5 минут.
- Ритуал приветствия.
- Разминка - комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
- Входящая диагностика (тест Люшера, наблюдение, беседа).
• Основная часть – 25 минут.
1) Коррекционно-развивающая деятельность– 10 минут.
2) Деятельность в сенсорной комнате – 15 минут.
- Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
- Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).
• Завершающая часть – 10 минут.
- Выходящая диагностика (тест Люшера; наблюдение, беседа).
- Рефлексия (подведение итогов, обобщение).
- Ритуал прощания.

Ожидаемый результат

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны приобрести навыки произвольной саморегуляции, уверенность, умения проявить себя в коллективе, активно участвовать в играх и на занятиях, избавиться от страха перед аудиторией, сформировать умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих.

Принципы работы в кабинете-психолога
Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах:
I – индивидуальный подход.
Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния. Педагог, работающий в этой комнате, в своей работе опирается на рекомендации, полученные от врача, психолога, дефектолога. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребенка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная или групповая). В течение всей реабилитации оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в зависимости от этого специалист меняет (варьирует) степень сенсорной нагрузки (сложность заданий).
II – принцип этапности.
На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, педагог должен уметь наладить эмоциональный контакт с ребенком, продуктивное взаимодействие, в зависимости от общего, соматического и эмоционального состояния ребёнка. Педагог постепенно знакомит ребенка с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребенком различными навыками, педагог постепенно усложняет задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционные и восстановительные задачи.
III – принцип преемственности.
Педагог, составляет занятия с учетом уровня развития ребенка, данные фиксируются в листе назначения, в соответствии с показателями подбираются развивающие, коррекционные занятия. Все специалисты (педагоги, психологи, дефектологи) работают в тесной взаимосвязи друг с другом, отслеживая динамику развития ребенка.
IV – принцип непрерывности.
Непрерывный подход обеспечивается за счет того, что на занятиях могут присутствовать родители ребенка, которые обучаются вместе с ним способам взаимодействия, умению овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по формированию и закреплению упражнений по развитию крупной и мелкой моторики, по работе над зрительным и слуховым восприятием, по работе над вниманием (распределением и объемом внимания), над зрительно-моторным соотнесением, учатся правильной работе по освоению и закреплению сенсорных эталонов. Все это дает возможность предоставлять родителям наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребенка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была продолжена родителями дома.
Перечень оборудования
1. Музыкальный центр + CD диски.
2. Мягкое напольное покрытие (ковер) – 1 шт.
3. Мягкая среда: кресло детское складное «Трансформер» - 1 шт., пуфик-кресло с гранулами – 3 шт., подушечки с гранулами – 5 шт., диван для релаксации двухместный – 1 шт., напольный мат «Лимонная долька» - 1 шт., детский игровой диван – 2 шт.
4. Сухой бассейн с шариками – 1 шт.
5. Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением «Звездный дождь» - 1 шт.
6. Интерактивная панель «Бесконечность» - 2 шт.
7. Пузырьковая колонна с рыбками – 1 шт.
8. Безопасное настенное «кривое зеркало»– 1 шт.

Занятие 1. «Какой Я?»
Цель:
- подвести дошкольников к осмыслению собственной ценности;
- формировать у них навыки толерантного поведения;
- способствовать свободе самовыражения в изобразительном творчестве.
Ход занятия
Ритуал начала занятия
Упражнение «Передай улыбку и хорошее настроение»
Дети садятся в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и дарят ему улыбку. Так улыбка передается по кругу.
Упражнение «Мое имя»
Психолог. Дети, у каждого из нас есть имя. Этим именем вас называют мама, папа, бабушка, дедушка и другие люди. Каждое имя несет в себе родительскую любовь и награждает человека различными чертами. Вы знаете, что когда ребенок маленький, его называют ласково и нежно - Светочка, Светуля, Светик. А когда она подрастает, называют уже взрослым именем - Светлана. Иногда люди называют еще и именем и отчеством - Светлана Николаевна. Но человека можно назвать не только именем, но и любым мягким, добрым, нежным словом - солнышко, ласточка, зайчик и другими. Как вы можете назвать себя? (Дети по очереди называют свои имена.)
Теперь мы знаем, какие имена у наших детей, как их называют сейчас, и как будут называть, когда они станут взрослыми. Будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга нежными, ласковыми именами.
Пластический этюд «Согреем друг друга лучами добра»
От нежных имен тепло, как от солнышка. Мне кажется, что каждый из вас стал похож на маленькое солнышко. Давайте согреем друг друга лучами-ладошками. (Дети ласково касаются друг к другу.)
Игра «Прикоснись к ...»
Дети, посмотрите друг на друга, рассмотрите, кто во что одет, какого цвета одежда. Когда я скажу: «Прикоснитесь к красному», - вы должны найти в своей одежде или в одежде друзей красный цвет и прикоснуться к нему.
(Цвета периодически меняются. Кто не успел дотронуться, становится ведущим. Психолог следит за тем, чтобы касались каждого участника.)
Рисование акварельными красками «Мое имя»(арттерапия)
Закройте глаза и шепотом произнесите свое имя. Представьте, какой у него цвет. А теперь нарисуйте его.
Занятие №2. «Я и мои друзья»
Цель: сформировать навыки толерантного поведения, товарищеские качества, развить умение общаться со сверстниками; способствовать творческому и эмоциональному самовыражению, воспитывать чувствительность к чувствам других людей.
Ход занятия:
Упражнение «Передай улыбку и хорошее настроение» . Дети садятся в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и дарят ему улыбку. Так улыбка передается по кругу. Можно поздороваться с тем, кто сидит справа, сказать «Доброе утро!» И назвать имя. Затем упражнение нужно повторить в обратном направлении.
Этюд «Скажи что-то хорошее о друге». По желанию выбирается ребенок, он садится в круг. Каждый говорит, что ему нравится в этом ребенке. Надо обращать внимание детей на то, чтобы они не повторяли сказанное (дать образец). Целесообразно, чтобы в своих высказываниях дети отмечали не только внешние черты, но и внутренние качества, о которых рассказывают. Желательно, чтобы во время занятия каждый ребенок имел возможность побыть в кругу.
Подвижная игра «Найди друга» .Детей делят на две группы. Каждому ребенку завязывают глаза и дают возможность походить в помещении. Затем предлагают подойти и узнать друг друга. Это можно сделать с помощью рук, обследуя одежду, волосы, руки другого.
Игра с мячом «Расскажи мне о себе» Вариант 1. Психолог бросает мяч каждому ребенку в кругу. Тот, кто поймал, должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?», «Что тебе больше всего нравится?», «Что ты любишь делать?», «Чего ты больше всего боишься?». Вариант 2. Дети ставят аналогичные вопросы по кругу друг другу.
Рисование «Портрет моего друга» Вариант 1. Предложить детям нарисовать портрет своего лучшего друга карандашами, красками или фломастерами. Материал для рисования дети выбирают сами. Вариант 2. Нарисовать красками имя своего друга, как они его представляют. Вариант 3. «Если бы твой друг был цветком, то каким бы он был?».
Занятие №3 «Наша группа»
Цель: сформировать навыки толерантного поведения, товарищеские качества;развить умение общаться со сверстниками; научить видеть общее между собой и другими людьми, строить взаимоотношения на основе общих интересов; способствовать творческому и эмоциональному самовыражению.
