SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Педагогическая находка. Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию.

IMG_0171

МБДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида» Приволжского района
г. Казани.
Автор: музыкальный руководитель Валеева Людмила Николаевна.
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию «Ай да ложки, расписные».

Цель: познакомить с русским народным инструментом.
Задачи:
1. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и звуковысотный слух;
3. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
4. Формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Материалы и оборудование:
Экспозиция мини-музея «Загадочный мир русской избы», деревянные ложки, баклуши.

Предварительная работа:
Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен, разучивание русских народных попевок, хороводов и музыкально-дидактических игр, индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

1. Организационный момент.
Дети входят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме.
- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Проходите дорогие! К себе в избу Вас приглашу и вкусным чаем напою! В красный угол всегда сажали дорогих гостей и говорили, встречают не с лестью, а с честью! Красный угол, значит – Красивый!
2. Основная часть.
- Садитесь поскорее, да отгадайте мою загадку: «Утром, вечером и днем соберемся за столом, каша есть и есть окрошка. А поможет съесть их …» (ложка)
- Ой, а где же мои ложки? Куда пропали? Помогите мне пожалуйста найти ложки!
(дети ищут ложки, спрятанные среди экспонатов мини-музея)
- Присаживайтесь скорее к столу, буду Вас угощать!

Проводится комплекс фонопедических упражнений "Петушок".
Петушок пшеницу серпом сжал, Произносят "ших… ших…", резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.
снопов навязал, -Произносят "ш-ш-ш…" на продолжительном выдохе, вращая кулачками перед грудью.
обмолотил, -Произносят "т-т-т, ты-ды, ты-ды!", ударяя кулачками по коленям.
на мельницу свозил, -Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки "держат вожжи".

ветер летит, крылья мельницы вертит. Произносят звук [у] вверх и вниз, показывая его высоту рукой.

Получилась мука хороша, легка. -Произносят "п… п…", делая короткие, активные выдохи, пальцы рук резко
сжимают и разжимают.

Петушок из муки напек пироги. Руками "пекут пирожки", произнося слог "ля" в высоком регистре.

Вон они на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. -Произносят "пых.. пых…", стараясь не поднимать плечи и активно работая
диафрагмой, руки на поясе.

- Ребята, вы знаете, что ложкой не только едят, но и на них еще и играют?
Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.
(дети садятся на лавку)
- Ребята, из чего сделаны ложки? Из какого материала? (из дерева)
- Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый ученик. До сих пор говорят – ленится, значит «Баклуши бьет!». Из баклуши вырезали ложку, делали ее гладкой и удобной. Потом ложки расписывали и украшали.
- Но ложкой можно не только есть – это и замечательный музыкальный инструмент! Чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться? (ответы)
Дети берут ложки, рассматривают их.
- Ложка состоит из черенка и черпака, от слова «черпать». Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем. Ребята, чтобы ложки звучали красиво, их необходимо держать правильно. Возьмём ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом. (Показать)
Музыкальный руководитель показывает на ложках прием «Лошадка»
- Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук? (ответы детей)
- Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
-А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук. Попробуйте. Молодцы, у вас всё получилось.
- А теперь гости предлагаю Вам потанцевать да в ложки постучать!
Исполняют песню с игрой на ложках на мелодию «Я на горку шла».
В ложки бей, бей, бей
В ложки бей веселей.
Спинкой ложечки ударь
И еще сильней.
Ложки вверх подними,
И ударь раз, два, три.
Спинкой ложечки ударь
И опять опусти.
Сядь на корточки,
И по полу постучи.
Раз- два, раз- два
Подниматься нам пора.
Тихо стукнем об живот,
Что то ложка не поет?
Тихо шепчет ложка,
Слышен звук немножко.
В ложки бей, бей, бей.
В ложки бей веселей.
Спинкой ложечки ударь
Еще сильней!
- Итак, какое у вас настроение после игры на ложках, если радостное, весёлое, то поднимите ложки вверх, если грустное опустите головы вниз.
- Вам спасибо всем за уменье, знания.
Вы сегодня заслужили похвалу признание!
(Поёт) До свиданья, ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки! До свидания!
Дети (поют) До свидания!

Прикрепленный файлРазмер
IMG_0169.JPG37.86 кб
IMG_0170.JPG41.47 кб
IMG_0172.JPG48.11 кб
IMG_0175.JPG47.81 кб