
Портфолио педагога-психолога МБОУ «Политехнический лицей» №182 Бегловой Эльмиры Ильдусовны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Политехнический лицей №182» Кировского района г. Казани.
Портфолио педагога-психолога МБОУ «Политехнический лицей» №182
Бегловой Эльмиры Ильдусовны
Оглавление
Оглавление
1. Пояснительная записка …………………………………………………………..4
2. Личные данные ...………………..6
3. Инвариантная часть ……..………………………………………………………..8
3.1. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.....................................................................................................................8
3.2. Использование современных психолого-педагогических технологий и их результативность ......................................................................................................10
3.3. Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки результатов …………………..………………..………14
4. Вариативная часть ..…………………………………………………...………...16
4.1. Уровень достижений обучающихся …..……………………………………..16
4.1.1. Позитивная динамика развития обучающихся за последние пять лет …..16
4.1.2. Результативность участия обучающихся в конференциях, конкурсах и других мероприятиях ……..….…………………………………...………...…..…25
4.1.3. Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения……………………………………………………………………….…26
4.2. Уровень профессионализма……………………………..………..…………..27
4.2.1. Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, федеральном уровнях ……………………..……………………...27
4.2.2. Участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном и всероссийских уровнях ………………………....32
4.2.3. Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки…………………………………………………………………..…34
4.2.4. Работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном и региональном уровнях……………………………………………………………..……………….36
4.2.5. Предоставление дополнительных услуг ……………...……..….…………37
5. Заключение ……………………………………………………………………....38
Приложение № 1. Программы, реализуемые в профессиональной деятельности ……………………………………………………………………………………….39
Приложение № 2. Документы, отражающие наличие профессионального образования и квалификации...................................................................................42
Приложение № 3. Документы о прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.................................................................43
1. Пояснительная записка.
Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста педагога-психолога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые психологом в развитии обучающихся, а также позволяет проследить творческую и самообразовательную деятельность психолога за последние пять лет.
Задачи портфолио:
• показать умения педагога-психолога решать профессиональные задачи;
• проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения;
• оценить профессионализм педагога-психолога.
Краткая характеристика разделов портфолио.
В разделе «Личные данные об аттестуемом педагогическом работнике» даны общие сведения о педагоге.
В разделе «Инвариантная часть»:
«Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса» - особенности работы педагога-психолога с учетом внедрения ФГОС.
«Использование современных психолого-педагогических технологий и их результативность» - описание технологии, которые психолог активно использует в развитии школьников и их результативность в практической деятельности.
«Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки результатов» - описание используемых диагностических методик.
В разделе «Вариативная часть»:
«Уровень достижений обучающихся» - показана положительная динамика развития учащихся (высокий уровень интеллектуального развития, высокая мотивация к обучению, низкая тревожность, успешность в обучении за последние пять лет, результаты участия в конференциях и конкурсах, активное участие в жизни образовательного учреждения).
«Уровень профессионализма» - отражены выступления на семинарах, конференциях, научно-методических объединениях, педагогических советах, прохождение курсов повышения квалификации, показана работа в творческих, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования.
В «Заключении» обозначены проблемы и направления развития.
Личные данные
Заведующая кабинетом:
педагог-психолог Беглова Эльмира Ильдусовна
Педагогический стаж: 9 лет.
Образование: высшее, ТГГПУ, Казань, психологический факультет в 2007 году. Специальность – психология.
Обучение в настоящее время: аспирантура кафедры общей и практической психологии КФУ
Методическая тема ««Содержание гендерных аспектов образа «успешности» у подростков с разным уровнем самооценки».
3.Инвариантная часть
3.1. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание условий гармоничного психического развития ребенка на протяжении всего школьного детства в условиях освоения и реализации ФГОС НОО.
Рассмотрев основные направления деятельности педагога-психолога образовательного учреждения и сопоставив их с ключевыми положениями Стандарта, можно выделить следующие важные задачи психологического сопровождения:
1. реализовать экспертизу эффективности внедрения и мониторинговое психолого-педагогическое сопровождение программ с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития детей;
2. создать условия для реализации возрастных и индивидуально-личностных возможностей и способностей учащихся школы;
3. содействовать в создании психологически комфортной, безопасной образовательной среды, оптимизировать условия взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности;
4. исследовать теоретические и практические аспекты психолого-педагогического мониторинга, а также условия формирования надпредметных умений и деятельностных способностей детей.