Ход занятия
«Передай улыбку и хорошее настроение» Дети садятся в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и дарят улыбку. Так улыбка передается по кругу. Можно поздороваться с тем, кто сидит справа, сказать «Доброе утро!» И назвать его имя. Затем упражнение повторить в обратном направлении. Если дети готовы, предложите им передать ласковое поглаживание.
Игра «Ветер дует на ...» Словами «Ветер дует на ...» психолог начинает игру. Для того, чтобы все участники больше узнали друг о друге, можно говорить следующие фразы:
- Ветер дует на того, у кого светлые волосы (все светловолосые собираются в одну группу).
- Ветер дует на того, у кого есть сестра, брат.
- Ветер дует на того, кто больше всего любит сладкое и т. п. Целесообразно менять ведущего, давая возможность поставить
Этюд «Составляем историю» Психолог начинает историю: «Жили-были дети старшей группы одного детского сада ...». Следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь дойдет до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает его более осмысленным, и упражнение продолжается.
Игра «Дракон, который кусает свой хвост». Игроки становятся в линию, держа друг друга за плечи. Первый участник - «голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста». «Тело» дракона не должно разрываться. Как только «голова» поймает «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы все игроки побывали в двух ролях.
Рисование «Мой психолог» (или «Краски хорошего настроения»)
Занятие №4 «Моя семья»

Цель:
- сформировать у детей положительное отношение к друзьям;
- развить способность к эмпатии, понимания эмоционального состояния других людей;
- ознакомить с понятием «комплимент»;
- научить дошкольников говорить комплименты друг другу.
Ритуал начала занятия
«Передай улыбку и хорошее настроение»
Этюд «Скажи комплимент другу»
По желанию выбирается ребенок. Он садится в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Целесообразно обращать внимание детей на то, чтобы они не повторяли сказанное. Важно, чтобы в своих высказываниях дети отмечали не только внешние черты, но и внутренние качества ребенка. Желательно, чтобы во время занятия каждый ребенок имел возможность быть в кругу.
Игра «Рычи, лев, рычи»
Психолог говорит: «Все мы - большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче заревет. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи», - пусть все дети заревут ».
Игра «Стучи, поезд, стучи»
Затем все дети становятся друг за другом, положив руки на плечи тому, кто впереди. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко в такт. Каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет в разных направлениях, в разном темпе, включаются гласные звуки и свист. Машинист на станциях меняется.
Рисование «Какого цвета смелость?»
Ритуал окончания занятия.
Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»
Занятие №5 «Как можно посочувствовать?»
Цель: научить детей правильно выражать свои чувства; тренировать в распознавании эмоций; развить чувствительность к эмоциям, состояниям других людей, развить умение общаться; научить детей выражать сочувствие, улучшать настроение расстроенных людей; способствовать развитию внимания.
Ход занятия .Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»
Упражнение «Рассеянные» Игроки идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются вокруг и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Музыкальное сопровождение: «Марш»
Беседа «Как можно посочувствовать?» Дети, вам всегда бывает весело? Или иногда вам бывает грустно, плохо. Бывает, что вас кто-то обидит, или вы ударитесь, и, наверное, хотите, чтобы вам кто-то посочувствовал. Так и другому ребенку или взрослому: когда им плохо, хочется, чтобы их утешили. Давайте поговорим о том, как можно посочувствовать, утешить.
- Как Вас жалеет мама?
- Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?
- Что можно сделать?
- Как вы будете вести себя, если у мамы болит голова?
- Если сестренка или братик ударились?
- Если заболела собака или кошка?
Скрыть объявление
- Почему человеку может быть плохо?
- Во всех случаях нужно сочувствовать одинаково?
Даже если вы спешите, у вас нет желания, все же обязательно нужно пожалеть того, кому плохо, больно. Делайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами. Делайте людям добро, и оно вернется к вам.
Этюды на выражение страдания и печали
1. «Мой живот болит»
Двое медвежат Том и Tим съели вкусные, но грязные яблоки. И у них очень заболели животы. Медвежата жалуются: «Наши животики болят, нас тошнит. Мы не хотим уже есть яблок, мы заболели». Выразительные жесты. Руки прижаты к животу, живот втянут, брови подняты. Психолог предлагает медвежатам пожалеть друг друга.
2. «Я так устал» Старый дедушка несет тяжелую сумку. Вот он устал, поставил сумку у своих ног и говорит: «Я устал, я так устал». Выразительные движения: стоит согнутый, руки висят вдоль тела, плечи опущены. Психолог предлагает одной группе детей стать дедушкой, а другой помочь отнести сумку. Затем дети меняются ролями.
Рисование «Какого цвета доброта?» Ритуал завершения занятия «Лучики солнца» Руки протянуть вперед и соединить их в центре круга. Тихонько постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Занятие №6 «Согрей теплом?»
Цель: продолжать учить детей распознавать эмоции; формировать умение отражать свои чувства и эмоции пантомимой и мимикой;развивать чувствительность к эмоциональному состоянию других; воспитывать любовь и сострадание ко всему живому;
Ритуал начала занятия «Доброе животное». Дети становятся в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Мы все–это одно большое и очень доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию. «А теперь послушаем вместе!». Вдох - делается шаг вперед, выдох - шаг назад. «Животное не только дышит, так бьется ее большое сердце». Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.
Упражнение «Запомни свое место». Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а после окончания музыки должны вернуться на свои места.
Беседа психолога с детьми «Бездомный- это всегда плохо».Сегодня я увидела на улице маленького щенка. У него нет хозяина. Никто не накормит, никто не погладит. В снег и дождь он на улице совсем одинокий.
- Дети, вы бы пожалели его? Чем бы вы могли помочь? А если представить себя на его месте? Почему он оказался на улице? Как ты считаешь, правильно ли делают люди, которые сначала заводят животных, а потом выбрасывают их на улицу? Почему так происходит? Что бы ты посоветовал людям для того, чтобы в городе не было бы бездомных животных? Что для них можно сделать? Что должен знать каждый человек, когда он берет домой любое животное? Где бы ты жил, если бы тебя выгнали из дома? О чем бы мечтал в морозный холодный день? У тебя есть друзья? Кто они? О чем бы ты думал, сидя на тротуаре, когда мимо тебя проходили бы тысячи людей, и никто бы тебя не замечал? Что ты чувствуешь, когда тебе говорят ласковые слова, ласкают, играют с тобой? А когда тебя ругают?
Тебе повезло, тебя увидел добрый человек, взял домой, накормил, помыл, приласкал. О чем бы ты думал, когда лежал бы на теплом коврике в доме? Что ты пожелал бы собакам, у которых нет хозяина?
Давайте накормим собачку, которую мы видели. Запомните: животные - не игрушки, они живые существа.
Психологический этюд «Спаси птенца» Дети, вам нужно представить, что у вас в ладонях маленький беззащитный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. Согрейте его. Медленно, по одному, сложите пальчики, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим дыханием. Приложите руки к груди, дайте птичке тепло своего сердца. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, он еще прилетит, вернется к вам.
Рисование красками «Сочувствие»
• Занятие №6 «Глаза в глаза»
Цель: воспитывать бережное отношение к вещам, аккуратность; формировать адекватные морально-этические формы поведения; учить различать и правильно выражать эмоциональные состояния; развивать наблюдательность; активизировать свободу самовыражения каждого ребенка.
