SMI.KAZANOBR.RU

Описание опыта работы Остроуховой Елены Викторовны

jpg

Описание опыта работы
Остроуховой Елены Викторовны,
педагога дополнительного образования детского образцового коллектива «Цирковое ревю»
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Центр внешкольной работы» Московского района
Города Казани

Известный педагог и режиссер Константин Сергеевич Станиславский считал цирк лучшим местом на Земле. Фраза классика театрального искусства вполне оправдана: цирковая арена издревле была местом зрелищ, которые привлекали как взрослых, так и детей. Но многие мальчики и девочки не собираются довольствоваться исключительно ролями зрителей — им хочется попробовать себя в качестве артистов, освоить сложные номера, сделать вызов самим себе. Так и я после окончания образовательной школы, не сомневаясь ни минуты в выборе профессии, решила стать артисткой цирка. Для этого я закончила Московское государственное училище циркового эстрадного искусства.

И - ап! Мечта сбылась: я - артистка! Я - воздушная гимнастка! И что удивительно, как только я стала выступать в цирке: красивая, сверкающая, счастливая, мне почему-то сразу захотелось передать маленьким девочкам и мальчикам, с восторгом смотрящим на меня, весь свой опыт, знания и умения, передать им все изюминки исполнения сложных номеров.

И сегодня я горжусь тем, что являюсь педагогом дополнительного образования. Для этого, получив высшее педагогическое образование, с 2007 года работаю педагогом дополнительного образования в отделе художественно-эстетического творчества Центра внешкольной работы Московского района. А объединение моё называется «Цирковое ревю», недавно получившее звание «Образцовый детский коллектив».

Дополнительное образование мне дало возможность раскрыть накопленный творческий потенциал. Я постоянно совершенствуюсь, повышаю свою профессиональную компетентность. Цель моей работы-передать детям все лучшее, что я умею, научить их видеть в обычном - необычное, красоту - в простом, преображать мир вокруг себя. А моя задача-помочь ребенку развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности. Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания и здесь на помощь приходим мы - педагоги дополнительного образования.

Для меня педагог — это призвание, состояние души, это образ моей жизни. Быть педагогом, для меня, это значит иметь терпение, сострадание, желание воспитать человека с большой буквы. Про своих воспитанников я всегда говорю – «мои дети», радуюсь достижениям каждого ребенка, пусть небольшим, но его личным победам, вместе с ними переживаю неудачи и всегда поддерживаю, если что-то не получается.

Что значит быть педагогом? Это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка быть самим собой.

Я считаю, что профессия педагога подобна профессии актера — уж очень тесно переплетаются здесь человеческие взаимоотношения. Сколько ролей предстоит сыграть за один день, никогда не знаешь заранее. Рабочий план, конечно, написан. Казалось бы, все предусмотрено, но невозможно запланировать, с радостью или грустью придут сегодня мои воспитанники. А ведь у них все по — настоящему, все как во взрослом мире. Если я плохо сыграю свою роль, плохой урок жизни получит ребенок. Вот оно — творчество, вот он — поиск. Нужно призвать мудрость, знания, умения, опыт, сочувствие, сопереживание, любовь. В моей профессии любовь, все- таки, главное.

Я очень люблю свою работу, и считаю профессию педагога лучшей для женщины. Ведь главное качество женщины – доброта, сердечность. И я по-матерински стараюсь окружать детей заботой, лаской и вниманием. Я хочу, чтобы каждое утро начиналось с улыбки ребенка, каждый день открывал мне и моим воспитанникам новые возможности, дарил незабываемые впечатления от общения друг с другом. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций.

Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно просыпаться в ожидании чуда. Многократное проживание детства позволяет сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить, как дети, настоящим временем. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твое сердце! Каждый день, я вижу их – красивых и умных, озорных и спокойных, веселых и стеснительных, все они мои ученики. С моей точки зрения, педагог – это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью. Я очень верю, что мои ученики станут счастливыми, и их мир детства рядом со мной будет красивым и игривым, чистым и нежным.

Как все живое тянется к доброму, светлому, так и наши дети любят тех, кто проявляет к ним материнскую заботу, чьи руки согревают их своим теплом. Я стремлюсь создать для своих детей атмосферу любви и радости, сделать их жизнь интересней и содержательней. Я считаю, что педагог должен обладать высокими моральными качествами, глубокими знаниями, культурой и, конечно, уважением и любовью к людям.
Работая с детьми, я с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей. Мне верят, на меня надеются, от меня ждут понимания и поддержки. И я должна всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от меня во многом зависит то, какими людьми станут в будущем «мои дети».

Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим детям свою любовь, знания и энергию. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю им, своим ученикам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровение, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное, ответную любовь. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, с переосмыслением цели и результата образования.

В своей работе большое внимание я уделяю реализации личностно-деятельного подхода. Его основы были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Определяя личностно-деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, отметим, что первый соотносится с личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков и др.) подходом. Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они "производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями" [235, с. 26].

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. обучающийся как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, педагог определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и коррегирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом.

Творчество - основа развития культуры циркового искусства, в связи с чем основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности. Его реализация предполагает создание условий для творческого развития как учащихся, так и педагогов в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

Образовательный процесс в объединении «Цирковое ревю» строится с учётом того, что обучающийся выступает как субъект деятельности, субъект развития. Личностно-деятельностный подход предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон. Важным условием при этом выступают гуманистические установки педагога по отношению к обучающемуся: принятие каждого ребенка таким, каков он есть, проявление эмпатического отношения к каждому, доверительное, диалогическое общение.

Создавая специфические условия для реальной самоорганизации педагогической деятельности, в качестве таких ориентиров рассматриваются:
• феноменологический и синергетический подходы к образованию;
• самоорганизация методологической культуры учителя как основа профессиональной культуры и творчества;
• педагогическая поддержка самоорганизуемой деятельности воспитания и обучения;
• технологическая культура учителя;
• прогностическое планирование образовательных проектов;
• тройственное (тринитарное) рассмотрение и преобразование педагогических явлений и т.д.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. Личность обучающегося. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, педагог определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и коррегирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель занятия может быть поставлена так: «сегодня каждый из вас сегодня научится выполнять определенные упражнения, которые я вам сейчас покажу». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знаний и умений по данной теме занятия и затем, выполнив задачу, поставленную педагогом, оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце занятия должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Такая постановка вопроса применительно к обучению означает, что все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.

Личностно-деятельностный подход в объединении «Цирковое ревю» проявляется, во-первых, в том, что изучаемым цирковым жанрам присущи цели, мотивы, трехфазность протекания и другие характеристики, характерные всем цирковым видам деятельности.

Второе проявление личностно-деятельностного подхода состоит в том, что сам процесс обучения цирковым жанрам рассматривается также как деятельность.
И, наконец, в-третьих, в цирковой деятельности и самом процессе обучения ей находят отражения и другие виды деятельности, которыми заняты дети: игровая, нравственно-трудовая, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная, физическая, творческая, экологическая, бытовая и др.

В результате на личность ребенка оказывает влияние цирковая деятельность во взаимодействии с другими не цирковыми деятельностями. Именно этот факт подтверждает усиленное воздействие деятельностного подхода на формирующуюся личность ребенка.

Непрерывное цирковое образование предусматривает обучение цирковым жанрам, начиная с дошкольного возраста и заканчивая совершенствованием. Обучение с дошкольного возраста связано с формированием у детей основ коммуникативной компетенции.

Назначение объединения «Цирковое ревю» не только в том, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию, но и решать стратегическую цель развития разносторонней личности ребенка, начиная с дошкольного возраста.

Системный подход к организации образовательного процесса в объединении циркового искусства проявляется и в том, что обучающиеся включаются в систему обязательных учебных, внеучебных и театрализованных занятий. Таким образом, система педагогического процесса по цирковым жанрам включается в целостную систему образовательно-воспитательного процесса с дошкольного возраста.

Образовательный процесс в объединениях дополнительного образования детей строится с учётом возрастных особенностей воспитанников и на основе индивидуального подхода к ним, учёта личностных характеристик и возможностей обучающихся. Личностный подход, лежащий в основе организации процесса образования, понимается как опора на личностные качества, такие как направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитательного результата. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода требует, чтобы педагог дополнительного образования:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого обучающегося к посильной для него и все усложняющейся по трудности разносторонней деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает педагога учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений. При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность
Особенно внимательно педагог должен следить за изменением главных личностных качеств (направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения), оперативно корректируя процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Эффективность проводимой в объединениях дополнительного образования работы во многом определяется характером взаимоотношений как между воспитанниками, так и между обучающимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие обучающихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция обучающегося заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.

Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием педагога и обучающегося в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности обучающихся и педагога.
Накопление каждым обучающимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы (табл. ).