5. Профессиональная деятельность психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Она становится конкретной и измеримой, что очень важно.
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
Модель деятельности педагога-психолога.
Предлагаемая модель деятельности школьного психолога - при сохранении традиционных направлений работы, таких как диагностика, коррекция, развитие, психологическая профилактика, консультирование, психологическое просвещение - предполагает еще четыре основные деятельности:
1. диагностико-прогностическая;
2. экспертно-аналитическая;
3. социально-психологическое проектирование.
Структура психологического сопровождения реализуются на основе планирования психолого-педагогической работы последовательно для каждой категории участников образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением.
3.2. Использование современных психолого-педагогических технологий и их результативность
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающейся модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание учиться.
Развитие познавательных интересов, способностей и дарований, общенаучных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности школьника является одной из основных целей моей работы.
МБОУ «Политехнический лицей №182» начал функционировать с 1 сентября 2018 года. Главная цель: психологическое сопровождение образовательного и адаптационного процесса всех учащихся лицея.
Задачи:
- создание условий для максимального личностного развития и обучения учащихся.
- крепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности школьников.
- повышение психолого-педагогической компетентности классных руководителей, педагогов, родителей (законных представителей) учащихся.
- усиление профилактической работы на изучение уровня и характера тревожности, агрессивности у детей младшего, среднего, старшего школьного возраста.
- формирование у педагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни.
- создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения.
Поставленные задачи достигались различными видами работ по основным направлениям, в соответствии с перспективным планом работы.
Направления деятельности Ведущие виды работ
Психодиагностика Работа с учащимися:
1.Диагностика личностных особенностей. ( Проективная методика «Несуществующие животное»).С 1 по 10 классы.
2. Выявление степени удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива (Рисунок «Мой класс).
С 1 по 10 классы.
3. Диагностика внутрисемейных отношений ( Рисунок « Моя семья»).
С 1 по 10 классы.
4.Диагностика интеллекта (Тест ГУДИНАФ-ХАРРИСА). С 1 по 10 классы.
5. Диагностика школьной адаптации: анкета «Анализ родителем уровень адаптации ребенка», опросник «Анализ классным руководителем уровень адаптации учащихся». С 1 по 2 классы.
7. Изучение ученического коллектива: первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений (Социометрия). С 3 по 10 классы.
8. Профориентация (Методика "Матрица выбора профессии"). С 8 по 10 классы.
9.Мониторинг по психологической безопасности среди учащихся 9-10 классов 25.10.2018.
10. «Всероссийская профдиагностика 2018» среди учащихся 8,9,10 классов 19.11.2018
Работа с педагогическим коллективом:
1. Тест на эмоциональное выгорание В.Бойко.
2. Диагностика личностных особенностей. ( Проективная методика «Несуществующие животное»).
Коррекционно-развивающая работа - индивидуальные коррекционные занятия для учащихся, по рекомендации ПМПК.
-групповая и индивидуальная работа с учащимися повышенной тревожности, агрессии;
-психолого-педагогическое сопровождения подготовки к экзаменам.
Консультационная работа Работа с пед. коллективом:
- индивидуальные консультации по запросу учителей.
Работа с родителями (законными представителями):
- индивидуальные и групповые консультации (по запросу и результатам диагностик)
-выступления на родительских собраниях.
- индивидуальные консультации для родителей детей «группы риска»
Просветительская работа -просветительская работа (выступления на собраниях МО педагогов)
-рекомендации родителям, учащимся и педагогам.
Профилактическая работа Работа с обучающимися и их родителями:
-профилактика правонарушений;
-профилактические беседы с детьми «группы риска»;
-индивидуальные занятия по предпрофильной и профильной подготовке учащихся;
Организационно-методическая работа
-планирование деятельности;
-подготовка аналитических отчетов;
-разработка развивающих и коррекционных программ;
-участие в научно-практических конференциях и семинарах;
-посещение совещаний, методических объединений;
-знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики;
-подготовка бланков, наглядного материала, создание картотеки тестов;
-участие в обучающих семинарах, конференциях;
-работа по теме самообразования;
- подготовка материалов по запросу.