Упражнение «Повторяй за мной» Дети стоят вокруг ведущего. Он предлагает одному ребенку похлопать в ладоши все ритмически так, как психолог простукает карандашом. Другие дети внимательно слушают и оценивают выполнение движениями: поднимают большой палец вверх, если хлопки правильные, опускают вниз - если неправильные. Ритмические фразы по своей структуре должны быть четкими и короткими.
Сказка «Маша и сандалики» В одном детсаду жили сандалики. Они были очень красивые, мягкие, удобные, розового цвета с белыми бантиками. Как ни странно, но эти сандалики очень не нравились их хозяйке Маше. Ей всегда хотелось иметь сандалики на липучках, точно такие, как у подруги Кати. Маша никак не хотела носить их, и, однажды вечером, перед выходом на прогулку, девочка со злостью забросила обувь под свой шкаф. Обиделись сандалики и решили уйти от Маши, куда глаза глядят. Долго шли они, и вот подул сильный ветер, и начался дождь. От влаги отклеился и потерялся один бантик. Бедные сандалики промокли насквозь и простудились. Тогда они решили пойти в другой детсад. Когда переходили дорогу, на них чуть ли не наехал большой грузовик. Напуганные сандалики едва дошли до здания детского сада. Как они не стучали в дверь, никто их не услышал. А между тем желание Маши свершилось: мама купила новые сандалии на липучках. Весь день она ходила в них и всем хвасталась. Но вечером так сильно растерла ногу новыми сандалиями, что не могла ступить ни шагу. Теперь она вспомнила о своих старых мягких и удобных сандаликах, которые когда-то забросила под шкаф. «Их нет», - удивленно прошептала Маша. Девочка так и не смогла понять, куда делись ее сандалики. Она помнила, что несколько дней назад забросила их сюда. Тогда она поняла, что очень оскорбила их, и они, наверное, больше никогда не вернутся, и еще она подумала, что ей придется носить вот эти сандалики на липучке, которые будут натирать ноги. У Маши на глазах выступили слезы: «Дорогие сандалики, прошу вас, вернитесь! Мне очень без вас плохо. Я обещаю, что никогда не буду вас обижать». И только она сказала эти слова, сразу увидела сандалики. Вечером Маша отнесла их домой. Тщательно вытерла, высушила, приклеила к ним новые красивые бантики. И сандалики стали, как новые.
Беседа с детьми по содержанию сказки.Что вы почувствовали, когда Маша забросила свои сандалики под шкаф? Обрадовались ли вы, когда ей купили новые сандалии? Какие ощущения возникли у вас, когда вы услышали, как бедные сандалии искали новый детсад? Правильно ли поступила Маша, когда попросила сандалики вернуться? Что вы почувствовали, когда узнали, как Маша украсила свои старые сандалики?
Этюд «Глаза в глаза» Психолог говорит, что нужно быть очень внимательным к людям, которые нас окружают. Предлагает упражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берут друг друга за руки. Психолог предлагает: «Глядя в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте передать различные эмоции: «Я скучаю, помоги мне!», «Мне весело. Я хочу с тобой играть!», «Давай будем друзьями». Этот этюд дети выполняют в парах. Затем обсуждают, когда эмоция передавалась и воспринималась.
Рисование красками «Радость и печаль»
Занятие №8 «Все когда-то мечтали стать птицей»
Цель: формировать навыки эмпатии, развивать чувствительность к эмоциональному состоянию других; обучать толерантному отношению ко всему живому; развивать выразительность движений; развивать внимание; формировать умение делать выводы.
Ритуал начала занятия «Большая хорошая птица».Участники берутся за руки и становятся в круг. Психолог тихим голосом говорит: «Мы все - одна большая и хорошая птица. Давайте послушаем, как он дышит». Все прислушиваются к своему дыханию и к дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох - делается шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так птица не только дышит, так бьется ее большое сердце». Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.
Упражнение «Птица или насекомое?» Психолог говорит названия птиц и насекомых. Когда дети слышат название птицы, то машут руками - «летят», а когда название насекомого - опускают руки вниз.
Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтали стать птицей» Рядом с человеком живут птицы. Некоторые из них полностью зависят от ухода за ними людей, другие живут самостоятельно и не очень любят, когда человек вмешивается в их жизнь. Птицы могут летать, об этом мечтает каждый. Психолог обращается к каждому ребенку: Представь себе, что у тебя выросли крылья. Теперь ты можешь летать, где пожелаешь, увидеть весь мир! Птичка, расскажи мне, как ты живешь! Где ты хотела бы жить? (Лес, луга, поле, море, поселок, город, юг, север.) Где ты хотела бы свить гнездышко? (На траве, на дереве, в кустах, на воде, в песке.) Почему? Какие у тебя соседи? Что ты хотела бы есть?Что ты чувствовала бы, если бы мальчики стреляли в тебя из рогаток? Как ты к ним относилась бы? Долго ты высиживала бы яйца, чтобы из них вылупились птенцы? Вот они появились, такие маленькие, беззащитные. Ты полетела бы за едой, а когда вернулась, то увидела, что твое гнездышко разломано. Что ты почувствовала бы в это время? Ты очень оберегала яйца с будущими птенцами, согревала их, но проголодалась и полетела искать пищу. А когда вернулась, то увидела, что на дереве сидит мальчик, держит в руках птенцов и рассматривает их. Что ты почувствовала бы в этот момент? Что ты сказала бы этому мальчику? Представь, что тебя поймали и посадили в клетку. За тобой очень хорошо ухаживают, клетка просторная, чистая, тебя кормят. О чем ты мечтала бы, сидя в клетке? Как тебе жилось бы в городе, где много машин, заводов, фабрик? Что ты хотела бы сказать всем людям? Мы не можем стать птицами, но как приятно помечтать и понять, как надо относиться всем птицам.
Пластический этюд «Птицы» Под музыкальное сопровождение психолог рассказывает, а дети двигаются в соответствии с содержанием рассказа. Дети, представьте себе, что вы - птицы. Закройте глаза и присядьте - птички спят на веточке. Вот теплое весеннее солнышко утром разбудило птиц. Они расправили крылышки, перышки и потянулись. Взмахнули своими крылышками и полетели в голубое небо. Летали птицы и устали, сели на травку у ручья, попили водичку. Опять полетели и опустились на птичий двор. Зернышек поклевали и стали рассматривать жителей птичьего двора. А во дворе домашних птиц много: напыщенный индюк, надменный петух, курицы, утята непослушные, утка-кряква, гусь-забияка. Погостили птички и домой полетели. А солнышко уже садится, небо темнеет, птички уселись на веточки, сложили свои крылышки и уснули.
Лепка из пластилина «Я - прекрасная птица»
Занятие №9 «Настроение»
Цель: развивать коммуникативные способности детей; знакомить с моральными чертами характера; развивать способность к эмпатии, поддерживать способность общаться, преодолевать замкнутость, скованность; способствовать развитию внимания.
Ход занятия
Игра «Пожалуйста» Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а игроки должны их повторить только в том случае, если ведущий к показу добавит «пожалуйста». Тот, кто ошибся, выходит в круг и выполняет любую задачу (улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.).
