SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт педагогической работы

Опыт работы учителя истории Пакшина Артура Александровича
«Формирование гражданских компетенций обучающихся через активные формы урочной и внеурочной деятельности»
В своей педагогической работе я опираюсь на слова русского филолога Дмитрия Лихачёва: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, родному городу, родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Я считаю, что одним из важнейших условий развития современного российского общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, обладающих высокой нравственностью, ответственностью, патриотизмом, имеющих уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Гражданское общество без данного ценностного фундамента построить будет крайне тяжело.
Как мне кажется, именно патриотизм может зародить в человеке ответственность перед окружающими и перед Отечеством, честность и правдолюбие.
Чтобы сформировать эти качества, необходимо решить следующие задачи:
- Создать условия для формирования гражданских компетенций;
- Изучить и внести в педагогическую деятельность методы и приёмы, позволяющие формировать гражданские компетенции;
- Организовать мониторинг сформированности гражданских компетенций;
- Формировать у обучающихся активную гражданскую позицию.
Работая над формированием гражданских компетенций у обучающихся, мы стремимся получить следующий портрет выпускника:
- любящий Отечество и свой родной край, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины.
Структура гражданских компетенций состоит из 3-х основных компонентов:
1. Познавательный (когнитивный);
2. Мотивационно-ценностный (аксиологический);
3. Социально-практический.
Исходя из познавательного компонента данной структуры, нашей задачей является формирование у ученика (гражданина) таких знаний, как знание истории своего Отечества, родного края, мировой цивилизации,морально-этических знаний, основы правовой и политической культуры, культуры гражданского поведения, философско-мировоззренческой подготовки.
Исходя из мотивационно-ценностного компонента, нашей задачей является воспитание патриотизма, формирование нравственности, чувства справедливости, желания правды, человеколюбия, чести и совести, уважения и соблюдения законов, активной гражданской позиции и личной ответственности за судьбу страны.
Социально-практический компонент направлен на формирование критического мышления, умения анализировать и соотносить получаемую информацию из разных источников, понимание социальных проблем, их сущности, взятие на себя ответственности за реализацию задач, коммуникабельности, умения работать в коллективе, позитивного отношения к выполнению гражданского долга, выраженной личной активности.
Формирование гражданских компетенций обучающихся должно происходить через активные формы урочной и внеурочной деятельности. Фундамент гражданских компетенций закладывается, в первую очередь, на уроках истории. А активные формы урочной работы способствуют усвоению знаний, повышают успех от обучения, формируют критическое мышление, активную гражданскую позицию. К таким активным формам можно отнести дебаты, викторины, логические игры, брейн-ринги, работу с комплексом источников.
Сейчас становится ясным, что геймификация является одним из трендов современного образования.
Существует классификация педагогических игр, предложенная Г.К.Селевко. Они могут быть разнообразны по: дидактическим целям; организационной структуре; возрастным возможностям их использования; специфике содержания. По характеру педагогического процесса выделяются:
• обучающие, обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По игровой методике игры могут быть:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые и имитационные игры.
На уроках истории в младших классах можно активно применять ролевые и сюжетные игры. В более старших классах необходимы интеллектуальные игры – обучающие, познавательные, воспитательные. Ко всем возрастным категориям подходят творческие игры, развивающие в учениках креативное мышление, нестандартный творческий подход к решению проблемы.
Значение педагогической игры невозможно оценить лишь развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в интеллектуальную работу.
Ученик, обучаясь в ходе игры, не подозревает и не догадывается о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний, это учитель – лицо обучающее.
В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. В процессе игры учатся и учат все участники в результате активных контактов друг с другом, общения, поиска ответа, дискуссии. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна, она вызывает большой неподдельный интерес, чем поднимает эмоциональный фон урока, повышает заинтересованность обучающихся.
Однако, какую бы мы не проводили работу на уроке – в виде интересной игры или кропотливой аналитики источников, наша задача научить учеников думать, размышлять, анализировать. Путём проб и ошибок идти к истине. И как итог – получить думающего честного патриота своего Отечества. Все годы, которые я провёл, работая в школе, были посвящены любимому нашему Отечеству. Ибо, как любит говорить режиссёр Н.С.Михалков, "сегодня дети - завтра народ". И то, каким будет наш народ, зависит во многом от нас - от учителей. На своих уроках я старательно воспитываю в своих учениках любовь к Родине, патриотизм.
Отрадно замечать, что дети живо реагируют, когда узнают о героических страницах своей Отчизны, сопереживают её судьбе и судьбе своего народа. Однако порой замечается и равнодушие, холодность, безразличие к родной земле. С этим и надо грамотно планомерно бороться, прививая высокие добрые идеалы.
Первые мои шесть лет работы в образовании проходили в Мензелинске - небольшом провинциальном городе. Именно там сформировалась моя система внеурочной работы. В Мензелинске я вёл казачий военно-патриотический кружок, где кроме исторических и нравственно-этических бесед я обучал ребят фланкировке (искусство владения казачьей шашкой), стрельбе из пневматического оружия, разведению костров, рубке мишеней казачьей шашкой и многому другому. Все это мои ученики могли потом показать на казачьих турнирах. Кроме этого мы создавали короткометражные патриотические видеоролики, видео-поздравление ветеранам. В период создания Юнармейского движения выбор администрации г.Мензелинска сразу пал на моих учеников, с которыми мы приехали в Казань на юнармейские республиканские соревнования защищать честь города.
Весь накопленный опыт я сейчас использую и в работе с казанскими школьниками.
Для меня каждый урок - средство улучшить мир вокруг себя, сделать что-то совершеннее, изменить что-то к лучшему в юных душах моих учеников. Сохранить и приумножить те великие вечные ценности, без которых, как мне кажется, просто нельзя жить - честь и правда, добро и справедливость, мужество, дружба и любовь. Урок истории, на мой взгляд, наиболее подходящий предмет для формирования гражданской ответственности и любви к Отечеству.
Конечно, невозможно оценить в пятибалльной системе гражданские компетенцие учеников. Но можно определить уровень их сформированности по следующим критериям: ценностно-мотивационный, личностный, когнитивный, процессуальный. В качестве способов измерения можно использовать тесты-опросники мотивации учения, диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности.
Я надеюсь, что, сформировав гражданские компетенции, мои ученики станут настоящими гражданами:
- будут патриотами своей страны;
- будут ответственными гражданами;
- будут верно служить Отечеству и своему народу, творя добрые дела;
- сумеют отличить правду от лжи;
- будут стремиться к саморазвитию;
- смогут правильно выстроить иерархию ценностей;
- будут иметь большой багаж знаний.