Сочетание форм организации при выполнении творческого задания
Этапы выполнения задания Формы организации Возможности форм организации при выполнении творческих заданий
1. Постановка задачи
1.1. Индивидуальная Позволяет активизировать личный опыт обучающегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
1.2. Групповая Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
1.3. Коллективная Позволяет обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности обучающихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации.
2. Сбор необходимой информации
2.1. Индивидуальная Развивает исследовательские умения обучающихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки)
2.2. Групповая Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы.
2.3. Коллективная Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между обучающимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности обучающихся. Выявляет их собственные организационные возможности.
3. Решение
3.1. Индивидуальная Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи.
3.2. Групповая Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию.
3.3. Коллективная Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности обучающихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи.
4. Анализ творческого продукта
4.1. Индивидуальная Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт.
4.2. Групповая Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами работы других групп.
4.3. Коллективная Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания обучающимися и определить объективный уровень полученного результата (на фоне объединения).
Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей обучающихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности обучающихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).

Безусловно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. Это требует от него гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим.

Система творческих заданий предполагает также применение обучающимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, системы методов организации творческой деятельности педагога и обучающихся ориентированы на единую цель и взаимно дополняют друг друга.

В тактике творческого стиля образовательной деятельности педагога просматриваются следующие линии его поведения:
• умение поставить учебно-познавательные проблемы;
• стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
• поддержка обучающегося на пути к самостоятельным выводам и обобщениям
• Все это предполагает умение создавать атмосферу творчества на занятиях путем:
• выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я);
• выполнения закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я ¹ Я);
• создания ситуации успеха.
Творческие решения не могут быть "правильными" или "неправильными". При оценивании результатов творческой деятельности прежде всего необходимо обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.

В линии поведения обучающихся творческий стиль может проявляться в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке творческой деятельности и деятельности товарищей.

Содержание моей дополнительной общеобразовательной программы «Цирковое ревю» направлено на создание условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, примеры вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Это, как нельзя лучше, заложено в цирковом искусстве. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. То есть создание номеров, освоение разнообразных цирковых жанров. Стимулировать значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность воспитанника в объединении «Цирковое ревю» применяются различные методы стимулирования. Это выступления на сцене и на арене цирка, участие в праздничных концертах, в цирковых конкурсах и фестивалях.

Интерес к цирковому искусству можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Выготский Л.С. писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью цирковых жанров, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности в объединении «Цирковое ревю». Устойчивость интереса выражается в творческом процессе в создании цирковых номеров в изучении истории цирка и знаменитых артистов. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности. Учитывается жанровая направленность интересов и физические возможности воспитанника в создании номера. Этим можно выявить интересы художественные, творческие, познавательные и т.д.

Познавательный интерес – явление многозначительное, поэтому на процессы обучения цирковому искусству и эстетическому воспитанию он может влиять различными своими сторонами. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы важное и значительное в обучении представить в интересной для воспитанника форме. Познавательный интерес, характеризуется объективными условиями появления и формирования, представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные ее стороны. Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что активизирует познавательные процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему.

Задача формирования познавательных интересов воспитанников в процессе обучения – одна из центральных в объединении. Методам стимулирования познавательного интереса в условиях объединения «Цирковое ревю» уделяется большое внимание. Издавна известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Хотя и не новый метод стимулирования – соревнование, конкурсы. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или наоборот, тормозить определенные действия. Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием самой личности воспитанника, его прежнего опыта, потребностей.
Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями обучающихся занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность, аплодисменты, награждение грамотами и дипломами, занятие призовых мест, подарки, призы и т.д.

Метод соревнования конкурса основывается на том, что детям, в высшей степени присуще стремление к соперничеству, первенству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты конкурсов прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе. Педагогически правильно организованное соревнование есть действенный стимул для повышения эффективности учебного процесса. Особенно большое значение имеют конкурсы для отстающих: сравнивая результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. На фестивалях – конкурсах возрастная категория участников разнообразна: от 4 лет и старше. Основными задачами участия в цирковых конкурсах являются:
1. Повышение исполнительского мастерства и усовершенствование технических элементов исполнителей;
2. Развитие коммутативных качеств;
3. Установление творческих контактов, обмен опытом педагогов в процессе фестиваля;
4. Выявление талантливых исполнителей, раскрытие творческого потенциала;
5. Апробация выступления обучающихся на профессиональном цирковом манеже;
6. Пропаганда лучших достижений любительского циркового искусства;
7. Повышение роли любительских цирковых коллективов в воспитании гармоничной личности.
Применение элементов личностно-ориентированных технологий дает возможность более эффективно выстроить деятельность по формированию у детей интереса к цирковому искусству, в связи с этим на формирующем этапе личностного развития для каждого ребенка составляется индивидуальный план развития, который основывается на характеристиках, присущих данному воспитаннику, и позволяет гибко приспосабливаться к его возможностям и динамике развития.