Беседа психолога с детьми «Как можно понять настроение человека?» Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются? Почему людям бывает грустно? Если тебе плохо, грустно, как ты себя ведешь? А если у твоей мамы, плохое настроение, как ты это узнаешь? Каким бывает лицо печального человека? Как поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? От чего это бывает?Если дома гости, веселая атмосфера, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать другим? Как думаешь, их это смутит?Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем в глаза, скажем слова: «Пусть у всех будет хорошее настроение!»
Игра «Собери людей, у которых похожее настроение» Оборудование: ватман формата А1, разделенный на шесть частей, в каждой части размещена пиктограмма с проявлением эмоции и подписано ее название (возможны варианты: злость, печаль, удивление, страх, радость, обида); фотографии, вырезки из газет и журналов, где ярко изображено настроение людей; небольшие карточки с пиктограммами. Объясняем детям, как важно уметь видеть настроение людей, понимать причины изменения настроения, как важно быть наблюдательными. Выкладываем карточки с эмоциями на стол или пол, протягиваем детям карточки с пиктограммами изображением вниз, пусть каждый ребенок вытянет себе значок. По сигналу психолога дети могут отобрать фотографии, на которых изображена такая эмоция, как и на их значке и разложить эти изображения в соответствующей части ватмана. Затем можно обсудить, какие причины обусловливают именно такое настроение.
Игра-сравнение «На что похоже мое настроение?» Начинает педагог-психолог: «Мое настроение похоже на яркий солнечный лучик в ясном небе, а твое?». Затем дети по очереди говорят, на какое время года, на какое явление природы похоже их настроение. В конце упражнения психолог делает вывод о том, какое настроение у всей группы.
Упражнение «Печальный мальчик, печальная девочка» Психолог: «Вы увидели, что в группе сидит грустная девочка (мальчик). Попробуйте улучшить ее настроение. Подумайте, какие слова можно сказать, как успокоить, чем развлечь?». Дети разбиваются на пары и пытаются утешить печального ребенка. Затем меняются ролями.
Рисование «Мое настроение»
Занятие №10 «Ты маленькое деревце»
Цель: развивать тактильные ощущения, логическое мышление; формировать умение правильно выражать свои чувства; развивать чувствительность к эмоциональному состоянию других, навыки эмпатии; прививать адекватные формы поведения; формировать бережное отношение к природе; способствовать самореализации участников; повышать самооценку детей.
Ход занятия
Ритуал начала занятия «Большое дерево» Участники берутся за руки и становятся в круг. Психолог тихим голосом говорит: «Мы все - одно большое дерево. Давайте послушаем шелест его листьев, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию и к дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох - делается шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так дерево не только шелестит листьями, так текут соки в его стволе». Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.
Игра «Деревья и кусты» (с элементами методики Г. Домана) Психолог показывает карточки, на которых изображены кусты и деревья. Дети должны назвать изображенные растения. Когда видят куст, то расставляют руки в стороны, а когда дерево - поднимают руки вверх.
Упражнение «Дощечки» (методика М. Монтессори) Из «волшебного» мешочка дети получают бруски различной фактуры (деревянные, пластиковые, железные, стеклянные, шершавые и т.п.) и на ощупь пытаются узнать, из какого материала брусок.
Игра-перевоплощение «Все мы - маленькие деревца» Психолог читает текст, а дети движениями, пластикой тела пытаются изобразить. После долгой холодной зимы пришла теплая весна. Маленькие деревца расправили свои нежные листочки, протянули тоненькие веточки к солнышку и ощутили на них тепло.и предложил деревьям поиграть. Удивились деревца, но согласились. Закачали своими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но проказник-ветерок принес с собой облако, которое закрыло солнышко. Соскучились дерева. Закрыли себя веточками, чтобы согреться. А тут еще и дождик закапал, промокли деревца до последней нитки. Поникли их ветви, тяжелые стали. Смутился ветер, ведь деревья могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и деревца радостно вздохнули.
Беседа психолога с детьми «Если бы ты был деревом ...» Представьте себе, что на некоторое время вы превратились в деревья. Каким бы деревом ты стал? А ты? Где бы росло деревце? Есть ли у деревца друзья? Кто они? Что ты чувствуешь, когда солнышко касается тебя своими лучами? Что ты чувствуешь, когда птичка плетет в твоих веточках себе гнездышко? Что ты чувствуешь, когда гусеница ползет по твоим веточками? Ты увидел мужчину, который несет топор. Что чувствуешь в этот момент? Что ты хочешь сказать этому человеку? Расскажи ему, какую пользу ты приносишь людям. Мальчик хочет сломать твою веточку, что ты скажешь ему?
Пластический этюд «Психологическая лепка» (под музыкальное сопровождение)
Психолог просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «Давайте слепим большой сильный дуб. У него толстый ствол, крепкие ветви, резные листья. Можно оживить дерево, но чтобы не нарушить его целостности, двигаться нужно синхронно, плавно». Рисование «Я - прекрасное дерево» (индивидуальная работа детей)
Рисование «Мечты дерева» (коллективная работа)
Детям можно предложить одну из тем. Дать соответствующие оборудование: листы формата А4 или ватман формата А2, краски. Можно рисовать пластилином, размазывая его по поверхности листа. Ритуал завершения занятия «Круг друзей»
Занятие №11 «Ты маленькое деревце»
Цель: учить детей в распознавании и изображении эмоций; тренировать психомоторные функции; корректировать страхи; преодолевать замкнутость; способствовать самореализации через изобразительную деятельность; развивать умение быстро сосредотачиваться.
Ритуал начала занятия «Смелый лев».Участники берутся за руки и становятся в круг. Психолог тихим голосом говорит: «Мы все - один большой смелый лев. Давайте послушаем, как он дышит». Все прислушиваются к своему дыханию и к дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох-делается шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так лев не только дышит, так бьется его большое смелое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Лев напрягся, притаился, наблюдает за всеми. Давайте вслух скажем: «Я-смелый гордый лев».
Сказка «Полезный страх» В одном доме жил маленький серенький мышонок с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и вкусно его кормили. Все, но не все. Была у мышонка одна большая беда по имени Страх. Больше всех котов мышонок боялся темноты. Как только приходила ночь, он начинал бегать по дому и искать, где светлее. Но жители дома свет ночью выключали. Вот и бегал мышонок до самого утра. Проходили недели и месяцы, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды сел у дверей и заплакал. Мимо проходил пес и спросил: Ты почему плачешь? Спать хочу, - отвечает мышонок. Так почему же не спишь? - Удивился пес. Не могу, у меня Страх Какой такой Страх? - Не понял пес.СТРАХ, - еще сильнее заплакал мышонок. А что он делает?Спать всю ночь не дает, глаза держит открытыми. Вот повезло, - позавидовал пес, - мне бы твой Страх. Тебе? - Перестал плакать мышонок. - Зачем он тебе? Старый я стал. Как ночь приходит, глаза сами закрываются. А мне спать никак нельзя: я - сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне Страх. Мышонок задумался: может, такой Страх нужен ему самому? Но решил, что собаке он пригодится больше, и подарил. С тех пор ночью мышонок спит спокойно, а пес продолжает оберегать сельский дом.
Игра «Подари свой Страх» Психолог - большой сторожевой пес, а дети - маленькие мышата. Каждый мышонок дарит свой Страх (рассказывает о том, чего боится), а «пес» вместо Страха дает «мышатам» что-то вкусненькое.
