SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

FullSizeRender-17-01-19-09-34

«Формирование ключевых компетенций учащихся путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность».

«Наука – есть не только знание, но и сознание,
то есть уменье пользоваться знанием как следует».
В.О.Ключевский
Профессия учителя была привлекательной для меня еще с детских лет. И, наверное, в этом нет ничего удивительного: я родился в семье педагога и всегда был увлечен воспитательным и образовательным процессом. Большую роль в становлении моей личности как учителя сыграл Казанский государственный университет, на историческом факультете которого я учился. Научно-исследовательская деятельность уже с первых курсов университета увлекла меня. Ответы на вопросы: «Что? Почему? Когда? Где?» стали основой поиска истины в научно-исследовательской работе моей студенческой жизни. Поэтому, став учителем, я не прекратил свою работу в научной области и стал активно привлекать учащихся школы к этому увлекательному делу – исследованию нашего прошлого и настоящего.
Актуальность. Работая в научной и преподавательской среде, я убедился, что огромный информационный мир для современного школьника является возможностью развивать не только свою эрудицию, но и формировать ценностно-ориентированное мировоззрение. Однако существует ряд серьезных проблем, которые могут воспрепятствовать адекватному восприятию молодым человеком информационного пространства. В этом плане учитель истории выступает в роли корректировщика понимания сути процессов как в прошлом, так и в настоящем. Период глобальной реформации российского образования характеризуется новыми повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовленными к жизни в современном обществе, т. е. ученик современной школы – это активная творческая личность, умеющая самостоятельно приобретать новые знания и навыки, критически мыслить, действовать и решать проблемы.
Современный образовательный процесс представлен разнообразием методов и технологий по формированию навыков и умений, развивающихся в ходе познавательной деятельности учащихся. Большое значение, по моему мнению, играет формирование ключевых компетенций учащихся, которые имеют метапредметный и универсальный характер и могут применяться в обыденной жизни человека.
Цель вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность – формирование ключевых компетенций, а также развитие критического мышления, выработка собственной точки зрения по актуальным вопросам, которая основана на объективных фактах.
Задачи:
•формировать у обучающихся навыки самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, гражданского самосознания, чувства патриотизма;
•создать условия для проявления исследовательских способностей учащихся на уроках истории, формирования способностей учащихся к саморазвитию, к поисковой деятельности;
•сформировать собственную точку зрения по актуальным вопросам истории;
•внедрить на постоянной основе различные способы и методы вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность;
•разработать и внедрить в практику своей работы методическое сопровождение предмета история.
Ожидаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории;
-формирование личности учащегося с активной жизненной позицией, способной к самопознанию и самореализации, владеющей знаниями и умениями по истории;
- углубление знаний, повышение интереса к предмету;
- умение применять приобретенные навыки на практике;
- развитие и активизация познавательной деятельности учащихся.
Ключевые компетенции и компетентность
(по А.В. Хуторскому)
Наиболее полно и подробно понятие ключевые компетенции разбирается в фундаментальных трудах доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования Андрея Викторовича Хуторского.
Согласно его трактовке, ключевые компетенции – это универсальные качества личности, относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования
Компетенция – совокупность качеств личности (знаний, умений, навыков), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Результатом образовательной деятельности учащихся должна стать компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
А.В. Хуторской выделил основные ключевые компетенции учащихся:
• социально-трудовая;
• учебно-познавательная;
• ценностно-смысловая;
• личностного саморазвития;
• коммуникативная;
• культурологическая;
• информационная.
Безусловно, вовлечение в научно-исследовательскую работу приводит к развитию аналитических способностей, формирует критическое мышление, а также универсальные умения и навыки. Однако сам процесс увлечения исследовательской деятельностью имеет трудности такого рода, как сложность работы, отсутствие мотивации и непонимание смысла исследовательской деятельности. Поэтому мною используются различные способы решения этих проблем.
Способы вовлечения в научно-исследовательскую деятельность:
• дебаты (обмен аргументами и контраргументами);