Для решения поставленных задач провожу психолого-педагогический анализ личностных особенностей учащихся, уровня сформированности интеллектуальных, психофизических качеств личности, уровня мотивации к обучению у детей. В результате анализа выявляю следующие группы обучающихся: одаренные дети, социально-запущенные («группа риска»), соматически-ослабленные, с низкой учебной и познавательной мотивацией, дети с особыми образовательными потребностями. Для каждой из приведенной групп мной выбраны современные психолого-педагогические занятия по разработанной программе.
Для педагогов: релакционные упражнения, тренинги по профилактики эмоционального выгорания (Программа профилактики синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов).
Для родителей: психопрофилактические занятия: «Эмоциональная дистанция в подростковом возрасте» (особенности подросткового возраста, влияние окружения на развитие личности подростка), «Отцы и дети» (межличностные отношения в семье).
В своей работе также использую здоровьесберегающие технологии, немаловажным фактором которых является развитие психологически здоровой личностии формирование положительной мотивации у ребенка. Реализую данную технологию в профилактической деятельности, которая направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников, педагогов и родителей. Результатами работы по данному направлению считаю укрепление взаимосвязи между работой психолога и педагогического коллектива, формирование позитивного плана активной жизни, сформированность адекватного поведения и межличностного взаимодействия учащихся, предупреждение девиантного и аддиктивного поведения младших подростков.
С 2018 года сопровождаю процесс подготовки дошкольников к школьному обучению с учетом реализации ФГОС НОО, результатом своей работы считаю:
- создание условий для благоприятного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса – учителей, детей и родителей (консультации);
- обогащение организационных форм и методов обучения в начальной школе (опора на наличный уровень достижений дошкольного детства).
Реализуя программу «Ведение в школьную жизнь» в группах «Будущий первоклассник» с детьми 6-7 лет использовала предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, которые в полной мере способствовали формированию у детей активного словаря, развитию коммуникативных навыков, саморегуляции познавательных процессов. Данные технологии позволили качественно подготовить детей к обучению, сгладить трудности адаптационного периода в первом классе.
В совершенстве владею современными технологиями психологического консультирования - ежемесячно выступаю на педагогических советах, консилиумах, методических объединениях педагогов; в течение года посещаю и выступаю на классных родительских собраниях во всех параллелях; разрабатываю рекомендации, советы и т.д. учащимся с проблемами поведения и обучения, педагогам и родителям. При работе использую следующие формы работы – мини-лекция, беседа, выступление, анкетирование, упражнения и др.
Работая в системе школьной психолого-педагогической службы сопровождения детей реализую диагностические и коррекционно-развивающие технологии: осуществляю комплексное диагностирование учащихся; выявляю индивидуальные особенности личности ребенка, разрабатываю и реализую индивидуальные развивающие программы с тесным взаимодействием с учителями, педагогом-логопедом, и другими специалистами, отслеживаю результаты; составляю рекомендации для родителей и педагогов.
Работу строю с учетом обязательного развития у обучающихся интеллектуальных способностей, самосознания, социальных навыков, индивидуально-возрастных особенностей учащихся и с учетом преемственности между содержанием образовательных программ.
Активно сотрудничаю с АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» - уполномоченный орган по выявлению и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи в Республике Татарстан.
С 2018 года работаю над методической темой: «Содержание гендерных аспектов образа «успешности» у подростков с разным уровнем самооценки». Цель исследования выявить взаимосвязь между содержанием гендерных аспектов образа «успешности» в Я-концепции с разным уровнем самооценки подростков. Предполагается, что содержание гендерных аспектов образа «успешности» в Я-концепции подростков связано с их самооценкой. Установлены различия в содержании гендерных аспектов образа «успешности» в когнитивном (вербальном, осознаваемом) и эмоционально-оценочном (невербальном) компонентах среди учащихся с разным уровнем самоценки и половой принадлежностью. Показано, что уровень самооценки подростков в большей степени зависит от того, насколько содержание образа успешной личности интегрировано с индивидуальными особенностями Я-концепции.
Исследование когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов образа «успешной личности», проводилось с применением авторских методик: оценка «Перечня внутренних и внешних критериев успеха», Проективная рисуночная методика «Рисунок успешной женщины и успешного мужчины».
В совершенстве владею современными технологиями психологического консультирования - ежемесячно выступаю на педагогических советах, консилиумах, методических объединениях педагогов; в течение года посещаю и выступаю на классных родительских собраниях во всех параллелях; разрабатываю рекомендации, советы и т.д. учащимся с проблемами поведения и обучения, педагогам и родителям. При работе использую следующие формы работы – мини-лекция, беседа, выступление, анкетирование, упражнения и др.