Упражнение «Путешествие по ночному лесу» Схема сказочного сюжета: «Зайка боялся темноты. Однажды он встретил Котенка. Пошли друзья вместе исследовать ночной лес. Страшное животное на самом деле оказалась ветвью, а ужасный «желтый глаз»-фонарем. Сыч отправил их домой спать, сказал, что дети сами не гуляют по лесу ночью».
Рисование «Какого цвета смелость?» (Или «Смелые линии») Предложить детям нарисовать смелость красками или карандашами.
Занятие №12 «Возьмем себя в руки»
Цель:
- учить методам саморегуляции в различных жизненных ситуациях;
- развивать выразительность движений;
- обучать преодолевать двигательную скованность;
- корректировать проявления гиперактивности;
- помогать преодолевать замкнутость;
- воспитывать дружбу.
Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»
Упражнение «Возьмем себя в руки»
Психолог говорит, что мы все нередко волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся. Поэтому нужно научиться помогать себе самому.
Как только почувствуете, что пришел в возникнет желание кого-то ударить, что-то бросить, можно использовать очень простой способ доказать свою силу: обнимите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди - это поза сдержанного человека.
Упражнение «Врасти в землю»
Попробуйте сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожмите в кулачки, крепко сожмите зубы. Вы - крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры вам не страшны.
Упражнение «Сбрось усталость»
Станьте, расставьте широко ноги, немного согните их в коленях, наклоните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, наклоните голову к груди. Слегка покачивайтесь из стороны в сторону, вперед, назад. А теперь резко встряхните головой, руками, ногами, телом. Вы сбросили всю усталость. Немного осталось? Повторите еще раз.
Упражнение «Стойкий оловянный солдатик»
Когда вы сильно возбуждены и не можете успокоиться, взять себя в руки, станьте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите вдоль тела. Вы устойчивые оловянные солдатики на посту, несете свою стражу. Оглянитесь, отметьте, что вокруг делается, кто, чем занят, кому нужна помощь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Молодцы! Вы настоящие защитники.
Упражнение «Торт»
Дети, вы были очень старательные, и за это я хочу угостить вас вкусным тортом. Сейчас мы его испечем.
Одному ребенку предлагают лечь на коврик. «Сейчас мы будем замешивать тесто». Каждый из детей представляет одну составную часть: мука, сахар, молоко, масло, яйца и др. Психолог будет поваром.
Сначала надо замесить тесто. Требуется мука. «Мука» руками «посыпает» тело ребенка, лежит, легко массирует его.
Теперь нужно молоко. «Молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его.
Нужен сахар. «Сахар» посыпает тело, и немного соли - нежно прикасаются к голове, рукам, ногам. Повар замешивает тесто, хорошо разминает его.
А теперь тесто кладут в печь, там оно поднимается - ровненько лежит и дышит. Все составляющие теста тоже дышат, как тесто. Наконец тесто спеклось. Чтобы торт был красивый, его надо украсить красивыми цветами. Все участники, касаясь торта, дарят ему свой цветок, рассказывая о нем. Торт очень красивый. Повар угощает каждого участника вкусным кусочком.
Рисование красками «Сладкое настроение»
Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть на всех по очереди.

Занятие №13 «Вежливость»
Цель:
- воспитывать толерантность, адекватные формы поведения и взаимодействия;
- развивать навыки эмпатии;
- развивать слуховое восприятие и внимание;
- способствовать формированию доброжелательных, дружеских отношений между детьми.
Ход занятия психолога по развитию эмоциональной сферы дошкольников
Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»
Игра «Пожалуйста» (занятие 9)
Упражнение «Давайте поздороваемся, как ...»
Дети, вы знаете, что в разных странах здороваются по-разному? Эскимосы трутся друг с другом носами; взрослые мужчины пожимают друг другу руки; очень близкие люди обнимают друг друга; просто знакомые кивают головами, иногда только говорят «Здравствуйте»; подростки здороваются, касаясь друг друга ладонью - локтем - плечом; мушкетеры низко кланяются друг другу; дамы делают реверанс. В древности в России низко кланялись, до самой земли. Давайте сегодня с вами будем здороваться по-разному. Вы ходите по комнате и по команде «Здороваемся, как ...» здороваетесь с тем, кто рядом с вами. (Дети здороваются под музыку.)
Беседа психолога с детьми «Как поздороваться?»
- Дети, давайте с вами подумаем, что мы говорим, когда встречаем знакомых людей или приходим в гости?
- А со всеми мы одинаково здороваемся? Как, например, вы здороваетесь со своим другом? (Привет, как дела.)
- А как вы считаете, можно ли взрослым говорить так же? (Нет.) Да, взрослым лучше говорить «Здравствуйте», но своим родителям (маме, папе) можно говорить так же, как другу.
- Когда мы здороваемся, то желаем человеку, с которым поздоровались, здоровья.
- Скажите, можно сказать незнакомому мужчине «Привет»? (Нет.) Да, это будет выглядеть невежливо. «Привет» - слово только для близких друзей.
- Скажите, какие слова вы говорите, когда здороваетесь утром?
- А вечером?
- А днем?
- Говоря человеку «Доброе утро», мы желаем ему, чтобы утро прошло хорошо, чтобы день был хорошим, успешным.
- Как нужно вести себя, когда здороваешься? (Улыбаться, смотреть в глаза тому, с кем здороваешься, качнуть головой.)
- Как говорить, когда здороваешься с пожилыми людьми? (Громче.) Да, так как некоторые плохо слышит. А еще качание головой может быть сигналом, что с ними здороваются.
- Кто из вас знает, как здороваются мужчина с женщиной?
Упражнение «Здороваемся со всеми»
Психолог. - А теперь давайте поупражняемся здороваться. Для начала каждый возьмите себе из ящика резинку того цвета, который вам больше всего нравится. (В ящике резинки двух цветов - синего и зеленого.) Наденьте эти резинки себе на пальчик. Те, у кого синие резинки, будут детьми, а у кого зеленые- взрослыми. Теперь пусть дети поздороваются с мамами, а теперь - с папами, а сейчас с дедушками, с бабушками, со своими родными, со знакомой тетей, со старой чужой бабушкой, с воспитательницей. Хорошо поупражнялись, а теперь поменяемся ролями.
Рисование красками «Какого цвета поздравления?»

Занятие №13 «Вежливость»
Цель: воспитывать толерантность, адекватные формы поведения и взаимодействия; развивать навыки эмпатии; развивать слуховое восприятие и внимание; способствовать формированию доброжелательных, дружеских отношений между детьми.
Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»
Упражнение «Давайте поздороваемся, как ...» Дети, вы знаете, что в разных странах здороваются по-разному? Эскимосы трутся друг с другом носами; взрослые мужчины пожимают друг другу руки; очень близкие люди обнимают друг друга; просто знакомые кивают головами, иногда только говорят «Здравствуйте»; подростки здороваются, касаясь друг друга ладонью - локтем - плечом; мушкетеры низко кланяются друг другу; дамы делают реверанс. В древности в России низко кланялись, до самой земли. Давайте сегодня с вами будем здороваться по-разному. Вы ходите по комнате и по команде «Здороваемся, как ...» здороваетесь с тем, кто рядом с вами. (Дети здороваются под музыку.)