• знакомство с культурными и историческими ценностями родного края (музеи, экскурсии, выставки, урок-музей);
• интерактивные методы обучения;
• использование технологии критического мышления на уроках;
• живое общение с участниками знаковых событий в истории страны (встречи с ветеранами войн, общение с политическими деятелями и культурной элиты).
Каким же образом формируется критическое мышление и ключевые компетенции учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности?
Рассмотрим на примере одной из тем прошлогодней научно-исследовательской работы, удостоенной дипломом I степени на НПК им.Ушинского «Триада смут в России: «Смута» как феномен социально-экономического и политического кризиса в истории России»:
Ключевые компетенции формируются по следующему алгоритму:
• Социально-трудовая компетенция – формируется при определении темы исследования и постановки проблемы, а также поиске источниковой базы и литературы;
• Коммуникативная компетенция - защита своей точки зрения развивает у учащихся умение взаимодействовать с другими людьми, особенно при публичном выступлении;
• Культурологическая компетенция – творческое осмысление ценностей общества в процессе научной деятельности;
• Личностного саморазвития – развивает критическое мышление и аналитические способности;
• Информационная – в процессе научного исследования учащиеся знакомятся с работой с различными источниками информации, учатся искать, отбирать и анализировать информацию.
За 7 лет работы в школе вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность дало свои положительные результаты. Об этом свидетельствует успеваемость (100%) и качество знаний (85 %) по двум 11 классам. Но несомненным подтверждением эффективности данных методов являются результаты ЕГЭ.(См.Приложение 1.Мониторинг). За весь период выпуска мною 11 классов историю сдавало более 50 человек и лишь в одном случае (в 2015 году) зафиксировано непреодоление минимального порога.
Кроме учебной деятельности непосредственно в школе учащиеся активно приобщались к научно-исследовательской работе, участвовали в предметных олимпиадах, творческих конкурсах. Ученик, раскрывшийся на уроке, почувствовавший вкус демонстраций своих знаний, отстаивания своих взглядов, поиска истины, не может не выйти на новый уровень развития. Результаты - пусть пока скромные - но вполне убедительно говорят за себя.(См.Приложение 2. Научно-исследователськая деятельность учеников, учителя и олимпиадное движение)
Все эти учащиеся показывали результаты как в учебной деятельности, обеспечивая высокое качество обучения, так и в конкурсах и различных предметных и межпредметных олимпиадах. Но все они участвовали в научно-исследовательской деятельности, получив богатый опыт, который использовали в различных предметных областях.
Активные формы и методы работы помогли мне и самому достичь определенных результатов. Участвуя на научных конференциях и семинарах, предлагая свое представление проблемы, учитель самосовершенствуется: пополняет свой профессиональный «багаж» новым видением исторических проблем, с одной стороны, и проникает в психологический фон дискутирующихся - с другой. Именно это и помогает мне избежать формального отношения учащихся к таким методам работы. (См.Приложение 2. Научно-исследователськая деятельность учеников, учителя и олимпиадное движение)
Одним из значимых итогов нашей деятельности стало формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций (См.Приложение 3. Диагностика)
Результаты, на мой взгляд, подтверждают эффективность выбранных мною методов преподавания. Они позволяют мне закрепить изученный материал, расширить кругозор учащихся, формировать их коммуникативные способности и критическое мышление. Но, пожалуй, самое главное, что достигается путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность, - это формирование личности ученика, его мировоззрения, определение его гражданской позиции, а также умений и навыков, которые смогут применять в жизни. Если мы хотим сохранить целостность государства, национальную культуру, язык, если желаем научить детей быть равными среди равных, мы должны развивать у учащихся историческое мышление, научить их объективно воспринимать историю, без перекраивания, без переписывания. В этом я вижу свою главную задачу, в этом я вижу свое призвание, в этом я вижу свой долг: долг человека, долг учителя-предметника, долг гражданина, долг патриота.

Список использованной литературы:
1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
4. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
6. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. – М., 2000
7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр
8. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно – методическое пособие. - М.: 2005.
9. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности. - Киров, 2006.

Прикрепленный файлРазмер
1. Мониторинг.docx33.68 кб
2. Научно-исследовательская деятельность учащихся, учителя и олимпиадное движение.docx21.16 кб
3. Диагностика.docx24.15 кб