
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса срок реализации 2018-2021 учебный год.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ «Политехнический лицей №182»
__________Р.В Дуженков
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса
срок реализации 2018-2021 учебный год.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
• профилактика школьной и социальной дезадаптации;
• консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
• повышение мотивации обучения у учащихся;
• создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
• формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
• формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
• организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
• организация работы с детьми категории «одаренные»;
• разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Организация деятельности: программа рассчитана на 3 года психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.
Основные циклы сопровождения:
• готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
• переход в среднее звено;
• подростковый кризис;
• адаптация и профориентация в старшем звене.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, просветительский и методический.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Диагностический блок включает в себя известные методики, рекомендованные ЦПМСС, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы:
I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе.
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)
III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (в конце года).
РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
4. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
Данный блок составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК
Данный блок составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися:
- включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями:
- заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями:
- включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Оформление документации:
1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
3. Разработка, подготовка и проведение:
• родительских собраний,
• классных часов,
• занятий с классными руководителями, учителями.
4. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
5. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
6. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
7. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
8. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
9. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
10. Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение семинаров, конференций.
11. Анализ научной и практической литературы.
12. Работа над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
• приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
• изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
• оформление уголка психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение РМО, проведение открытых занятий.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностический и развивающий блок.
Младшее звено (7-10 лет):
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
• формирование положительного образа своего «Я»;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-15 лет):
• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
• осознание важности и смысла процесса обучения;
• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
• активная и позитивная жизненная позиция.
Консультативный блок.
• Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
• Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просветительский блок.
• Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методический блок.
• Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
Учебно-методическое обеспечение кабинета
Материально-технические условия:
- Наличие помещения, стола и стульев для занятий, дивана.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
- Материалы для занятий: тетради в клетку; цветные карандаши; ручки шариковые; бумага писчая
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий - Издательство: Просвещение , 2010.
3. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
4. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
5. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
6. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
7. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
8. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
10. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
11. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
12. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
13. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
14. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
15. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
16. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
17. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
18. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
19. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
20. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
21. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
22. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
23. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
24. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
25. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
26. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
27. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
28. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
29. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
30. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
31. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
32. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
33. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
34. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
35. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
36. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
37. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
38. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
39. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
40. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
41. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
42. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
43. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
44. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
45. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
46. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
48. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
49. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
50. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
51. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
52. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
54. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
55. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
56. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
57. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
58. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
59. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
60. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
61. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ «Политехнический лицей №182»
__________Р.В Дуженков
Перспективный план работы
Педагога-психолога Бегловой Э.И.
на 2018-2019 учебный год.
Цель деятельности: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.
Задачи:
1.Психолого-педагогическая поддержка всех учащихся 1-10 классов в период школьной адаптации, позволяющая им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
2. Развитие познавательных возможностей учащихся 2–3 классов.
3. Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу, позволяющая, в дальнейшем, успешно адаптироваться в 5 классах лицея.
4. Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в период адаптации к новым условиям.
5. Развитие творческого мышления и учебно-познавательных мотивов учащихся 6-7 классов.
6. Психологическое сопровождение учащихся 8,10 классов в период адаптации к новому коллективу, в начальной профессиональной ориентации, в подготовке к экзаменам.
Основные направления в деятельности:
1. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников.
2. Психологическая помощь учащимся 4 классов в период подготовки к переходу в среднюю школу.
3. Психокоррекция и развитие интеллектуальной сферы учащихся 2 –3 классов школы.
4. Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении, в подготовке к экзаменам
ПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
№
п/п Содержание Формы и методы Сроки проведения Предполагаемый результат
1. Наблюдение за процессом адаптации у учащихся 1-х классов (на первичном и вторичном этапе). Целевое посещение уроков, наблюдение во вне учебное время в течение года • Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения.
• Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы, преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.
2 Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников.
2.Экспертный опрос педагогов октябрь, апрель
• Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
• Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы, преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.