Беседа психолога с детьми «Как поздороваться?»Дети, давайте с вами подумаем, что мы говорим, когда встречаем знакомых людей или приходим в гости? А со всеми мы одинаково здороваемся? Как, например, вы здороваетесь со своим другом? (Привет, как дела.) А как вы считаете, можно ли взрослым говорить так же? (Нет.) Да, взрослым лучше говорить «Здравствуйте», но своим родителям (маме, папе) можно говорить так же, как другу. Когда мы здороваемся, то желаем человеку, с которым поздоровались, здоровья.
- Скажите, можно сказать незнакомому мужчине «Привет»? (Нет.) Да, это будет выглядеть невежливо. «Привет» - слово только для близких друзей. Скажите, какие слова вы говорите, когда здороваетесь утром? А вечером? А днем? Говоря человеку «Доброе утро», мы желаем ему, чтобы утро прошло хорошо, чтобы день был хорошим, успешным. Как нужно вести себя, когда здороваешься? (Улыбаться, смотреть в глаза тому, с кем здороваешься, качнуть головой.) Как говорить, когда здороваешься с пожилыми людьми? (Громче.) Да, так как некоторые плохо слышит. А еще качание головой может быть сигналом, что с ними здороваются. Кто из вас знает, как здороваются мужчина с женщиной?
Упражнение «Здороваемся со всеми» А теперь давайте поупражняемся здороваться. Для начала каждый возьмите себе из ящика резинку того цвета, который вам больше всего нравится. (В ящике резинки двух цветов - синего и зеленого.) Наденьте эти резинки себе на пальчик. Те, у кого синие резинки, будут детьми, а у кого зеленые- взрослыми. Теперь пусть дети поздороваются с мамами, а теперь - с папами, а сейчас с дедушками, с бабушками, со своими родными, со знакомой тетей, со старой чужой бабушкой, с воспитательницей. Хорошо поупражнялись, а теперь поменяемся ролями.
Рисование красками «Какого цвета поздравления?»
Занятие №14 «Путешествие в сказку «Гадкий утенок»
Цель: научить различать и выражать эмоции (страх, обиду); формировать толерантное поведение детей; развивать навыки эмпатии; поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого обидели, защищать их; способствовать самовыражению через изобразительную деятельность.
Ход занятия психолога. Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение по кругу»
Игра «Движение запрещено» Сегодня мы отправимся в сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Я перенесу вас туда. Но прежде я хочу узнать, внимательны ли вы, дети. Становитесь в круг, поиграем в игру на внимание «Движение запрещено». Вы повторяете за мной все движения, а запрещенное движение - руки на поясе - повторять не будете (2-3 раза).
Игра «Отгадай по голосу» А теперь еще одна игра. Надо с закрытыми глазами угадать, кто подал голос». Только следует подавать голос, будто это кто-то из домашних птиц (гусь, утка, петух, курица и т.п.).
Игра «Летает - не летает» Еще одна задача. Теперь мы проверим, кто из вас самый внимательный. Когда я буду называть предметы и животных, которые могут летать, - вы будете махать руками, как будто крыльями. А когда буду называть то, что не летает, будете прятать руки за спину. (Бабочка, пчела, гриб, оса, соловей, дерево, лодка, самолет, вертолет, белка, зонтик, воробей, божья коровка, муравей.) Вы, дети, были очень внимательны, поэтому пришло время отправляться в Сказку. Становитесь под мой волшебный зонтик, и мы попадем на птичий двор. (Психолог раскрывает зонтик, крутит его под музыку.) Вот мы и на месте.
Психогимнастика «Птичий двор»Гуси (напряжение). Первыми вышли к нам гуси. Они начали шипеть, потому что увидели гадкого утенка. Шею вытащили, плечи подняли, крылья отвели назад и шипели - ш-ш-ш ... Шея напряжена, сердятся гуси. Крылья-руки напряжены, отводят их назад. Как шипят! Какие злые! (Расслабление) Прогнали гуси утенка и успокоились. Стали свободно махать крыльями, шея прямая, расслабленная, мягкая. Индюк (замирание). Только утенок отбежал от гусей, как натолкнулся на напыщенного и сердитого индюка. Индюк от злости и тщеславия надулся, голову откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: «Бал-баллы». (Шевеление) Покачал головой индюк: «Бал-баллы-баллы, уходи!». Испугался утенок и убежал. Петух (бег, передвижение по всей комнате). Бедный утенок еще не пришел в себя после нападения индюка, как на него налетел петух, который начал бегать по двору, сильно размахивать крыльями и громко кричать: «Ку-ка-ре-ку!». Чуть не заклевал утенка! Кошка (замирание, напряжение). Бедный утенок! Только успокоился, как увидел кошку, которая хочется съесть его! Стала она на свои мягкие лапки, выгнула спинку, вся напряглась, подготовилась к прыжку. (Шевеление) Потом едва слышно стала кошка подбираться к утенку, мягкая становится своими лапками. Крадется тихо. Только хотела схватить, но тут пес проснулся и залаял: «Гав-гав-гав!». Кошка испугалась и на забор вскарабкалась. Утки (напряженно, ритмично). С реки возвращались напыщенные тетушки-утки. Покажите, как они идут, медленно переваливаясь (хождение друг за другом, в полуприсяде). (Расслабление) Устали после долгой дороги, сели, крылья сзади составили, оперлись на них и давай лапками шевелить, расслабляться. Шевелят лапками, увидели утенка и закричали: «Кря-кря-кря, какой некрасивый! Совсем на нас не похожий! ». Это была последняя надежда утенка. Он побежал прочь со двора и стало жить один. А в конце сказки он превратился в прекрасного лебедя. Станьте вокруг озера. Опустите сначала свою длинную шею, затем одно крыло, потом второе. Давайте похлопаем крыльями по воде. Вот какие мы красивые лебеди! Покажите, что вы рады видеть утенка.
Упражнение «Передаем эмоции страха, обиды».Теперь можно отдохнуть. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, от которого все в восторге. Сейчас каждый из вас по очереди будет изображать прекрасного лебедя, а мы будем говорить ему о своем отношении: «Какой ты красивый, белоснежный! Какая длинная шея! Как ты ее гордо держишь! Какие замечательные крылья!». А теперь давайте теперь послушаем музыку К. Сен-Санса «Лебедь» и попробуем двигаться так, как двигаются настоящие лебеди. (Дети двигаются под музыку) А помните, как сначала все прогоняли утенка прочь, и называли его гадким? Как это оскорбляло его! Станьте в круг, поочередно кто будет изображать напуганного утенка, а другие - злых птиц с птичьего двора: «Хоть бы тебя кошка съела! Какой ты гадкий и некрасивый, совсем на нас не похож! Долой со двора, мы не хотим с тобой дружить!». Бедный утенок, страшно ему, он весь сжался, голову крыльями закрыл. Что же теперь с ним будет?