Работая в системе школьной психолого-педагогической службы сопровождения детей реализую диагностические и коррекционно-развивающие технологии: осуществляю комплексное диагностирование учащихся; выявляю индивидуальные особенности личности ребенка, разрабатываю и реализую индивидуальные развивающие программы с тесным взаимодействием с учителями, педагогом-логопедом, и другими специалистами, отслеживаю результаты; составляю рекомендации для родителей и педагогов.
Работу строю с учетом обязательного развития у обучающихся интеллектуальных способностей, самосознания, социальных навыков, индивидуально-возрастных особенностей учащихся и с учетом преемственности между содержанием образовательных программ (Приложение 1)
Статистическая справка
по итогам работы
Вид работы Целевые группы Групповая Индиви-дуальная
Психодиагностика
Дети всех возрастных групп 1189 -
Дети группы риска 6
Дети с ОВЗ 6
Педагоги 15
Коррекционно-развивающая Дети всех возрастных групп
Дети группы риска 6
Дети с ОВЗ 6
Просвещение и профилактика Родители детей группы риска 6
Родители одаренных детей 4
Родители детей с ОВЗ 1 6
Педагоги 42
Консультирование
Родители учащихся 70
Родители детей группы риска 6
Родители детей с ОВЗ 6
Родители детей-инвалидов
Педагоги 40
В своей практической деятельности реализую следующие направления:
• Создание комфортной безопасной, образовательной среды - это прежде всего, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, формирование базовых компетентностей
• Изменение сознания учителя, развитием необходимых профессиональных компетенций.
• Осуществление психологической поддержки, психологического сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии, поведении, работу с факторами, блокирующими это развитие.
3.3. Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки результатов.
Диагностическая деятельность способствует проведению эффективной развивающей работы и внесению изменений в учебно-воспитательный процесс (индивидуальная траектория развития обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса).
В течение учебного года в системе провожу следующие комплексные диагностические исследования направленные на изучение эмоционально-личностных особенностей обучающихся, оценка уровня познавательных процессов и индивидуально-психологических особенностей:
• анкеты, опросники;
• проективные методики: «Несуществующие животное», «Моя семья», «Мой класс», «Рисунок человека»;
• социометрия;
• комплекс тестового материала на оценку познавательных процессов («кубики Кооса», «Разрезанные картинки», «Графический диктант», «Зашумленные изображения», «Корректурная проба», «таблицы Шульте», «Запоминание фигур» Рыбакова, «10 слов» Лурия, «Опосредованное запоминание Леонтьева, «Предметная классификация»)
4.Вариативная часть
4.1.Уровень достижений учащихся
4.1.1.Позитивная динамика развития учащихся за 6 месяцев.
В результате применения развивающих, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих и других технологий, удалось добиться стабильных показателей личностного развития, сформированности УУД и качества успешности усвоения знаний учащихся.
Показателями результативности своей работы в первых классах в период адаптации считаю снижение уровня тревожности у первоклассников, создание эмоционально благополучной атмосферы в коллективе, осознание новой социальной роли «ученика» и наделение взрослого ролью учителя, повышение уровня интеллекта и учебной мотивации .
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
В течение учебного года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития), а так же как составляющая индивидуальных консультации.
Для проведения психологической диагностики имеется достаточный набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяет планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
1. РЕЗУЛЬТАТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ЗВЕНА С 1 ПО 4 КЛАССЫ.
1.1. Проективная методика «Несуществующие животное». Цель: диагностика личностных особенностей. Позволяет выявить уровень самооценки, наличие тревожности, антисоциальные тенденции.
Таблица 1. Распределение классов младшего звена по количеству тревожных детей на 05.09.18
Классы Количество тревожных учащихся в классе
1А,1М,1Б,1З,1К,2Д,2В,2Г,3А,3Д,4Б 7-9 человек
1В,1Л,1Д,2А,2Б,3В,2Г,4Д 4-6 человек
1Г,1И,3Б,4А,4В,4Г 1-3 человек
Диаграмма 1. Распределение классов младшего звена по количеству тревожных детей на 05.09.18
Таблица 1. Распределение классов младшего звена по количеству тревожных детей на 20.01.19
Классы Количество тревожных учащихся в классе
1А,1М,1Б,1З,1К,2Д,2В,2Г,3А,3Д,4Б 4-6 человек
1В,1Л,1Д,2А,2Б,3В,2Г,4Д 1-3 человек
4В,4Г 1-2 человек
1.2. Рисунок «Мой класс» Цель: Выявление степени удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.