3.Экспертный опрос родителей первоклассников октябрь
4. Психологическое обследование первоклассников (тестирование групповое). сентябрь,ноябрь, апрель
5. Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально) в течение года
6.Психологическое обследование готовности к школьному обучению у детей, поступающих в школу.
.
апрель, май
Выявление уровня готовности детей к школьному обучению, с целью компенсации, устранения и восполнения имеющихся пробелов
3 Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.
1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися октябрь-май
Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы, преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.
2.Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально).
в течение года
4. Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников 1.Психологическая гостиная «Выработка единых требований к первокласснику в семье и в школе». Сентябрь
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций.
2.Общее родительское собрание: «Трудности первых месяцев обучения в школе».
октябрь
3.Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей в школе».
ноябрь
4.Родительское собрание:
« Итоги адаптации детей в школе».
апрель
5.Индивидуальное консультирование в течение года
5. Консультационная и просветительская работа с педагогами
1-х классов. 2.Семинар «Кризис 7 лет. Возрастные особенности. Трудности адаптации».
сентябрь
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с первоклассниками с целью оказания помощи учащимся в период адаптации.
3.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации. в течение года
4.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом. в течение года
6. Подведение итогов первичной и вторичной адаптации первоклассников 1.Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 1 классах школы. Ноябрь
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывающим трудности адаптации в школе.
2.Малый педсовет: «Итоги адаптации первоклассников».
май
7.
Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, анкет, тестов. Сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, психологическим гостиным, коррекционно-развивающим занятиям.
в течение года
3.Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий. сентябрь – октябрь
4.Обработка диагностики. в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ
№
п/п Содержание Формы и методы Сроки проведения Предполагаемый результат
1 Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации. 4. Психологическое обследование (тестирование групповое). сентябрь,ноябрь, апрель
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
2 Наблюдение учащихся Целевое посещение уроков во 2 классах. октябрь, ноябрь Выявление учащихся, имеющих недостаточный уровень развития памяти, внимания, логического мышления путём наблюдения.
3 Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление познавательных возможностей учащихся 2-3 классов школы. 1.Экспертный опрос педагогов октябрь Выявление учащихся, имеющих низкий и недостаточный уровень развития памяти, внимания, логического мышления путём проведения диагностики.
Выявление причин, затрудняющих развитие познавательной сферы учащихся 2 –3 классов.
2.Диагностика развития памяти, внимания у учащихся 2 классов групповая). октябрь, ноябрь
3.Диагностика развития логического мышления у учащихся 3 классов (групповая). ноябрь, декабрь
4.Анализ педагогической документации. ноябрь
5.Углублённое исследование познавательной сферы учащихся 2-3 классов (индивидуально). в течение года
4
Коррекционно-развивающая работа.
1. Коррекционно-развивающие занятия (групповые) с учащимися 2-3 классов по развитию памяти, внимания, логического мышления.
ноябрь-апрель Преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе. Повышение уровня развития внимания, памяти, логического мышления у учащихся
2.Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные) с учащимися 2-3 классов.
в течение года
5
Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 2-3 классов.
1. Общее родительское собрание: «Первые отметки», «Адаптационный процесс».
(2 кл.). Сентябрь
Октябрь
Повышение психологической компетенции родителей учащихся, организация условий развития познавательной сферы ребёнка в дом.условиях. Протекание адаптации детей.
2. Родительское собрание: «Интеллектуальное развитие детей. Как помочь развить память и внимание?» (2 кл.).
ноябрь
3. Родительское собрание: «Интеллектуальное развитие детей. Гимнастика для ума»
(3 кл.).
декабрь
4. Индивидуальное консультирование. в течение года
6. Консультационная и просветительская работа с педагогами
2-3 классов
2. Консультирование педагогов по вопросам развития познавательной сферы учащихся.
в течение года
Повышение психологической компетенции педагогов, организация условий развития познавательной сферы учащихся в лицеи.
3.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.
в течение года
7. Методическая и аналитическая работа. 1. Подготовка опросников, тестов. сентябрь
2. Подготовка к собраниям, метод.учёбе, коррекционно-развивающим занятиям. в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для коррекционно- развивающих занятий. сентябрь
4. Обработка диагностики.
