SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Через тернии к звездам"

S2zsGmWGCLI

«Через тернии к звездам». Эта фраза, таящая в себе предвкушение пути, предвкушение высоты и света, волнует человека, будит в нем силу духа. В ней будто бы заключен весь жизненный путь. Мне бы хотелось осветить смыслом этой фразы свой профессиональный педагогический путь и взглянуть на него вместе с Вами.
Дал рождение фразе и подарил ей крылья греческий философ Луция Сенека в своем произведении «Неистовый Геркулес». Изначально она звучит так: «Не гладок путь от земли к звездам!». Этот вариант фразы, неся в себе меньше устремленности и призыва, как мне кажется, включает в себя ключевое понятие отправной точки. Вступив на путь педагогики, я столкнулась с образом педагога, сложенного из впечатлений, произведенных на меня моими воспитателями, учителями и набором специальных знаний – приемов, методов, отягощенных пониманием результатов, которых необходимо достичь, нужно добиться. Но во всем этом багаже не было цельности и опоры. Внутри меня возник конфликт между педагогикой, образ которой хотел пробудиться во мне и между педагогикой, образы которой инертно проявлялись во мне. Но любой конфликт – это «точка роста». Возникшее напряжение, поиск своего пути в профессии позволил открыть для себя ту самую Педагогику, что дала мне и «звезды», и «землю», иными словами: опору и высшую цель, образ и идеал. Таковой стала гуманно-личностная педагогика, представшая передо мной в образе Шалвы Александровича Амонашвили, за спиной которого стояли великие классики педагогики: И.Песталоцци, В.А.Сухомлинский, Я.Корчак, К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко и др. Передо мной открылись сверкающие вершины мудрости, ставшие для меня не просто найденными сокровищами, а моей плотью и кровью, частью меня, которой мне не хватало и оживило мой идеальный образ Педагога.
«Возлюби Ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя.
Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.
Всего себя отдавай детям. И только тогда ты сможешь именоваться Учителем» - гласит Гуманная Педагогика и ставит передо мной наивысшую цель.
«Будь самим собой, ищи собственный путь».
«Познай себя прежде, чем захочешь познать детей».
«Ты сам – тот Ребёнок, которого должен раньше, чем других, воспитать, научить».
«Не требуй от себя, чтобы ты уже сразу был степенным, зрелым воспитателем с психологической бухгалтерией в душе и педагогическим кодексом в голове».
«У тебя есть чудесный союзник – волшебная молодость, а ты призываешь брюзгу – дряхлый опыт» – обращается ко мне Гуманная Педагогика и дает мне опору в моей профессии.

«Трудно тебе, даже очень трудно, согласен! Но трудности есть у каждого, а вот решать их можно по-разному. Ответ будет лишь относительно точен. Ведь жизнь не задачник по арифметике, где ответ всегда один, а способов решения – самое большее два» – изрекает Гуманная Педагогика и побуждает меня и в трудные моменты искать свой ответ на вопрос: «Как любить детей?».

Я еще в самом начале этого пути. Но у меня есть цель и опора. И фраза «Через тернии к звездам», сохраняя для меня силу своего побуждения, раскрывается для меня несколько иначе.
Путь – это не сплошные тернии, в конце которого меня будет ждать звездное небо и окончание тернистого пути. Путь – это вечное зажигание звезд внутри себя, открытие звезд в мире каждого человека, каждого ребенка, встретившегося на твоём пути. И по такому пути я согласна идти вечно.