Таблица 2. Результаты диагностического исследования на выявление удовлетворенностью школьной жизнью на 09.18
Классы Психологического благополучия (удовлетворенность школьной жизнью) Психологического неблагополучия (неудовлетворенность школьной жизнью)
1А 52% 48%
1Б 22% 78%
1В 39% 61%
1Г 14% 86%
1Д 41% 59%
1З 50% 50%
1И 39% 61%
1К 50% 50%
1Л 18% 82%
1М 25% 75%
2А 43% 57%
2Б 40% 60%
2В 26% 74%
2Г 41% 59%
2Д 34% 66%
3А 47% 53%
3Б 48% 52%
3В 50% 50%
3Г 44% 56%
3Д 47% 53%
4А 31% 69%
4Б 52% 48%
4В 35% 65%
4Г 46% 54%
4Д 27% 73%
Таблица 2. Результаты диагностического исследования на выявление удовлетворенностью школьной жизнью
на январь 2019г.
Классы Психологического благополучия (удовлетворенность школьной жизнью) Психологического неблагополучия (неудовлетворенность школьной жизнью)
1А 73% 27%
1Б 65% 35%
1В 69% 31%
1Г 56% 44%
1Д 73% 27%
1З 65% 35%
1И 69% 31%
1К 73% 27%
1Л 65% 35%
1М 69% 31%
2А 73% 27%
2Б 65% 35%
2В 69% 31%
2Г 56% 44%
2Д 69% 31%
3А 69% 31%
3Б 69% 31%
3В 61% 39%
3Г 86% 14%
3Д 65% 35%
4А 61% 39%
4Б 69% 31%
4В 56% 44%
4Г 65% 35%
4Д 69% 31%
1.3. Рисунок «Моя семья». Цель: диагностика внутрисемейных отношений.
Таблица 3. Количество детей по каждому классу с семейным психологическим неблагополучием на сентябрь 2018
Классы Количество детей с семейным психологическим неблагополучием
1Г,2В,3А,3Г,4Г 12-13 человек
1И,2Б,3В,4А,4В,4Д 8-9 человек
1А,1Б,1В,1Д,1Л,2А,2Г,2Д,3Б 4-6 человек
1З,1К,1М,3Д 1-3 человек
Диаграмма 2. Количество детей по каждому классу с семейным психологическим неблагополучием.
Таблица 3. Количество детей по каждому классу с семейным психологическим неблагополучием на январь 2019
Классы Количество детей с семейным психологическим неблагополучием
1Г,2В,3А,3Г,4Г 9-10 человек
1И,2Б,3В,4А,4В,4Д 5-6 человек
1А,1Б,1В,1Д,1Л,2А,2Г,2Д,3Б 2-5 человек
1З,1К,1М 1-3 человек
1.4. Тест ГУДИНАФ-ХАРРИСА. Цель: диагностика интеллекта. Выявление учащихся с низким уровнем интеллект, с целью оказания помощи и содействия в учебном процессе, посредством диагностического инструментария, консультаций и рекомендаций родителям.
Таблица 4. Учащиеся с низким уровнем интеллекта (интеллект не соответствует возрастной норме).
1Д 1 человек
1К 5 человек
1М 1 человек
2А 2 человека
2Д 3 человека
1.5 Диагностика школьной адаптации с 1 по 2 классы: анкета
«Анализ родителем уровень адаптации ребенка», опросник «Анализ классным руководителем уровень адаптации учащихся». Анализ анкет заполненных родителями, а также опросников заполненные классным руководителями по каждому ребенку в сопоставлении с предыдущими методиками выявляющие личностные особенности каждого учащегося, позволил выявить группу детей с высокой или средней степенью дезадаптированности.
Таблица 5. Учащиеся с высокой степенью дезадаптированности на сентябрь 2018 г.
Класс Кол-во человек
1В 3 человека
1Д 1 человек
1З 5 человек
1К 7 человек
Таблица 5. Учащиеся с высокой степенью дезадаптированности на январь 2019 г.
