SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Через тернии к звездам"

jpg

PER ASPERA – AD ASTRA.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ЗВЕЗДАМ.
«Я, учитель, глубоко сознаю свою ответственность перед будущим нашим обществом… перед Человечеством. Моя высочайшая ответственность в том, чтобы ковать счастье моего ученика, всего общества, способствовать процветанию и
развитию жизни на Земле».
Ш.А. Амонашвили
Происхождение высказывания «Per aspera – ad astra» приписывают Луцию Сенеке, римскому философу, стоику, основоположнику идеи твёрдости и мужества в жизненных испытаниях.
Точно так и учитель, как мужественный воин, каждый урок ведет на минном поле, под прицелом глаз, в перекрестье мнений, в эпицентре мыслей.
А что есть оружие Учителя? Багаж знаний, технологий, методик, принципов, педагогический опыт и самое старинное – Слово. И, древняя как мир, связь – от сердца к сердцу. Еще в Евангелии было сказано: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе…, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк.6:45).
Так и мои уста несут Слово о добре и чести, о мужестве и верности, любви к своей Родине, Отечеству, сопричастности к судьбам человечества. А где как не на уроках истории детьми впитываются эти основополагающие истины?
Можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне: Княгиня Ольга, Владимир Мономах, Иван Сусанин, Петр I, Надежда Дурова, маршал Г.К. Жуков, М.П. Девятаев, Б.В. Громов, М. В. Ломоносов, Д.М. Менделеев, А. Рублев.
Я помню до сих пор свое восхищение и удивление силой Духа этих героев, творивших историю нашего Отечества. Их тернистый и сложный путь стал внутренним мобилизующим ресурсом для открытия моих путеводных звезд в профессии.
А началось все с банальной двойки по истории в 5 классе. Да, да! Именно ей я благодарна, что сегодня учу детей истории. Именно она стала первой моей путеводной звездой. И этот путь не был легким. Но я благодарна своим педагогам татарской гимназии имени Мусы Джалиля г. Нижнекамска, привившим мне любовь к малой Родине, к ее культуре, самобытности, национальному самосознанию. Пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, я смогла преобразовать свои желания и мечты в конкретные дела и поступки: окончила с отличием Елабужский Государсвенный Педагогический университет, посещала все студенческие кружки и клубы, а по воскресеньям не выходила из библиотек. Я люблю читать. Книги… их шелест, переплет… Начало всегда интригует и заставляет ждать событий… Полет фантазии. Книга – это величайший учитель всего человечества. Она хороший советчик и собеседник. В замечательной статье П. Минкина есть такие слова: «Три килограмма веса книг (три романа Ф.М. Достоевского, три романа Л.Н. Толстого, три пьесы А.П. Чехова) – вот чем завоевана планета. А не триллионом тонн нефти, танками, телевизором, золотом». Я – ярый поклонник русской, татарской и английской классической литературы. И эту любовь пытаюсь передать детям. Это знакомство прошло непросто: терниями стали нежелание читать, компьютерная зависимость, коммуникативная бедность. Но я нашла выход, проведение интегрированных уроков истории и литературы. Ведь только читающий способен творить. И мы творим.
Но кроме знаний, университет сформировал во мне и актерское мастерство. Педагоги университета открыли во мне дар перевоплощения, научили творить на сцене. Я начала владеть своим телом, голосом, жестом, ведь учителю необходимо удерживать внимание целого класса, а порой это бывает очень сложно сделать. Для этого необходимо побудить в учениках интерес, мотивацию, а делаю я это через школьные исторические постановки. Ребенок, перевоплотившийся в реального исторического персонажа, на себе ощущает его переживания, боль, счастье.
Моя любовь к истории, к ее необыкновенному прошлому привела меня в Елабужскую археологическую экспедицию. Здесь я научилась постигать историческую истину. Благодаря этим знаниям, отныне я развиваю в своих учениках аналитический ум, критическое мышление.
Мои уроки истории всегда способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся. Познавая историю Родины, переживая чувства любви к ней, они утверждают достоинство, стремятся быть похожими на героев, вершивших мировую историю. Как и я когда то, мои ученики испытывают чувство восхищения великим историческим личностям и стремятся подражать им. Глубокое погружение в исторический материал через экспедиции, археологические раскопки, работу с архивными документами, моделирование, театральные постановки – вот мои профессиональные «инструменты».
Я полностью согласна с И. Кантом, который говорил, что главное – «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».
Поэтому я стараюсь творить с душой, совестью. Я стремлюсь быть примером для своих учеников. Освещаю путь ученика, согреваю его в минуты горести и беды, украшаю его мысли и цели.
Как у Вселенной нет конца, так и у истории нет конца… Так и мое продолжение будет в моих учениках.

Комментарии

Красиво, сильно, эмоционально! А главное - на протяжении всего эссе чувствуется великий Дух Россиянина!
Молодец, коллега!

А.Пакшин

Спасибо Артур. Приятно слышать такую оценку от тебя! Удачи!