SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Через тернии к звёздам"

217830

«Ни одна звезда не засияет, пока не найдется человек, который будет держать сзади черное полотно».
Уинстон Черчиль

Новый год у большинства людей во всем мире традиционно начинается 1 января. Но не у меня. Мой новый год наступает в первый день летнего отпуска, когда я стараюсь уединиться хотя бы на несколько часов в день для прочтения книг. Именно они и вдохновляют меня, определяют мой жизненный смысл на следующий год. Так и случилось чуть более 5 лет назад, когда жарким августом, скрываясь в тени деревьев от летнего зноя, буквально забыв обо всем на свете, я читала роман «Вечный зов» Анатолия Иванова. Колорит героев, переплетение их судеб, поиск истины впечатляли. Но диалог одного из героев, немецкого штандартенфюрера Лахновского Арнольда Михайловича, бывшего начальника царской охранки г. Томска с майором Красной Армии Полиповым Петром Петровичем не только шокировал меня, но и определил мою дальнейшую судьбу. Судьбу педагога. Судьбу воспитателя.
«...после войны мы будем действовать не спеша, с дальним и верным прицелом... мы бросим все, чем располагаем на оболванивание и одурачивание людей... подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Из литературы и искусства мы вытравим всю социальную сущность. ...все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Хамство, наглость, ложь, обман, пьянство и наркомания... все это будем ловко и незаметно культивировать. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем делать главную ставку на молодежь, станем разлагать, развращать и растлевать ее».
Хотя роман «Вечный зов» был написал в 1975 году, но в этом прогнозе нет ничего удивительного. Это план Даллеса, дословную реализацию которого мы сейчас с сожалением наблюдаем в современной России. Эти слова предопределили мою миссию — быть воспитателем во имя сохранения детства сегодня, чтобы построить счастливое завтра.
Свою деятельность с детьми я бы сформулировала словами древнеримского философа, поэта и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки - «Per aspera ad Astra», что переводится как «через тернии к звездам». Я с детьми, моими воспитанниками, должна преодолеть все тернии (препятствия) для того, чтобы в каждом ребенке раскрыть его талант, зажечь в нем звезду, способную светить и освещать в будущем. Воспитать личность, критически мыслящую и оценивающую окружающую действительность, обладающую коммуникативными навыками, умеющую договариваться, нацеленную на успех не только личный, но и коллективный. Да и попросту умеющую разграничивать, говоря словами В.В. Маяковского, «что такое хорошо и что такое плохо», несмотря ни на какие создаваемые извне препятствия. Не скрою, миссия современного воспитателя на сегодняшний момент достаточно сложна. Я живу и проживаю с детьми все этапы их взросления. Я разделяю их интересы и увлечения, что помогает мне вносить коррективы, например, в используемый ими контент ИКТ, у которого, к сожалению, практически отсутствует на сегодняшний день цензура. Быть интересной детям мне помогает каждодневное стремление к творчеству — к разнообразию и расширению диапазона интересов детей в игровой и творческой деятельности. Владение современными технологиями дает возможность быть и оставаться компетентной в глазах родителей не только в вопросах развития, но и, в первую очередь, воспитания и оказывать помощь в этом.
У альпинистов, преодолевающих сложный горный рельеф, есть такое понятие «идти в связке». Это необходимо для страховки малоопытных спортсменов более опытными. Яркий пример сотрудничества и партнерства. План Даллеса не удастся и пророчества Лахновского не сбудутся, если все мы — родители, дети, педагоги — будем идти в одной связке, не назидая, а направляя и помогая зажечь в каждом ребенке звезду.
«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?»
Зажечь в ребенке звезду — это моя педагогическая философия. Моя идея. Мой смысл жизни.