Класс Кол-во человек
1В 1 человека
1Д 1 человек
1З 2 человек
1К 3 человек
1.6. Социометрия. Цель: изучение ученического коллектива: первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений с 3 по 4 классы.
Таблица 6. Уровень взаимоотношений в классе на сентябрь 2018 г.
УРОВЕНЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ
классы ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ
3А
3Б
3В
3Г
3Д
4А
4Б
4В
4Г
4Д
итого 7 4
2. РЕЗУЛЬТАТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА С 5 ПО 10 КЛАССЫ.
2.1. Проективная методика «Несуществующие животное». Цель: диагностика личностных особенностей. Позволяет выявить уровень самооценки, наличие тревожности, антисоциальные тенденции.
Таблица 7. Распределение классов среднего и старшего звена по количеству тревожных детей на сентябрь 2018 г.
Классы Количество тревожных детей в классе
10А 15 чел.
6А 10 чел.
8А 9 чел.
5Г 8 чел.
5А,6В,7Б,7В 6 чел.
5Б,5В,7А,7Г 5 чел.
5Д 4 чел.
8Б 3 чел.
6Г,6Б 1 чел.
Диаграмма 3. Распределение классов среднего и старшего звена по количеству тревожных детей.
Таблица 7. Распределение классов среднего и старшего звена по количеству тревожных детей на январь 2019 г.
Классы Количество тревожных детей в классе
10А 9 чел.
6А 7 чел.
8А 4 чел.
5Г 3 чел.
5А,6В,7Б,7В 4 чел.
5Б,5В,7А,7Г 3 чел.
5Д 2 чел.
8Б 1 чел.
1.2. Рисунок «Мой класс» Цель: Выявление степени удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.
Таблица 8. Результаты диагностического исследования на выявление удовлетворенностью школьной жизнью среди учащихся 5-10 классов на сентябрь 2018 г.
Классы Психологического благополучия (удовлетворенность школьной жизнью) Психологического неблагополучия (неудовлетворенность школьной жизнью)
5А 62% 38%
5Б 52% 48%
5В 33% 67%
5Г 36% 64%
5Д 78% 22%
6А 50% 50%
6Б 61% 39%
6В 59% 41%
6Г 64% 36%
6Д 89% 11%
7А 72% 28%
7Б 77% 23%
7В 89% 11%
7Г 88% 12%
8А 83% 17%
8Б 74% 26%
10А 63% 37%
Таблица 8. Результаты диагностического исследования на выявление удовлетворенностью школьной жизнью среди учащихся 5-10 классов на январь 2019 г.
Классы Психологического благополучия (удовлетворенность школьной жизнью) Психологического неблагополучия (неудовлетворенность школьной жизнью)
5А 78% 22%
5Б 64% 36%
5В 72% 28%
5Г 67% 33%
5Д 64% 36%
6А 78% 22%
6Б 64% 36%
6В 72% 28%
6Г 64% 36%
6Д 72% 28%
7А 64% 36%
7Б 67% 33%
7В 78% 22%
7Г 64% 36%
8А 67% 33%
8Б 72% 28%
10А 78% 22%
1.3. Рисунок «Моя семья». Цель: диагностика внутрисемейных отношений.
Таблица 9. Количество детей по каждому классу с семейным психологическим неблагополучием.
Классы Количество детей (по каждому классу) с семейным психологическим неблагополучием
5Г 18 человек
5В,5Д,7А,8А 10-14 человек
6В,7Г,10А 8-9 человек
5Б,6А,7Б 4-6 человек
5А,6Б,7Б 2-3 человека
Диаграмма 4. Количество детей по каждому классу с семейным психологическим неблагополучием.
1.4. Методика «Социометрия» Цель: изучение ученического коллектива: первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений. С 5 по 7 классы.
Таблица 6. Уровень взаимоотношений в классе.
ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ
5А
5Б
5В
5Г
5Д
6А
6Б
6В
6Г
7А
7Б
7В
7Г
итого 6 3 2
1.5.
В результате применения развивающих, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих и других технологий, удалось добиться стабильных показателей личностного развития, сформированности УУД и качества успешности усвоения знаний обучающихся. Показателями результативности своей работы в первых классах в период адаптации считаю снижение уровня тревожности у первоклассников, создание эмоционально благополучной атмосферы в коллективе, осознание новой социальной роли «ученика» и наделение взрослого ролью учителя, повышение уровня интеллекта и учебной мотивации.