в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ
№
п/п Содержание Формы и методы Сроки проведения Предполагаемый результат
1 Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации. . Психологическое обследование (тестирование групповое). сентябрь,ноябрь, апрель
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
2 Наблюдение учащихся
.Целевое посещение уроков в
4-х классах. в течение года Выявление учащихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной, интеллектуальной сферах, в межличностном общении путём наблюдения.
3 Психолого-педагогическая диагностика.
1. Экспертный опрос педагогов.
ноябрь
Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путём диагностики
2. Диагностика интеллектуальной сферы.
январь
3. Диагностика мотивации учения.
февраль
4.Диагностика школьной тревожности. март
5.Диагностика межличностных отношений в коллективе.
октябрь
апрель
4. Коррекционно-развивающая работа. 1.Занятия с учащимися по подготовке к переходу в среднюю школу (упражнения). Октябрь
апрель Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению.
2. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально). в течение года
3. Классные часы.
5. Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов 1. Родительское собрание: «Психологическая готовность учащихся к переходу в среднюю школу». Результаты адаптационного процесса.
ноябрь-март
Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка.
2. Общее родительское собрание: «Скоро в 5 класс!».
апрель
3. Индивидуальное консультирование.
в течение года
4. Семинар: «Психологическое здоровье учащихся». март
Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу. Преодоление трудностей через педагогические средства.
5. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом.
в течение года
6. Экспертная работа Пед. консилиум: «Итоги готовности учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу». май Подведение итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу.
7. Методическая и аналитическая работа. 1.Подготовка опросников, тестов. сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, семинару, упражнениям, классным часам. в течение года
3.Изготовление наглядных пособий для занятий сентябрь – октябрь
4.Обработка диагностики.
в течение года
5.Анализ деятельности.
январь,
май
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ.
№
п/п Содержание Формы и методы Сроки проведения Предполагаемый результат
1. Наблюдение за процессом адаптации у учащихся 5-х классов (на первичном и вторичном этапе). Целевое посещение уроков, наблюдение во вне учебное время в течение года Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения
2 Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации.
1.Экспертный опрос педагогов
сентябрь
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
ноябрь, апрель
2.Экспертный опрос родителей пятиклассников
октябрь
4. Психологическое обследование пятиклассников (тестирование групповое). октябрь, апрель
5. Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально)
в течение года
3 Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.
1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися октябрь-май
Повышение положительного отношения к учёбе, учебной активности;
коррекция эмоционально-волевой сферы,
преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.
2.Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально).
в течение года
4.
Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников
1.Общее родительское собрание: «Мотивация познавательной деятельности пятиклассника».
октябрь
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций.
2.Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей к новым условиям».
ноябрь
3.Родительское собрание:
« Итоги адаптации детей в школе».
апрель
4.Индивидуальное консультирование в течение года
5. Консультационная и просветительская работа с педагогами
5-х классов. 1.Семинар «Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе»
сентябрь
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с пятиклассниками с целью оказания помощи учащимся в период адаптации.
2.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации. в течение года
4.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом. в течение года
6. Подведение итогов первичной и вторичной адаптации первоклассников 1.Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 5 классах школы. Ноябрь
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывющим трудности адаптации в лицеи.
2.Малый педсовет: «Итоги адаптации пятиклассников».
май
7.
Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, анкет, тестов. Сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, психологическим гостиным, коррекционно-развивающим занятиям.
в течение года
3.Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий. сентябрь – октябрь
4.Обработка диагностики. в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ.
№
п/п Содержание Формы и методы Сроки проведения Предполагаемый результат
1. Наблюдение за процессом адаптации у учащихся 6,7-х классов (на первичном и вторичном этапе). Целевое посещение уроков, наблюдение во вне учебное время в течение года Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения
2 Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации.
1.Экспертный опрос педагогов
Октябрь,
ноябрь
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
2.Экспертный опрос родителей пятиклассников
4. Психологическое обследование пятиклассников (тестирование групповое). октябрь, апрель
5. Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально)
в течение года
3 Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.
1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися октябрь-май
Создание у учащихся положительной мотивации, воспитание коммуникативной культуры учащихся.
Развитие творческого мышления и учебно- познавательных мотивов учащихся.
Развитие мыслительных процессов учащихся
2.Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально).
в течение года
4.
Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников
1.Общее родительское собрание: «Мотивация познавательной деятельности пятиклассника».
октябрь
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций.
2.Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей к новым условиям».
ноябрь
3.Родительское собрание:
« Итоги адаптации детей в лицеи».
4.Индивидуальное консультирование
апрель
в течение года
5. Консультационная и просветительская работа с педагогами
5-х классов. 1.Семинар: «Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе»
сентябрь
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с пятиклассниками с целью оказания помощи учащимся в период адаптации.
2.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации. в течение года
4.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом. в течение года
6. Подведение итогов первичной и вторичной адаптации пятиклассников 1.Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 5 классах школы. Ноябрь
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывющим трудности адаптации в школе.
2.Малый педсовет: «Итоги адаптации пятиклассников».
май
7.
Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, анкет, тестов. Сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, психологическим гостиным, коррекционно-развивающим занятиям.
в течение года
3.Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий. сентябрь – октябрь
4.Обработка диагностики. в течение года
5. Анализ деятельности.
январь, май
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ 8, 10 КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ.
№
п/п Содержание Формы и методы Сроки проведения Предполагаемый результат
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации. 1.Психологическое обследование пятиклассников (тестирование групповое).
2.Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально) сентябрь, ноябрь, апрель
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения.
Психологическая диагностика 1.Диагностика первичной профессиональной направленности – групповая.
октябрь, март
Определение способностей к тому или иному виду деятельности, профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, индивидуальных возможностей, способствующих начальному профессиональному самоопределению.
1. 2.Диагностика профессиональной направленности (индивидуально).
в течение года
2. Развивающая работа 1.Классные часы.
ноябрь- январь
Овладение социально-психологическими знаниями. Осознание своих профессиональных намерений, интересов, склонностей, профессиональных предпочтений, эмоционального отношения к выбору профессии.
3. Консультативная работа с учащимися Индивидуальные и групповые консультации в течение года Продвижение в процессе принятия решения о выборе профессии. Психологическая поддержка.
4. Консультативная и просветительская работа с родителями учащихся и классными руководителями, работающими 8,10 кл. 1.Родительское собрание: «Психологическая помощь в выборе профессии» .
январь-февраль
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах выбора профессии.
2.Индивидуальное консультирование родителей. в течение года
3.Консультирование педагогов по вопросам профессиональной ориентации учащихся.
в течение года
5.
Методическая и аналитическая работа.
1.Подготовка опросников, тестов. сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к курсу , к классным часам, родительским собраниям. в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для занятий. сентябрь, октябрь
4.Обработка диагностики
в течение года
5.Анализ деятельности
январь, май
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ 8, 11 КЛАССОВ В ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
№
п/п Содержание Формы и методы Сроки проведения Предполагаемый результат
1. Коррекционно-развивающая работа 1. Упражнения : «Психологическая подготовка к экзаменам»
2. Классный час
Март
апрель
Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки и во время экзамена; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в свои силы.
2. Консультативная работа с учащимися.
.
Индивидуальные и групповые консультации в течение года Осознание собственной ответственности за себя, своё поведение, анализ своих установок.
3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами
.
1.Родительское собрание: «Психологическая помощь ребёнку в подготовке к экзаменам». Апрель
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах психологической подготовки к экзаменам.
2. Индивидуальное консультирование родителей учащихся. в течение года
3. Консультирование педагогов по вопросам психологической подготовки учащихся к экзаменам в течение года
4. Методическая и аналитическая работа. 1. Подготовка к упражнениям, классному часу. март, апрель Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы
2. Подготовка к родительскому собранию. апрель
3. Изготовление пособий для упражнений. февраль
4. Анализ деятельности
январь, май
- Беглова Эльмира Ильдусовна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев