SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

О реформе дополнительного образования детей в сфере искусства в Москве

Большой отклик в сети и в сообществах музыкантов вызвало интервью Екатерины Калачиковой, руководителя дирекции образовательных программ департамента культуры Москвы, в котором говорится о модернизации системы дополнительного образования. Интервью получило массу отрицательных отзывов со стороны педагогов, в своих высказываниях порой переходящих на личности, называющих Е. Калачикову швалью, и, видимо, как раз воспитанных таким образом "идеальной" старой советской школой. Не принимая во внимание оскорбления, эмоции и оценочные суждения, но принимая во внимание факты, изложенные собственно в интервью, я, как человек не с культурологическим, а с педагогическим образованием, попробую своими словами объяснить, что же на самом деле происходит. Итак, для тех, кто не в курсе и не изучал такую науку, как педагогика: для начала небольшой экскурс в историю.
Отправимся мы не так далеко, в нашу же страну на 50-100 лет назад. Ни для кого не секрет, что содержание образования должно отвечать требованиям времени и общества. Существует т.н. "социальный заказ", и в образовании – это потребность общества в специалистах определенных направлений, профессий с определенным уровнем знаний, умений, навыков и соответствующей квалификации, потребность в человеке, гражданине, обладающем определенными личностными и профессиональными качествами. Молодое государство после революции, как нам известно, начинало с элементарной ликвидации безграмотности. Это был социальный заказ, который вполне успешно выполнялся с помощью разных мероприятий, проводимых на всех фронтах жизни и деятельности. Время шло, развивалось советское государство, которое проводило определенную внешнюю политику, скорбя, подсчитывало моральные, материальные и иные убытки после самой кровавой войны в истории человечества. И стало понятно, что у государства и общества есть совершенно определенный запрос на совершенно другого, нежели ранее, гражданина - человека, способного по всем своим компетенциям конкурировать с западным гражданином. В те послевоенные 20-30-40 лет активно развивались все науки и направления. В педагогике заговорили о новых подходах. 50-60е годы – система развивающего обучения (Эльконин, Давыдов, а может в школе по системе Занкова кто-то учился), 70-80е годы – педагогика сотрудничества. В интернете море информации об этих системах и педагогах-новаторах. Я не буду расписывать все положения, выделю только главное. Например: «Педагогика сотрудничества — это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития». «Развивающее обучение основано на идее советского психолога Л.С. Выготского (умер в 1934 году) о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще только созревают». Каждому преподавателю инструмента, например, знакома проблема репертуара. Но если педагог знает о системе развивающего обучения, он действует не по наитию, когда выбирает репертуар для своих учеников. Он знает, что материал, лежащий в зоне актуального развития ребенка, неинтересен и скучен (репертуар заниженной трудности), в зоне запредельного развития – невыполним и подрывает веру ребенка в свои силы (репертуар завышенной трудности), а материал, лежащий в зоне ближайшего развития – это как раз то, что доктор прописал. Проектный метод тоже разработали не вчера. В случае с проектным методом история отсылает еще к Сократу. А в России он появился благодаря Шацкому в начале ХХ века. Правда… не прижился и был запрещен, хотя многие его положения существенно повлияли на систему образования нашего государства в будущем.
Все очень ладно и складно, правда? Кто бы сегодня мог подумать, что можно как-то по-другому учить детей, не на условиях равного партнерства и на завышенных или заниженных требованиях? Да, система образования уже далеко ушла от палочной дисциплины и авторитарного (или другой крайности – попустительского) стиля педагогического общения. Сейчас мы далеко ушли и от учителя, как единственного носителя знаний. Ведь информации вокруг предостаточно, она доступна и рассчитана на любую аудиторию, был бы запрос. Мы ушли и от понятия «образования, как суммы знаний, умений и навыков». Человеку не нужен просто сундук ЗУНов в голове, ему нужно, чтобы (внимание, сейчас будет важная мысль!) знания, умения и навыки, полученные в классе, применялись не только в классе, но и переносились в повседневную жизнь. И переносились не завтра, не послезавтра, когда ребенок вырастет и вступит в самостоятельную жизнь, а уже сегодня!
То была присказка, а теперь вернемся в наше время. Проектная деятельность, которая внедряется сейчас московской дирекцией образовательных программ, не является чем-то кардинально новым в системе образования (напоминаю про Шацкого и начало ХХ века). И она не отменяет получения академической базы. Цитирую интервью Е.Калачиковой: «…Это очень важная базовая академическая часть, которая всегда делает фигуру человека гораздо шире и объемнее. Чем глубже у тебя академическая часть, тем ярче идеи, которые ты генерируешь». По-моему, все предельно понятно: нет никакого творчества без базы! Получение академического музыкального образования посредством упорного труда никто не отменял. Наоборот, это необходимая основа, на которой впоследствии как раз может вырасти что-то кардинально новое.
« - То есть программы не упрощаются, а вы ищете новые подходы? – Да. В любом случае, чтобы научиться играть на инструменте, рисовать, танцевать, нужно огромное количество труда даже на самом простом уровне». Реализация дидактического принципа прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности (обратите внимание на словосочетание «прочность усвоения ЗУН» - это все, опять же, про ту самую академическую базу, которую никто не отменял).
Теперь расскажу, почему именно проектная деятельность. Которая, кстати, принята уже на всех уровнях образования, начиная дошкольным и заканчивая высшим. «Проектная деятельность является одним из методов образования учащихся, который направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов)». Т.е. проект не предполагает тупое следование за волей педагога, копирование его действий. Проект – это собственная активность ребенка, сознательность, вовлеченность в процесс, в котором взрослые помогают ребенку достичь поставленной им же самим себе цели. Цитата из интервью: « Самая продуктивная коммуникация – когда старший становится просто партнером для ребенка, чтобы без учительского барьера передавать знания». Реализация дидактического принципа активности обучаемых. Как это должно работать на деле? Опишу то, как я это вижу. Допустим, ученику ДШИ, талантливому вокалисту лет десяти, предлагается участие в просветительском проекте, н-р, съемке его собственного клипа на песню Алябьева «Соловей» с целью дальнейшей трансляции клипа на детском телевидении. Мало того, что ученику надо хорошо освоить материал (вместе с педагогом выучить слова, преодолеть технические трудности и выстроить художественный образ, конечно же, узнать об истории создания произведения, об авторе и.т.д.), надо еще вместе с концертмейстером записаться на студии и поработать над содержанием будущей картинки. Продумать внешний вид, сюжет, атрибутику, героев клипа... А воплотить его креативную идею в жизнь ему помогут наставники и техническая команда, с которыми тоже нужно выстроить партнерские отношения. Либо поучаствовать в коллективном проекте, где самые разные функции распределяются между всеми ребятами. В общем, цитируя интервью: «Придумай сам, скажи, что тебе для этого нужно, и сделай». И вот уже полученное умение, полученные знания и навыки применяются не только в классе и не только в стенах школы на академическом концерте, они уже работают в жизни, да еще и на благую цель – просветительскую. Реализация дидактических принципов связи изучаемого с жизнью, связи теории с практикой. Е.Калачикова приводила примеры саунд-дизайна, говорила о возможности создании саундтреков, о применении компьютерных технологий в музыке. Почему бы и нет? Почему мы почти каждый день читаем новости о том, что какой-нибудь школьник написал нужный софт, преуспел в робототехнике, но никогда не читаем, что ученик ДШИ, как музыкант, поработал над озвучиванием мультфильма, создал электронную музыку к компьютерной игре, написал простую программу по теории для первоклашек и своей учительницы сольфеджио? А чем плохо создание детьми световой инсталляции для парка, которую описывает руководитель дирекции? Неужели участие в современном проекте отменяет освоение традиционных художественных дисциплин, работы за столом с карандашом и кистью в руке или с этюдником на пленэре, если все, что получает ребенок через классическое искусство, в конце концов, помогает ему классно и со вкусом воплотить этот современный арт-объект здесь и сейчас? Тут, конечно, встает закономерный вопрос: а нужно ли обществу, чтобы дети принимали участие в таких проектах, которые меняют нашу с вами среду, наше окружающее пространство, наши звуки, которыми наполнена наша жизнь? А как еще гуманизировать образование, если не ценить то, что создают своими руками наши дети? Ведь гуманизация – это не только отказ от физического и морального насилия над растущей личностью. Я думаю, что и подавление воли ребенка, нежелание признавать плоды его учебного труда, стремление обесценить их, отложить «признание заслуг» до вступления человека во взрослую жизнь – это тоже насилие. Тихое, незаметное, но насилие. Проектный метод, на мой взгляд, лучшее воплощение идей и развивающих систем, и педагогики сотрудничества, которые, напомню, разрабатывались еще в СССР в 50-80 годах ХХ века, и не являются чем-то кардинально новым для системы образования.