Большинство первоклассников имеют средний уровень готовности к обучению в школе. Во всех классах, в равной степени есть дети, имеющие низкий уровень готовности.
После проведения развивающих занятий у учащихся повысился уровень познавательного развития, понятийно-интуитивное мышление, внимательность, возросла скорость переработки информации.
Результаты обследования подтвердили мнение учителей о неготовности таких детей к школьному обучению. С психологической стороны это проявлялось, прежде всего, в несформированности необходимых элементов произвольного поведения. С педагогической — у них отсутствовали знания и умения, необходимые для успешного овладения основными учебными предметами.
Результаты исследования уровня школьной мотивации показали: большинство первоклассников имеют положительную школьную мотивацию, дети с удовольствием идут в школу. От 15 - 20% детей имеют внешнюю мотивацию, т.е. школа привлекает их больше внешними сторонами. От 1 - 10% детей имеют повышенный уровень школьной тревожности, от 4-11 % - школьную дезадаптацию - негативное отношение к школе.
Главным в своей работе считаю достижение максимального результата в общем развитии учащихся. Осуществляю отбор методов работы в соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей. При прогнозировании индивидуального развития применяю различные формы диагностики: наблюдение, собеседование, тестирование.
В 1 классах результатом коррекционно-развивающей работы считаю развитие навыков произвольного внимания и восприятия, формирование приемов образного и логического запоминания, расширение объема памяти, обучение приемам аналитико-синтетической деятельности, формирование связной и последовательной речи учащихся. Проведенная работа способствует также повышению уровня учебной мотивации и снижению уровня школьной и личной тревожности.
Главным в своей работе считаю достижение максимального результата в общем развитии учащихся. Осуществляю отбор методов работы в соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей. При прогнозировании индивидуального развития применяю различные формы диагностики: наблюдение, собеседование, тестирование.
1. Анализ личностных результатов показал, что самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка) сформировано у большинства учащихся.
2. Регулятивные УУД – ученики научились определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учатся работать по предложенному учителем плану.
3. Познавательные УУД – ученики научились ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую:
4. Коммуникативные УУД – ученики научились оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других; договариваться друг с другом о правилах поведения и общения и следовать им; учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Все УУД формируются не только в урочной, а также во внеурочной деятельности.
Результаты исследования показали, что уровень развития соответствует возрастным нормам, а это даст возможность детям адаптироваться к новым социальным условиям на этапе перехода в основную школу и успешно учиться. 3 учащихся 1 класса имеют слабое здоровье (дети - инвалиды), 5 учащихся 1 классов с направлением ПМПК. В целом все учащиеся готовы к условиям обучения в средней школе. Учет индивидуальных особенностей учащихся и решение их проблем на уровне начальной школы в последующем дает детям возможность успешного функционирования в среднем звене. По результатам диагностики проведены консультации для учащихся, родителей, педагогов.
В среднем и старшем звене в адаптационный период результатами работы считала высокий потенциал развития коммуникативных умений учеников, улучшение взаимоотношений внутри классного коллектива и повышение групповой сплоченности (снижение конфликтных ситуаций), повышение уровня учебной мотивации, снижение уровня школьной тревожности, и как следствие уверенное поведение и развитие личностного потенциала обучающихся с помощью тренинговых упражнений, консультаций, лекторий. В ходе профориентационной работы активно сотрудничала с АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» - уполномоченный орган по выявлению и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи в Республике Татарстан.
4.1.3. Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения
Провела проект «Коллективный творческий портрет», в которым участвовали учащиеся образовательного учреждения.
Уделяю большое внимание процессу воспитанию учащихся. Главной целью воспитания детей считаю: содействие в формировании у школьников потребности проявлять и развивать духовно-нравственные, физические, интеллектуальные задатки и способности на основе успешного освоения адекватных возрасту социальных ролей, видов деятельности, нравственных норм и ценностей. В этом помогает проведение недели проекта «Коллективный творческий портрет»:
1. Стена мечтаний «Я хочу быть...» - обучающиеся рисуют себя в виде «несуществующего животного», записывают мечты на плакате.
4. «Книга Радости» - учащиеся начальных классов могут написать о своих успехах и достижениях.
5. Гирлянда добрых дел - рядом с каждым кабинетом (или в классном кабинете) определяется место, где любой ребенок может прикрепить свое сообщение о том, какое доброе дело он сегодня совершил. Все детские записи делаются на специальных жетончиках (они могут быть выполнены в виде сердечек, солнышек и т. п.) и прикрепляются друг к другу. В результате в конце дня получается самая настоящая гирлянда добрых дел. Эта акция способствует не только развитию рефлексивных умений, но позволяет каждому ребенку сравнить свои добрые дела с делами других детей и оценить, насколько значимы его собственные достижения.
4.2.Уровень профессионализма
4.2.1. Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, федеральном уровнях
Уровень образовательного учреждения:
Работа с детьми «группы риска», тренинг (2018-2019)
«Развитие компетенций», тренинг (2019г.)
Методическое объединение классных руководителей (2018-2019).
«Аналитический отчет по первичной адаптации учащихся», выступление (педагогический совет) 2019 г.
Родительское собрание «Подготовка ребенка в первый класс» (14.09.2018).
Родительское собрание «Уровень учебной мотивации в выпускных классах» (15.09.2018)
4.2.3.Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки
Свидетельство УПК-85-000655/2018, 16 часов, 2018г.
«Противодействие вербовке в экстремистские организации», г. Казань, КФУ
4.2.4. Работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном и региональном уровнях
С 2018 года активно сотрудничаю с АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» - уполномоченный орган по выявлению и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи в Республике Татарстан. Под руководством тренеров прорывных компетенций разрабатываю тренинги по развитию надпредметных навыков такие как:
• «когнитивность»-нахождение, анализ, систематизация большого объема информации, принятие максимально эффективных решений;
• «открытость, инициативность, предприимчивость»-принятие условий жизни в качестве задачи, предложения своих инициатив, действий, поиск и привлечение необходимых ресурсов;
• «управление проектом под результат»-продвижение идей от «дизайна мысли» до «утилизаций последствий» с гарантией результата, способность быть продюсером, управление «Я-проектом»;
• «командность и эффективность сотрудничества»-взаимодействие с людьми для достижения персональных и общих результатов;
• «видение и лидерство»-предвосхищение, генерация и продвижение новых идей и результатов, способность двигаться к тому, чего не видят другие, создавать то, чему нет аналогов;
Одним из главных показателей эффективности внеурочной деятельности психолога можно считать повышение качества образования.
С 2014 года являюсь аспирантом кафедры общей и практической психологии.
С 2018 года провожу исследовательскую работу среди учащихся 7,8,10 классов, на тему: «Содержание гендерных аспектов образа «успешности» у подростков с разным уровнем самооценки». Цель исследования выявить взаимосвязь между содержанием гендерных аспектов образа «успешности» в Я-концепции с разным уровнем самооценки подростков. Результаты исследования показывают, что уровень самооценки подростков зависит от того, какое гендерное содержание имеет субъективный образ успешной личности, насколько он будет интегрирован с индивидуальными особенностями Я-концепции:
1. Установлено, что подростки с высоким и среднем уровнем самооценки в субъективном образе успешной личности не придерживаются гендерных стереотипов, разделяющих успешность «мужскую» и «женскую», и имеют эмоционально-позитивное отношение к образу собственного Я.
2. Показано, что низкий уровень самооценки, связан с выраженным стереотипным содержанием образа успешности, сопровождающимся избирательно негативным отношением к образу успешности своей половой принадлежности, проекцией на него состояний агрессивности и тревожности.
5.Заключение
Реализуя различные психолого-педагогические технологии, ориентированные на развитие личности осуществляю свою профессиональную деятельность по следующим направлениям:
1) работаю в системе школьной психолого-педагогической службы сопровождения детей: диагностирование учащихся; выявляю индивидуальные свойства личности ребенка, разрабатываю и реализую программы психокоррекционной или развивающей работы, отслеживаю результаты; разрабатываю рекомендации для родителей и педагогов;
2) предоставляю информацию родителям (законным представителям) о уровне сформированности УУД учащихся, особенностях развития его эмоционально-волевой сферы и поведения;
3) участвую в советах профилактики, целью которых является выявление детей и подростков «группы риска», с девиантным и делинквентным поведением, разработка рекомендаций, советов и т.д. учащимся с проблемами поведения и обучения, педагогам и родителям.
- Беглова Эльмира Ильдусовна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев