SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Я -классный руководитель.

2

Воспитание имеет приоритет над образованием.
Создает человека воспитание.
Антуан де Сент-Экзюпери

Очень часто случается, что все воспоминания человека о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны. Значит, эта деятельность школе необходима, и человек, выполняющий эту функцию, нужен.

Классный руководитель - это генератор развития интересов ученика и его творческого и человеческого потенциала. Этого можно добиться, только объединяя в себе ряд ролей:
НУЖНО БЫТЬ -
Энтузиастом – повышать мотивацию учащихся, поощряя и поддерживая их.
Специалистом – быть компетентным в нужных областях
Консультантом – нужно направлять и координировать
Руководителем – планировать и реализовать
Экспертом – анализировать результаты и предполагать выводы.
Работа классного руководителя очень сложная, но она несомненно нужна детям. Талант классного руководителя, как мастера, раскрывается, если в процессе работы ему удаётся увлечь ребёнка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать что – то новое, решить поставленную перед ним проблему. Важно, чтобы классный руководитель признал за учеником право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями.
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят.

НУЖНО ИМЕТЬ:
Внутреннюю нравственную свободу.
Независимость мышления.
Свободу выбора образа мыслей и поведения.
Осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.

НУЖНО УМЕТЬ:
Планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника.
Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности.
Оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого.
Научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность.
Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.

Это я рассказала о внутреннем содержании классного руководителя. Если я придерживаюсь этих мыслей, значит, я сама стремлюсь к этому. Значит, я должна быть такой. Но у каждого классного руководителя есть свои «фишки», «свой конек», свое направление, по которому он и развивает своих учеников больше, чем по остальным, считая это приоритетным именно для данного классного коллектива.

В этой школе я работаю всего шестой год. Мой успех, мой грант, хорошие результаты моих учеников – это не просто моя работа. 175 школа - успешная школа. Но что же делает успешной эту школу и что мне помогло добиться этих высот?

Для достижения высоких результатов образования, школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, быстрым Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, а также условиями для занятий по внеурочной деятельности и работы с классом. Должны быть созданы условия для продуктивной работы педагога.
Если окружение мне приятно, то и приходить я буду в школу с радостью, а значит работать буду продуктивнее. Современная техника, красивый эстетичный, оснащенный кабинет, поддержка администрации как методически, так и материально во всех моих начинаниях – вот что мне дает силы и уверенность.
А успешный учитель может воспитать и успешного ученика. А это моя основная задача как педагога.

Для меня важно воспитать в моих детях успешных личностей. А успех приходит только к людям смелым, активным, творческим, креативным. Вот какие качества я хочу увидеть в своих детях.
Моя методическая тема, по которой я работаю уже третий год звучит именно так: «Воспитание успешной личности через развитие творческих способностей учащихся»
Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель моя – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.

Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:
1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
4. Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
5. Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

В настоящее время проблема развития творческих способностей является наиболее актуальной. Ведь для решения повседневных задач в современных непростых условиях зачастую требуется изменение устоявшихся традиций, умение идти на риск. Жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. А на это способны только творческие личности. Это они во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. И сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции обновлённого российского образования.
Личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, исследовательская и проектная деятельность дают большие возможности для развития творческих способностей школьников.
Что же такое творчество?
Творчество - это умственная гимнастика.
Творчество – это ключ для развития мышления.
Творчество –это свобода деятельности и мысли.
Творчество – это созидание.
Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Мир детства и надежд – это самая благоприятная почва для развития творческих способностей.

Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
При помощи различных методик мною был проведен мониторинг динамики развития творческих способностей учащихся сначала в 5-м, а затем в 6-м классе.
Было выявлено, что творческие способности у большей части детей находятся на среднем уровне, и, хотя в шестом классе прослеживается динамика в развитии творческого потенциала, необходимо проделать еще очень большой объѐм работы.

Мой класс - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями?
Будучи по натуре активным и творческим человеком, мне всегда близки были технологии:

Педагогика сотрудничества
Методика коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов)
Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф.Климанова)
Проектная технология
Технология создания ситуации успеха

Формы работы с классом

По итогам анкетирования, проведенного в своем классе в 2015-2016 учебном году, детям интересны:
1. Походы
2. Поездки
3. Игры-квесты
4. Диспуты
5. Деловые и ролевые игры
6. Игры-эксперименты
7. Разыгрывание и обсуждение жизненных ситуаций
8. Презентации различные
9. Виртуальные путешествия и т.д.
10. Работа над интересными проектами и защита этих проектов
Воспитательную работу строю по алгоритму:
• предварительная работа организатора;
• коллективное планирование;
• коллективная подготовка;
• коллективное проведение дела;
• коллективное подведение итогов.
Способы в воспитательном пространстве должны соотноситься с формами. Понятие форма - означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. Такой любимой формой работы для меня стали проекты.
Проект – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Он должен реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае сам проект выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.

