SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Презентация опыта работы

Я, Сагирова Ландыш Нагимовна, работаю воспитателем в логопедической группе МАДОУ «Детский сад № 312 комбинированного вида» Вахитовского района г. Казани.
Всем хорошо известно, если ребенок своевременно получает необходимое методическое сопровождение, он будет развиваться в соответствии с возрастом и вырастет всесторонняя развитая личность. Но современные дети больше времени проводят за компьютерами, телевизорами и не всегда получают должного внимания со стороны взрослых. Это может являться одной из причин таких проблем, как плохая память, рассеянное внимание, слабый уровень саморегуляции и контроля собственной деятельности и др.
Работая с детьми с ОНР, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность.
В реализации художественно-эстетического направления, в рамках ФГОС дошкольного образования в настоящее время идет поиск эффективных путей коррекционно-направленного обучения и воспитания дошкольников с разными речевыми нарушениями, в том числе и с общим недоразвитием речи.
Одной из причин задержки речи, как подтверждают современные научные данные, является низкий уровень развития мелкой моторики рук.
Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук, которые эффективно развиваются с помощью кинезиогических упражнений.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Метод кинезиологии влияет не только на психическое и физическое здоровье, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека. В частности, применение данного метода снижает утомляемость, позволяет улучшить у ребенка, внимание, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, речь.
Продуктивные виды деятельности в данном контексте имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
С.А. Миронова, Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина предлагают проводить занятия по развитию продуктивных видов деятельности совместно с логопедическими занятиями.
Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.
Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей с основными нарушениями речи дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования
Это и определило тему моей методической работы: «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционной техники рисования у детей с основными нарушениями речи».
Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, мелкую моторику пальцев, гибкость рук, ритмичность, посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Форма работы:
В группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены атрибуты для самостоятельной деятельности, многие сделаны своими руками. Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок и развивая воображение составлять по ним рассказы.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети с общим недоразвитием речи учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, развивается мелкая моторика и соответственно речь, ведь развитие функции руки и речи идет параллельно.
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и другие.
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Если в младшей группе рисовали жесткой полусухой кистью, пальчиком, рисовали ладошкой, ватной палочкой, печатками из картофеля, оттиск пробкой, в средней группе оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, листьев, восковые мелки + акварель, свеча +акварель, рисование мятой бумагой, монотипия предметная, то в старших и подготовительной группах идет монотипия пейзажная, рисование зубной щеткой- расчесывание краски набрызг, кляксография с трубочкой, фотокопия – рисование свечой, граттаж черно- белый, цветной; рисование нитками, при этом комментируем свои действия, составляем синквейны, рассказы по рисункам. Это все можно сделать интересней, необычней с помощью кинезиологических игровых упражнений.
Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую выставки детских работ. Провожу мастер-классы, на которых показываю родителям, как можно развивать речь посредством нетрадиционной техники рисования.
Для определения развития мелкой моторики руки совместно с педагогом психологом составили программу психолого-педагогической диагностики, в которую вошли следующие методики:
1) Графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия);
2) Пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий);
3) Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова);
4) Тест «Кулак - ребро - ладонь» (А. Р. Лурия).
Таким образом, изучив методы диагностики развития мелкой моторики руки, мы пришли к выводу, что своевременная диагностика способствует дальнейшему развитию мелкой моторики руки детей и поступлению в школу. Психолог-педагог после выявления уровни развития мелкой моторики руки старших дошкольников будет работать для их развития, чтобы подготовить ребенка к школьной жизни.
Сравнительная диаграмма индивидуального уровня развития мелкой моторики детей подготовительной логопедической группы за 2016 -2017 учебный год (на начало и конец учебного года)в Приложении №1
Мои воспитанники участвуют во многих выставках, конкурсах рисунков районных и образовательных сайтах. Занимают призовые места, а главное выпускаются в школы с чистой речью, поступают в гимназии № 96, 18, 12, а не идут в коррекционные школы.
«… Быть может, труд наш с виду неприметен,
но лишь одно я знаю – малыши,
спешат к нам в сад, с утра торопят маму -
давай быстрее, мама, побежим!
Наверное – это вот и есть ответ –
ценнее нашего труда на свете нет!»

Прикрепленный файлРазмер
№ 1.docx38.22 кб