Помимо этого, для разделения по уровням способностей детей была введена внутригрупповая дифференциация. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя успешным, выстроить личную траекторию развития. Большое значение в развитии личности придаётся созданию ситуации успеха, так как без переживания радости успеха невозможно рассчитывать на дальнейшие победы. Данный метод реализовывается через применение следующих приемов:
1. Ведение книжки личных достижений, в которой отражаются приобретенные ребенком умения и навыки, участие и победы в конкурсах разных уровней, выставляются зачеты по разделам и темам программы.
2. Участие в групповых номерах. На определённом этапе освоения материала, воспитанники имеют возможность, при наличии начального уровня умений, проявить себя в массовых и групповых номерах.
3. Создание сольного номера. Если воспитанник обладает достаточно высоким уровнем навыков и умений, педагог работает вместе с ним над созданием сольного номера.
4. Конкурсы мастерства внутри коллектива (например, конкурс «Сотвори себя сам»). К этим конкурсам учащиеся готовятся самостоятельно, а руководитель оказывает консультативную помощь в подборе музыки и трюков.
5. Беседы с родителями об успехах и достижениях их детей. В младшем школьном возрасте авторитет родителей достаточно велик, поэтому ребёнку важно знать, что родители гордятся его успехами.
6. Объявление благодарностей, вручение дипломов в присутствии одноклассников, вызывает уважение окружающих, повышает самооценку воспитанника, способствует его социализации.
Результативность, эффективность деятельности по активизация личностных качеств, личностного развития обучающихся в объединении «Цирковое ревю» проявляется в достижениях обучающихся на конкурсах, таких как:
• Международный цирковой конкурс «Мастерок» г.Сочи – Лауреаты, Специальный Приз от Циркового училища, г.Москва, июнь 2015
• 48 Международный фестиваль – конкурс «Колорит Казани» г.Казань - Лауреаты 1 и 3 степени; октябрь 2015
• XI Международный фестиваль циркового искусства «Сальто в будущее» г.Челябинск - Лауреаты; ноябрь 2015
• XI региональный фестиваль циркового искусства «Палитра юных» г.Урай – Диплом за высокий уровень мастерства - ноябрь 2015г.
• Диплом лауреата II степени VII Международного конкурса-фестиваля «Свет Рождественской звезды», Казань, 2015.
• Диплом лауреата II степени Международного конкурса-фестиваля "Будущее начинается здесь" Казань 2015
• Диплом лауреата I степени в 48-м Международного конкурса-фестиваля детских и юношевских коллективов "Колорит Казани" в рамках проекта "Берега надежды" Казань 2015г.
• Диплом лауреата II степени Международного конкурса-фестиваля «Здесь зажигаются звезды» в рамках проекта «Планета звезд», г. Казань, 2016 г.
• Диплом II степени V Международного конкурса-фестиваля «Цветик-семицветик», Орленок, 2016 г.
• Диплом лауреата I степени районного этапа городского фестиваля творчества учащихся учреждений образования «Казан – йорт – 2016»
• Диплом лауреата I степени городского конкурса циркового искусства «Маленькие звезды большого города»(смешанная группа), Казань, 2016 г.
В индивидуальной карте физического развития с помощью различных методик отслеживается уровень теоретических знаний, формирование двигательных умений и навыков, физической подготовленности, показатели здоровья, уровень физической активности. Мониторинг личностного развития проводится с использованием индивидуальных карт личностного развития, где отслеживается такие параметры как познавательная активность, мотивация к занятиям, коммуникативность, развитие эмоциональной сферы, творческий потенциал.

Высокая эффективность авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Цирковое ревю», эффективность решения задач индивидуализации и персонализации подтверждается на практике такими показателями как:
• личностный рост обучающихся, который определён как результат проведённого мониторинга, методами психолого-педагогической диагностики;
• многочисленные высокие достижения, победы обучающихся в творческих соревнованиях, конкурсах российского и международного уровней;
• признание авторской программы «Цирковое ревю» инновационной в конкурсе авторских программ.

Прикрепленный файлРазмер
опыта работы Остроуховой.docx575.87 кб