Теперь перейдем к организационной части. Современные дорогостоящие образовательные программы (компьютерного саунд-дизайна, например), требующие материальных затрат, оборудования, квалифицированных кадров, не заменят традиционного образования и не будут съедать часы традиционных занятий по инструменту, сольфеджио, музыкальной литературе, хору, вокалу и слушанию музыки. Как я понимаю, обучение по таким программам будет платным и не столь долгим – всего года три. И рассчитаны они будут не на младших школьников, а, скорее на подростков, у которых уже есть необходимая академическая база для участия в проектной деятельности. У меня вызывают опасения муниципальные бюджеты регионов, которые содержат школы искусств. Наверное, людям на местах придется побороться, если финансирование вдруг будет сокращаться. Но тут каждый регион – каждый конкретный случай. Про Москву же Е.Калачикова говорит: «В Москве бюджет регулярно, стабильно и достаточно на приличный процент каждый год увеличивается». Не удивлюсь, кстати, если узнаю, что в столице стабильный профицит бюджета. Так что в Москве, на самом деле, с образованием в школах искусств все хорошо.
Теперь о воспитании. О том, какого человека формирует проектная педагогика. Раньше в нашей системе образования не принято было спрашивать мнение ученика, предоставлять ему выбор, даже хотя бы в заданных взрослыми рамках. Наше родительское общество до сих пор так заточено, что мы не спрашиваем у малыша, какие носочки из двух предлагаемых пар он хочет надеть, из какой тарелки есть и какие игрушки взять с собой в песочницу. Потом мы не спрашиваем, что он думает по поводу дважды два четыре, не спрашиваем, что он думает по поводу Маши и медведя, не спрашиваем, что он чувствует, когда слышит или играет «Сладкую грезу»… и так по накатанной. Сколько бы лет ни было ребенку, он всегда ребенок. А мы, взрослые, всегда авторитет, всегда старше, всегда опытнее, мы всегда лучше знаем, ЧТО ему делать, думать, говорить, и КАК делать, думать и говорить. Мы надеемся, что он усвоит эти правила, и, открыв дверь во взрослую жизнь (вернее, закрыв за собой дверь ВУЗа), вдруг САМ начнет решать за себя, ЧТО ему делать, думать, говорить, и КАК ему делать, думать и говорить. А на деле мы получаем обычного психически незрелого человека, за которого, как в том анекдоте про Изю, мама решает, замерз ли он, или хочет кушать. Проектная деятельность, идеи педагогики сотрудничества и развивающего обучения, внедренные в систему образования в обязательном порядке, на мой взгляд, призваны решить и проблему инфантильности общества в том числе. Таков на сегодняшний день социальный запрос нашего современного быстро меняющегося и быстро живущего общества и государства – стране нужен гражданин, который не просто усваивает знания, но и умеет создать на академической основе что-то принципиально новое.