SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Через тернии к звёздам"

jpg

…Знавший истину стоик -
стоик только на треть…
Иосиф Бродский.

Есть такая легенда — о птице, что поет лишь один раз за всю свою жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…

«Per aspera ad astra», - сказал когда-то Луций Сенека, последователь философского учения стоицизма, и пошел на смерть, дабы не изменить своим убеждениям. «Не гладок путь от земли к звездам», - повторяем мы сегодня вслед за ученым, осознавая всю степень сложности достижения поставленной цели.

Каждому из нас суждено идти к своим заветным мечтам, к своим звездам…Каждому суждено на этом пути пройти свои тернии, преодолеть препятствия…Какие они, эти звезды? Для кого-то это движение вверх, к цели своего существования, ее достижение с привлечением всех сил, отпущенных человеку природой, несмотря на препятствия, большие или малые. Не так просто пройти по дороге, заросшей тернистыми растениями. Для кого-то звезды - это не цель, а нечто практически недостижимое, фантазия. В таком случае достойная, но, казалось бы, недостижимая цель порождает еще более трудные препятствия. Вот здесь и проявляется истинный стоицизм: зная о недосягаемости мечты – продолжать свое движение к ней…

Кто есть Я в этой Вселенной? Какие МОИ звезды? Стоик я или «только на треть»? На каждом этапе своей жизни человек будет по-новому осознавать себя и свое жизненное предназначение. Сегодня ответить на эти вопросы мне помогают мои ученики. Их много… Они все разные… Во многом они разбираются лучше меня…Но каждый день, общаясь с ними, я понимаю свою «нужность», свою значимость в их жизни. Как сказал известный герой фильма «Москва слезам не верит»: «…со мной здесь начинает крутиться то, что без меня не крутилось…» Эти дети для меня – открытая книга, непознанная Вселенная, глубины океана… И каждое общение с ними - это новое открытие, новая звезда, новая глубина. Это они МОИ звезды… И как же труден путь к их душам…Да разве может быть простым этот путь?! Долгий, тернистый, непредсказуемый путь познания детской души… Один древний философ сказал: «Люди напоминают мне стадо дикобразов, которые бредут по огромной пустыне… Им холодно… Они жмутся друг к другу… И колют друг друга своими колючками…» Чем ближе мы жаждем подойти друг к другу, тем сильнее впиваются в нас колючки. Но в этом и заключается процесс познания человека человеком. В этом преодолении боли во имя обретения понимания одним человеком – другого. Процесс понимания учителем ученика, учеником-учителя. И как результат – неподдельное чувство радости, счастья при каждой нашей новой встрече! Неиссякаемое желание общаться на уроке, вне урока… Желание учить и учиться…Желание идти вместе к результатам и добиваться их… Желание сохранить это совместно созданное взаимопонимание… Желание работать учителем и зажигать новые Звезды!

Прикрепленный файлРазмер
Через тернии к звёздам Коновалова Елена Геннадьевна.docx73.67 кб