Беседа психолога о правилах поведения. Дети, как вы думаете, можно унижать и оскорблять кого-то, если он не похож на других? Можно судить о человеке по его внешности? А красивые люди всегда бывают хорошими и добрыми? А если ребенок не такой, как все, но он в этом не виноват (и так страдает). Как вы относитесь к детям-инвалидам? Что значит быть милосердным? (милое сердце.) После того как птицы напали на утенка, он очень расстроился.Давайте пожалеем его, возьмем в свою дружную семью, скажем ласковые слова, чтобы утенок гордо поднял голову и не скрывал ее от страха и обиды (тренинг со сменой ролей). Посмотрите, дети, от добрых слов и вы все стали прекрасными лебедями, у которых не только красивая внешность, но и доброе сердце и душа. Формирование отношения к себе, уверенности в себе Давайте, прекрасные гордые птицы, посмотрим на себя в воду озера (психолог раздает детям маленькие зеркальца). Посмотрите, какие замечательные глаза у лебедей, они сияют добротой, как звезды. Какие стройные у них шеи, какие сильные и мягкие крылья! Полетели, лебеди, над озером, пусть все видят, какие вы красивые и добрые птицы. (Дети двигаются под музыку К. Сен-Санса «Лебедь».) А теперь становитесь под зонтик, я перенесу вас в детский сад (дети «возвращаются»). Рисование детей красками «Я - прекрасный лебедь»
Занятие №15 «Развиваем воображение»
Цель: развивать воображение; формировать способность к вербализации своих переживаний; воспитывать способность к сопереживанию и сочувствию; способствовать самовыражению ребенка.
Ход занятия психолога
Ритуал начала занятия «Доброе животное» Игра-перевоплощение «Представь себя камнем у дороги» Сегодня по дороге в детский сад я споткнулась через камень. Сначала хотела накричать на него, но потом подумала, что он ни в чем не виноват. Когда присмотрелась внимательнее, то увидела, что у камня очень интересная форма: гладкий, розоватого цвета. Откуда он взялся на дороге? Давайте поиграем. Каждый из вас представит себя этим камнем и расскажет о себе. Что ты чувствуешь, лежа у дороги, когда машины обдают тебя грязью и пылью? А какое у тебя настроение в жаркую погоду, когда пыль засыпает тебя всего? Какие проезжающие машины, тебе нравятся больше всего? Как ты себя чувствуешь, когда дождик умывает тебя? Скажи, а дворники не обижают тебя? О чем ты хотел бы их попросить? Часто о тебя спотыкаются люди? Что ты хотел бы им посоветовать? Как ты оказался на дороге? Где был раньше? Хотел бы, чтобы тебя отвезли в родное место? О чем ты мечтаешь? Хотел бы ты попасть к хорошему скульптору? Что из тебя можно сделать? Мы желаем тебе счастья.
Упражнение «Новый ребенок в группе, с которым никто не хочет играть» Новый мальчик (девочка) пришел в группу, а все дети проходят мимо и не замечают. Мальчику грустно, он сидит один, иногда оглядывается, ищет глазами того, кто с ним подружился бы. (В роли мальчика (девочки) должен побыть каждый участник игры.)
Упражнение «Давай дружить, ты мне нравишься» К новенькому ребенку подходит мальчик (девочка) и говорит: «Как тебя зовут? Давай играть вместе. Ты мне нравишься». Детей делят на две группы. Сначала одна группа выполняет роль ребенка, которого не замечают, а потом дети меняются ролями.
Рассмотрение коллекции морской гальки. Вместе с психологом дети рассматривают коллекцию морской гальки, выкладывают узоры. Можно предложить им игру «На что похож камень?». Лепка из пластилина «Какую форму имеет дружба?»
• Занятие №16 «Всегда ли хорошо хвастаться»
Цель: знакомить детей с моральными чертами характера; обучать адекватным формам поведения и взаимодействия; развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии; поддерживать желание общаться и дружить; преодолевать замкнутость, негативные формы поведения; способствовать творческому самовыражению; развивать активное внимание.
Ритуал начала занятия «Мы все - большая красивая чашка» Участники берутся за руки и становятся в круг. Психолог тихим голосом говорит: «Мы все - большая красивая чашка. Давайте представим, как в чашку потихоньку хозяйка наливает воду. Сначала воды немного. (Дети приседают.) Затем ее становится все больше, еще больше, наконец чашка совсем полная. (Дети потихоньку поднимаются по мере того, как «наполняется» чашка.) Давайте перенесем чашку на стол. А теперь наклон, будто из нее кто-то пьет. (Дети вместе с психологом выполняют соответствующие движения.)
Игра на развитие активного внимания «Слушай аплодисменты» Дети идут по кругу. На 1 хлопок они останавливаются и становятся в позу «аиста» (стоят на одной ноге), на второй-позу «лягушки» (приседают, руки стоят на полу, ноги в коленях разведены), на 3 - продолжают ходьбу.
Сказка «О чашечке» (элементы сказкотерапии) В одном фарфоровом королевстве среди другой посуды жила-была себе чашечка. На первый взгляд она ничем не отличалась от своих родственников, других чашек, - такая же беззаботная и веселая. Однако, в отличие от своих сестер была очень гордая и надменная, потому что считала себя самой красивой чашкой в королевстве. Она и в самом деле была очень красива: ее перламутровое зеленое платье было похоже на цветок, украшенный золотыми горошинами, а еще чашка имела тоненькое дно и маленькую хрупкую ручку, также позолоченную. Но больше всего гордилась она маленькой золотой розой, нарисованной на самом донышке. Она каждый раз хвасталась своим нарядом. Посмотрите, какая я красивая! Ни у кого нет такого хорошего платья в горошек, а моя роза на донышке, правда, она замечательная?Чашечка очень гордилась своей красотой, и даже не дружила с другими чашками и не водила с ними хороводы. Но больше всего она не любила, когда пузатый чайник наполнял ее кипятком. Наша чашечка-красавица всегда капризничала: прыгала, падала из стороны в сторону, каталась по столу, разливала все, что в нее наливали. А еще она не любила мыться, боялась, что щетки и порошок сотрут ее прекрасные одежды. Скоро все поняли, что чашечка зазналась, и просто перестали обращать на нее внимание. Только одно беленькое блюдечко, которое любило чашечку, продолжало считать ее красивой. А надменная чашечка не замечала его. Однажды блюдечко решило признаться чашечке, подошло к ней и тихонько сказал: Дорогая чашечка! Ты мне очень нравишься. Хотя я не такое красивое, как ты, но сделаю для тебя все, что захочешь. Давай всегда будем вместе. Услышав это, чашечка очень рассердилась: Да как ты, простое блюдечко могло предложить мне такое! Посмотри на себя! У тебя нет даже золотого ободка! А я-самая красивая чашечка в мире! - Крикнула она и сильно ударила блюдечко. Блюдечко упало и разбилось. Но и чашечка разбилась также.
Беседа психолога по содержанию сказки Понравилась ли вам чашечка? А блюдечко? Хотели бы вы дружить с чашечкой? Почему? Хотели бы вы дружить с блюдечком? Почему? Кто из героев сказки - настоящий друг? Почему вы так считаете? Хорошо ли быть надменным, высокомерным хвастуном? Почему?
Разыгрывание психологических мини-этюдов из сказки: чашечка хвастается своим платьем; чашечка капризничает, когда в нее наливают горячую воду; чашечка не хочет мыться; чашечка ссорится с блюдечком.
Упражнение «Найди эмоцию» Среди предложенных пиктограмм найти ту, на которой изображено тщеславие. Показать лицо напыщенной чашечки мимикой. Лепка «Добрые подруги для блюдечка» Ритуал завершения занятия «Лучики солнца».Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихонько постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие №17 «История, которая живет в каждом кармане»
Цель: подвести к осмыслению собственной ценности; формировать навыки толерантного поведения; воспитывать щедрость; способствовать свободе самовыражения в изобразительной творчества.
Ход занятия психолога
Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»
Игра для развития волевого внимания «Канон».Дети идут под хороводными песню «Селезенюшка», выполняет вовлекшей следующие движения: первый ребенок приседает и поднимается, вторая - хлопает в ладоши, третья - приседает и поднимается. И так далее.