За последние 2 стали удачными проекты:
«Создание буктрейлеров по книгам писателей Татарстана»
«Гимн простыми словами»
«У животных человеческие глаза»
«Хорошая еда»
«Книга памяти нашего класса»
Ежегодные творческие отчеты перед родителями «Шаг к успеху»
«Вторая жизнь вещам»
Известное триединство воспитания в школе (ученик-родитель-учитель) в моей работе классного руководителя тоже имеет свои отличительные черты.
Есть три условия успешности моей деятельности как классного руководителя.

1 условие. Во всех мероприятиях мы участвуем все. Если проект создаем, то все участвуем в реализации, если танцуем, то все должны быть на сцене. Если в 5 классе к этому правилу относились некоторые мои воспитанники с осторожностью, то сейчас, глядя на многих, у меня не возникает проблем в организации многих мероприятий. В классе все равны. Каждый ученик должен все попробовать. Никто не должен оставаться в стороне. Каждый должен перебороть свой страх, свои комплексы, свои сомнения и поддержать других. У каждого есть шанс себя проявить.

Тому много примеров:
-целый год выбирали старосту в пятом классе: 9 желающих в течение 9 месяцев менялись и пробовали себя в роли старосты. В конце года провели голосование, и дети сами выбрали достойного, который смог проявить себя как истинный лидер класса
- если участвуем в танцевальном конкурсе, танцуют все ( в школе в рамках Осеннего бала ежегодно у нас проводится танцевальный конкурс) Не все артистичны, но когда они чувствуют команду, дружеское плечо одноклассника, то им легче перебороть себя. Им не страшно показаться смешным.
- если устраиваем флешмоб, то никто не остается в стороне
- если участвуем в проекте, то все могут показать себя (В проекте «Гимн простыми словами» каждый сделал свой проект и публично выступил , в проекте «Виртуальный музей о космосе» работали по парам и т.д.)

2 условие.
Чтобы ребенок поверил в свои силы, его должны поддержать и родители. Не только поощрением, но они должны принимать активное участие в жизни класса. В этом мне повезло. Достаточно мне высказать свои желания по поводу каких-либо новых мероприятий, у родителей уже сразу появляются 1000 идей, и они всегда готовы помочь и детям, и мне. Есть творческая группа, с которой мы часто разрабатываем сценарии мероприятий, составляем план мероприятий на месяц, четверть, год; есть родители, которые проводят с детьми репетиции, занимаются постановкой танцев, шьют костюмы, делают аксессуары. Это поднимает самооценку учеников, дает им уверенность.

Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше провести праздники, организацию каникул и т.п. Вместе с детьми мы вспоминаем юность, пионерское и комсомольское движение. Родители принимают участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», в различных соревнованиях и конкурсах. Они организовали классные часы о вреде курения и алкоголя, об интересных профессиях.
В работе с родителями классному руководителю необходимо много такта, терпения, выдержки и знаний, но самое главное родителей надо принимать такими, какие они есть. В общении с ними я опираюсь на понимание, сотрудничество, толерантность.

Воспитание – сложный многогранный процесс, осуществляемый многими людьми одновременно, результат которого отсрочен во времени, а классный руководитель является координатором воспитательной деятельности и его роль сложно переоценить. На мой взгляд, ни один воспитательный ресурс по отдельности не может дать четкий устойчивый результат. Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность стольких людей позволит детям моего класса по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, надеяться на то, что, став взрослыми и создав свои семьи, они смогут воспитать своих детей в любви и уважительном отношении ко всем участникам воспитательного процесса.

3 условие. Классный руководитель должен быть не впереди, а вместе с ними. Если я хочу чему-то научить своих детей, я сама должна это уметь. У меня в голове должны быть разные варианты, идеи, для того чтобы заинтересовать детей. Я должна сама вместе с ними и петь, и танцевать. Мне это не составляет трудности, потому что я люблю заниматься творчеством. Классный руководитель должен быть не просто идеологом, но и прямым участником этих проектов. И потому мой девиз: «Гори сам-зажигай других»

Я считаю, благодаря вот этим активным совместным мероприятиям, в моем классе не снижается и качество обученности. С 5 класса мы держим позицию: 70-74 %. Если отличников в 5 классе было двое, то на сегодняшний день их уже 5. Это ли не успех? Это ли не уверенность в том, что я веду их по правильному пути. Активный человек он будет активен везде и будет добиваться своей цели.