SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Программа "Цирковое ревю"

20150610_124148(0)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Цирковое ревю» имеет художественную направленность и реализуется посредством освоения учащимися основ циркового искусства.

Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р)
3. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от24.04.2015 3 729-р)
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
6. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41)
7. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 № 06-1844)
8. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.11.2015 № 09-3242)
9. «Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ» ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» №299 от 20.09.2017 г.
10. Положение ЦВР об образовательной программе дополнительного образования детей от 25 февраля 2016 г.
11. Устав учреждения.
Актуальность программы

Актуальность программы «Цирковое ревю» заключается в востребованности учащимися обучения цирковому искусству, в решении задач по обеспечению гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью. В общей системе воспитания физическое воспитание ребенка занимает особое место. В детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, происходит становление физической активности, а также воспитание физических качеств. Физическое воспитание ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально - волевым развитием, с развитием всех технических функций. Занятия в цирковом объединении развивают у детей не только физические навыки, но и способствуют развитию у детей творческой самостоятельности и инициативы. Возможность выступать на сцене перед зрителями стимулирует детей настойчиво добиваться поставленной цели, совершенствовать силу, ловкость, гибкость, артистичность.

Цирк – это синтез спорта и искусства. Артист цирка преодолевает, как кажется, непреодолимые препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создает определенный обобщенный художественный образ. Образ этот раскрывается при помощи специфических упражнений – трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задаче создания образа. Комбинация трюков составляет номер – отдельное законченное произведение циркового искусства. Искусство цирка отличается необычайностью, алогизмом, эксцентрикой.

Программа «Цирковое ревю» не ориентирует на подготовку артистов цирка, она направлена на общее развитие личности в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями, позволяет раскрыть творческие, коммуникативные, познавательные способности учащихся, реализовать их личностный потенциал. Детям предлагается большое разнообразие видов физической деятельности: акробатика, жонглирование, гимнастика, эквилибристика, оригинальный жанр.

Содержание программы объединено в тематических модулях, реализация каждого из которых формирует знания, умения, навыки по акробатике, эквилибристике, гимнастике, жонглированию и др. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно–практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, формированию умения создавать авторские модели цирковых номеров.

Новизна состоит в том, что в сфере дополнительного образования не издаются программы по обучению цирковому искусству для детей школьного возраста.

Отличительные особенности программы

1. Дифференцированный подход к обучению. Выбор заданий для детей разных возрастных категории обусловлен медико-биологическими предпосылками. Каждому из возрастов свойственно определённое развитие тех или иных качеств. 7-8 лет – возраст интенсивного развития гибкости, 10-13 – период совершенствования координации.
2. Программа долгосрочная - на 4 года обучения.
3. Содержит большое разнообразие видов физической деятельности: акробатика, жонглирование, гимнастика, эквилибристика, оригинальный жанр.
4. Настоящая редакция программы отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, откуда следует, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей. Поэтому новый вариант программы предусматривает, два уровня освоения: базовый и продвинутый.
5. Базовый - предполагает использование и реализацию таких форм материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы (2-3 года, до 432 час.), возраст учащихся - 6-12 лет.
6. Продвинутый уровень - использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (узкоспециализированным) и специфическим знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы. Углубленное изучение околопрофессиональных и профессиональных знаний в данном виде деятельности (1-2 года, до 288 час.), возраст обучающихся - 10 – 12 лет, занятия групповые, по подгруппам.

Программа содержит признаки разноуровневости:
1. Наличие в программе матрицы, отражающей содержание разных типов уровней сложности учебного материала и соответствующих им достижений участников программы.
2. В программе описаны параметры и критерии, на основании которых ведѐтся индивидуальное оценивание деятельности ребѐнка;
3. Программа предусматривает методику определения динамики развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.
4. Программа содержит описание различных форм диагностики и контроля, направленных на выявление мотивации, готовности, способностей, возможностей обучающихся к освоению определѐнного уровня содержания программы.

Связь программы «Цирковое ревю» с образовательными областями
1. Физическая культура. Понятие «здоровый образ жизни». Правильная осанка. Гигиена труда и отдыха.
2. Словесность: культура речи. Терминология циркового искусства.
3. Культурная антропология. Роль циркового искусства в жизни человека.
4. Математика. Правила симметрии.
5. Социальная практика. Правила поведения на занятиях и в общественных местах. Понятия о народных традициях и праздниках. Сотрудничество.
6. Актерское мастерство. Мимика, пластика, имитационные движения.
7. Музыка. Выбор музыкального сопровождения.

Цель программы – развитие мотивации личности к познанию, творчеству и искусству; обеспечение социальной адаптации, саморазвития и самореализации обучающихся через освоение цирковых жанров.

Задачи:

образовательные
• формировать специальные знания, умения, навыки учащихся в различных жанрах циркового искусства (акробатического и оригинального);
• формировать умение реализовать замысел от идеи к результату.

воспитательные
• формировать позитивную самооценку, уверенность в своих силах;
• формировать адекватную мотивацию к учебной деятельности, потребность в самоорганизации (трудолюбие, активность, дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца);
• стимулировать освоение социальных норм, правил поведения.
• формировать умения адаптироваться в коллективе; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать; адекватно проявлять свои чувства; учитывать чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

развивающие
• развивать физические качества (ловкость, гибкость, силу, прыгучесть, функции равновесия, выносливости, быстроту реакции, чувство координации, ориентировку в пространстве, совершенствовать вестибулярный аппарат);
• развивать эстетические качества (музыкальность, пластику, выразительность и артистизм).
• стимулировать активность, самостоятельность и устойчивый интерес к цирковому искусству, участие в разноуровневых мероприятиях (конкурсах, фестивалях, соревнованиях);
• формировать умение понимать информацию, представленную в разных формах;
• формировать умения строить рассуждения, задавать вопросы.

Прикрепленный файлРазмер
20150610_124148(0).jpg43.4 кб

Комментарии

Очень интересная программа. Неудивительно, что учащиеся посещают занятия с удовольствием.