Сказка «Жадный кармашек».На платье у Оли жил жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-то клали, и не нравилось, когда выкладывали. Кармашек считал, что Оля была вовсе не экономной девочкой: то даст кому-то свою игрушку, то поделится чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы все это ты в карман клала», - думала она. Вот и стала девочке шептать: «Ты брату дала своего зайчика, а он тебе в обмен ничего не дал! Подруге конфету дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в карман клади». Оля была хорошей и очень послушной девочкой. Вот и послушалась своего кармашка - начала делать все, что он ей советовал. И стал кармашек толстенький, потому что в нем лежало много разных вещей, но ему все было мало. Кармашек непременно хотел сохранить какие необычные сокровища. У Олиной мамы было очень красивое ожерелье. Однажды, когда мамы не было дома, кармашек уговорил девочку достать ожерелье и спрятать в нее. Аленка подошла к шкафу, подставила стул, на него - табуретку и залезла на верхнюю полку. Достала девочка ожерелье - большое, длинное, красивое. Но оно не могло уместиться в кармане, он для нее был маленький. Кармашек немного растянулся, и несколько бусинок вошли в нее, потом он растянулся еще, затрещал и разорвался! И из него посыпались бусинки, конфеты, яблоко, зайчик и еще много разных вещей. Оля очень расстроилась и решила никогда больше не слушать жадных кармашков. А мама, когда пришла домой, отпорола жадный кармашек, а на его место пришила красивый шелковый цветочек. Что такое жадность? Кого можно назвать жадным? Хотели бы вы дружить с жадным ребенком? Стоит ли слушаться жадных кармашков?
Разыгрывание психологических мини-этюдов по содержанию сказки:как кармашек уговаривал Олю; как кармашек растолстел; как кармашек разорвался;
Упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки?» Каждому ребенку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить: себе и другу; себе и другим детям; себе и брату или сестре. Как ты будешь делить игрушки?
Психолог дает положительную предварительную оценку детям. Рисование красками «Щедрый кармашек»
Занятие №18 «Что ты знаешь о себе»
Цель:
- развивать моторную память;
- способствовать повышению самооценки;
- учить детей видеть положительные черты в себе и в других людях;
- учить говорить комплименты;
- воспитывать коммуникативные способности;
- активизировать процесс самопознания.
Ход занятия психолога
Ритуал начала занятия «Поздороваемся»
Дети стоят в кругу, держа друг друга за руки. Они здороваются по кругу, смотрят друг другу в глаза и говорят: «Доброе утро ... (называют по имени того, кто стоит справа)».
Упражнение для развития моторной памяти «Запомни движение»
Дети повторяют за психологом под музыку движения рук и ног в определенном порядке. Когда запомнят все движения, то могут повторить их в обратном порядке.
Игра с мячом «Расскажи о себе»
Психолог бросает мяч детям и задает вопросы. Кто ловит мяч, тот и отвечает на вопросы.
- Во что ты любишь играть?
- Какое твое любимое блюдо?
- Какой любимый цвет?
- Кто твои друзья?
Скрыть объявление
- Какая любимая сказка?
- Какой любимый мультфильм? И т.д.
Игра-беседа «Знаешь ли ты себя?»
Все люди разные. Чем они отличаются друг от друга? Знаете ли вы себя? (Психолог достает из ящика «волшебные» зеркала.) Посмотрите внимательно в зеркала и расскажите мне:
- Кто ты - мальчик или девочка?
- Сколько тебе лет?
- Какого цвета у тебя волосы? (Светло-русые, темно-русые, черные, белые, рыжие.)
- Твои волосы прямые или волнистые?
- Мягкие или жесткие?
- Какая прическа? (Стрижка, коса, хвостик, волосы до плеч, до середины спины.)
- Какого цвета у тебя глаза? (Серые, черные, карие, зеленые, голубые.)
- Какой формы у тебя глаза? (Круглые, удлиненные.)
- Какое выражение у твоих глаз? (Веселое, грустное, задумчивое.)
- Какой формы у тебя носик? (Прямой, курносый, вытянутый вниз.)
- Есть ли у тебя веснушки на носу?
- Какие у тебя губы? (Пухленькие, тоненькие, как ниточка, как ленточка, как бантик.)
- Если сравнивать тебя с другими детьми, какого ты роста?
- Ты худенький или пухленький?
- Какого цвета у тебя кожа? (Белая, смуглая, розовая, бледная.)
- Есть ли у тебя родинки, по которым тебя можно узнать?
- Какой формы у тебя брови, на что они похожи?
- Какую одежду ты любишь носить?
- Какой цвет в одежде тебе больше всего нравится?
- Любишь ли ты носить украшения? Какие?
- Что в твоей внешности нравится тебе, твоим родителям, окружающим?
Игра «Узнай по описанию»
Психолог описывает внешность детей, присутствующих на занятии. Ребенок, о котором рассказали, должен опознать себя.
Во время разговора нужно убедить ребенка в том, что он очень привлекательный, для этого целесообразно использовать сравнения, метафоры.
Пластический этюд «Лепим себя в будущем»
Дети, давайте станем скульпторами. Но лепить будем не из пластилина или глины, а будем создавать самих себя.
Дети под музыку Сен-Санса «Лебедь» «лепят» себя нового. Прямую спинку, расправленные плечи, гибкую шею, быстрые ноги, сильные руки, ясные глаза ...
Рисование «Автопортрет»
Занятие №19 «Оставался ли ты один дома?»
Цель:
- развивать моторно-слуховую память;
-обучать адекватному поведению в бытовых ситуациях;
- формировать навыки безопасного поведения;
- повышать веру в собственные силы.
Ход занятия психолога
Ритуал начала занятия «Поздороваемся»
Игра для развития моторно-слуховой памяти «Запомни свою позу»
В начале игры каждый ребенок выбирает себе красивую позу. В то время, когда играет музыка, дети двигаются по комнате. Когда музыка стихает, каждый игрок должен принять свою первоначальную позу.
Беседа психолога с детьми «Ты остался дома один, а в дверь позвонили»
- Скажите, как вы себя чувствуете, когда остаетесь дома одни?
- Что вам говорят папа и мама, когда оставляют самих?
- Как вы ведете себя, когда остаетесь сами?
- Что вам позволяют делать?
- Как будете действовать, если вам в дверь позвонят? Нужно ли соблюдать правила поведения, закрывать двери на замок и спокойно заняться любимым делом. Можно рисовать, играть игрушками, рассматривать картинки в книжках, послушать радио, наблюдать в окно за прохожими.
Телевизор желательно не включать, утюг лучше не трогать. Электрическими приборами можно пользоваться тогда, когда дома находятся взрослые.
Вот вы сидите дома, и вдруг в дверь позвонили. Не пугайтесь. Это могут быть ваши знакомые, соседи, друзья. Но могут быть и совсем чужие люди, даже очень плохие. В этом случае дверь открывать нельзя. Если голос незнакомый, спросите, кто нужен. Скажите, что родители скоро придут, а сейчас открыть вы не можете. Спросите, что нужно передать и от кого. После этого отойдите от двери и более совсем не отвечайте ни на какие вопросы. Когда родители придут, расскажите им, кто приходил и зачем. Дети, вы поняли, как себя вес