SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Сочинение-рассуждение "Жить - значит мыслить и творить"

В современную эпоху существенных изменений в духовно – интеллектуальной парадигме образования остро актуальными становятся те вопросы и проблемы в педагогике, которые позволяют предложить продуктивные инновационные технологии в свете образовательно - воспитательного процесса, некие стратегии и программы, которые помогут личности самоутвердиться и самореализоваться не только в духовно – личностном аспекте, но и в аспекте творчества, ведь именно оно является тем созидательным ядром, которое я пытаюсь найти и развить в своей практической деятельности педагога.
Я предполагаю, что слова «жить - значит мыслить и творить» могут быть выведены в формулу, которую я последовательно воплощаю методически и конструктивно в своей учительской практике. Формула эта звучит следующим образом: мыслетворчество – главная цель современной педагогики.
Но как оперировать этими понятиями в образовательном процессе? Я могу отметить, что мыслетворчество – одна из форм реализации проблемного обучения в образовательно-воспитательном процессе.
История столетий существования нескольких поколений педагогов, просветителей и «передовиков» воспитательного процесса с момента зарождения классической школы в XVIII веке и до переломных в истории российской педагогики революционных страниц убедительно говорит о том, что желание мыслить и творить отличало представителей моей профессии. Среди моих родственников в эти столетия так же были педагоги, несшие свет образования людям. В советские годы моя семья успешно реализовывала формулу «мыслетворчества», что и стало поворотной точкой в решении моего профориентационного вопроса.
Как уже было отмечено, метод «мыслетворчества» как основного в формировании творческого и научного мышления обучающихся стал основным в моей педагогической деятельности. Такие методы обучения как техническое заучивание текста и иные репрезентативные формы организации учебно – воспитательного процесса давно доказали свою методическую неэффективность в процессе развития творческих и когнитивных возможностей школьников. Уже многие десятилетия педагоги бьются над решением комплексного методического вопроса: с помощью каких форм и методов обучения можно достичь видимых результатов в активизации познавательной деятельности, которая в основе своей совмещает процессы научного и критического мышления и творчества. Когнитивные возможности ребёнка не развиваются при пересказе учебного материала, рассказанного учителем, ведь этот материал не был осмыслен учениками в качестве проблемы, которую они должны обдуманно и поэтапно разрешить в процессе обучения в рамках заданной темы. Но поставленный учителем проблемный вопрос, предваряющий изучение нового учебного материала и обращённый к мнению самого ученика, несомненно, породит исследовательский интерес. Если проблема, выделенная учителем, ориентирована на жизнь и её отдельные стороны (будь то бытовые ситуации или же общественные), была поставлена правильно с помощью ряда проблемных и наводящих вопросов, то обучающимся необходимо применить творческий подход, задействовав свои когнитивные возможности в поиске ответов на вопросы. Этого я и стараюсь достичь в практике педагогических будней.
Я использую те методы и формы работы, которые, как уже было сказано, максимально активизируют способность обучающихся творчески мыслить при поиске решения проблемы. Я также стараюсь сформулировать проблемный вопрос так, чтобы он соответствовал личностно – ориентированному подходу в обучении, был нестандартным и не исключающим возможности нахождения принципиально новых, даже инновационных, путей его разрешения. Только так достигается обоюдный интерес к предмету: обучающиеся мотивированы на дальнейшее углубленное изучение заинтересовавшего их предмета, а учитель каждый раз ставит перед собой новые цели и задачи, расширяя собственные творческие и когнитивные возможности в процессе нахождения нестандартных и максимально эффективных форм обучения.
На уроках информатики, являющейся теоретико-прикладной наукой, обучающиеся творчески ищут пути разрешения проблемных ситуаций. Когда – то перед человечеством стояла задача в создании электронных вычислительных машин для значительного упрощения решения инженерных задач на основе научной теории. Основу архитектуры тогда еще на бумаге заложил Алан Тьюринг, логическая структура функционирования данной системы используется до сих пор. Сегодня же учащиеся размышляют над тем, как можно было обуздать электричество настолько точно и направленно, чтобы с его помощью можно было хранить значительные объёмы информации. И они находят ответ: закодировать колебания электричества.
Стоит отметить, что подобные вопросы на уроках информатики требуют знаний и в рамках иных предметов – физики и математики, в частности. Интеграция форм и методов обучений и знаний, полученных на этих уроках, помогают обеспечить межпредметные связи на уроке информатики, что также активизирует познавательную активность обучающихся. Максимально задействовав научное и творческое мышление, учащиеся выходят за рамки обычного изучения предметов, думают о том, как же правильно сочетать багаж знаний, полученных в разных предметных областях, чтобы ответить на поставленные проблемные вопросы. Возвращаясь к приведенному выше примеру моей педагогической практики, хочется добавить, что учащиеся проживают момент научного открытия, которое было сделано менее ста лет назад, а не просто узнают об этом событии как о статичном факте, который они должны механически запомнить. Таким образом, только тот научный факт становится динамическим, живым, процесс открытия которого был научно проверен, критически и творчески оценён, т.е. прожит. Изучение иных подобных вопросов способно значительно расширить научную картину мира обучающихся, разнообразить их жизнь, ведь любое окружающее нас явление может быть изучено, объяснено простым школьником так, как если бы он сам совершил это открытие. Несомненно, что такие плодотворные занятия и открытия создают мотивацию к активной творческой, познавательной и созидательной деятельность. Стоит отметить, что и я сам каждый раз ощущаю этот момент открытия, научного и педагогического триумфа, ведь педагог способен открыть безграничные познавательные возможности своего ученика. Учитель не должен стоять на месте, постоянно находя новые формулы, новые решения и возможности, творчески мысля в нестандартных педагогических ситуациях.
Проблема техногенной современности состоит в том, что человек живёт по заданному алгоритму действий, которые совершаются необдуманно и без связи с собственным сознанием и творческим мышлением, ограниченными заданными рамками. Только в процессе непрерывного размышления, поиска и творчества, происходит неизменное, качественное развитие, способность мыслить самостоятельно, закрепляется умение доносить свою точку зрения до других, появляется мотивация к разрешению нестандартных жизненных ситуаций.
«Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения» - так говорил великий педагог К. Д. Ушинский. Несомненно, что это напутствие должно стать основанием каждого урока, раскрывающего творческие и когнитивные возможности ученика, оставляющего прочные, а главное, осмысленные и «прожитые» знания на всю жизнь. Таким образом, я приложу все усилия для того, чтобы претворять мыслетворчество в жизни и в моей педагогической практике.

Прикрепленный файлРазмер
- ЗНАЧИТ МЫСЛИТЬ И ТВОРИТЬ.docx20.24 кб