SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2018

Описание опыта работы

1

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 19»Приволжского района г. Казани Лобанова Евгения Михайловича

Миссия МАОУ «Гимназия № 19» Приволжского района г.Казани, учителем которой я являюсь с 2016 г., звучит следующим образом: «Building excellence – стремление к совершенству». Данные слова максимально точно отражают и мое отношение к работе учителя. Совершенствование своих педагогических навыков, духовно-нравственное и физическое развитие – основы моей профессиональной деятельности.
Современное образование – это активно и динамично развивающаяся сфера общественной жизни. Можно отметить, на мой взгляд, основную тенденцию в развитии образования нашего времени: учитель сегодня – это не только носитель знаний (современные технологии позволяют найти фактически любую информацию в самые сжатые сроки), но и, в первую очередь, наставник, менеджер, задачами которого являются мотивация учеников, построение грамотного образовательного процесса, развитие навыков обучающихся, позволяющих в дальнейшем добиться жизненного успеха. Для того, чтобы находиться в тренде и эффективно выполнять поставленные перед учителем государством и обществом задачи, нужно непрерывно развиваться и совершенствоваться самому. Процитирую К.Д. Ушинского: «Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится. Как только он перестает учиться, он перестает быть учителем».
В Гимназии 19 огромное внимание уделяется развитию педагогических навыков молодых учителей. Еженедельно я прохожу обучение в школе молодых учителей, где в том числе бывает формат открытых уроков. Проводя такой открытый урок, я совершенствую свои навыки и, конечно, получаю конструктивную критику со стороны более опытных и искушенных коллег, что объективно способствует моему профессиональному росту. В сфере образования Республика Татарстан самым активным образом сотрудничает с компанией «Educare» Сингапура. Предлагаемая образовательная система считается одной из лучших в мире. Гимназия №19 является одним из лидеров данного проекта. Регулярное участие в семинарах и тренингах, организуемых нашими сингапурскими коллегами позволяет по-новому взглянуть на роль и место учителя в современном образовании, грамотно поставить перед собой актуальные профессиональные цели и определить точки профессионального и личностного роста.
Значительное место в моей ежедневной деятельности занимает подготовка школьников к участию в олимпиадном движении. Ключевую роль, по моему мнению, в данном процессе играет умение мотивировать обучающегося, сформировать у него понимание важности и значимости участия в олимпиадах как одного из средств личностного развития и дальнейшего успешного образования. В работе по данному направлению достигнуты определенные успехи: один из подготовленных мной учеников стал призером муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.
Для успешного взаимодействия со своими учениками учитель должен в определенной степени являться для них примером. И речь в данном контексте идет не только и не столько о предметных знаниях. Нравственность, культура, спорт – вот те сферы, в которых учитель также может в полной мере реализовывать себя как педагог. Мои жизненные принципы и установки, знания и представления в сфере современного искусства, политики, спорте помогают найти общий язык с учениками и заинтересовать их своим предметом.
Одним из трендов современного образования с уверенностью можно назвать развитие эмоционального интеллекта (emotional intelligence) - способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Таким образом, можно выделить следующие компоненты эмоционального интеллекта:
1. Идентификация собственного эмоционального состояния;
2. Управление эмоциональным состоянием;
3. Способность входить в эмоциональное состояние другого человека и читать эмоции других людей;
4. Построение удовлетворяющих межличностных отношений.
Понятие эмоционального интеллекта возникло примерно сто лет назад в трудах знаменитого психолога Эдварда Торндайка, большую роль в формировании и развитии данного термина сыграли известные ученые Абрахам Маслоу и Дэвид Векслер. В 1990 г. в журнале «Воображение, познание и личность» выходит фундаментальная статья «Эмоциональный интеллект» психологов Питера Саловея и Джона Майера, в которой выделяются четыре основных составляющих эмоционального интеллекта. В 1995 г. ученый Дэниел Глеман публикует книгу «Эмоциональный интеллект: почему уровень ЭИ важнее уровня IQ» и вводит понятие ЭИ в научный мир.
Нам неоднократно приходилось слышать вполне справедливую и актуальную фразу: «Мы не знаем, в каком будущем будут жить наши дети». Также мы не знаем, будут ли те знания, которые сегодня ученики получают в школе, достаточными для достижения ими жизненного успеха через 5,10,15 лет. Именно поэтому сегодня большинство передовых образовательных систем мира своей основной задачей видят не освоение учениками огромного массива информации, а развитие у обучающихся так называемых навыков будущего, которые с большой долей вероятности позволят им добиться в жизни успеха.
Я изучил данные различных исследований, в т.ч. проводимых российским Агенством стратегических инициатив. Выявлено, что эмоциональный интеллект является одним из ключевых навыков будущего, наряду с системным и критическим мышлением, навыками коммуникации и т.д. Также данные исследования показывают, что у 90 % успешных людей высокий коэффициент развития ЭИ (ЕQ). В связи с этим я на своих уроках обратил внимание на использование приемов по развитию эмоционального интеллекта, т.е внедрение так называемого социально-эмоционального обучения (SEL).
Кроме того, необходимо отметить немаловажную роль развития эмоционального интеллекта у детей в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Социально-эмоциональное обучение способствует формированию у ребенка личностных и метапредметных компетенций.
На своих учебных занятиях я обеспечиваю следующие условия:
1. Определяю и учитываю зоны ближайшего развития каждого обучающегося, обеспечивая познавательную и эмоционально-смысловую размерности этого феномена, обеспечиваю эмоциональное сопровождение каждого участника. Это позволяет формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2. Представляю изучаемый материал в масштабном всеобщем понимании. Использую обращение с помощью интернет-ресурсов к научным первоисточникам, инициирую потребности в доступе к мировым общеизвестным архивам, библиотекам, музеям. Это обеспечивает формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
3. Использую коммуникативные формы организации занятия, формирую умение слушать, слышать, быть оппонентом, содокладчиком, объективно и уважительно оценивать себя и мнение других. Это способствует формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания.
4. Использую групповые формы , игровые технологии для развития лидерских качеств. Это способствует освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
5. Организую работу с одаренными детьми в рамках олимпиадного движения, исследовательских проектов и ранней профориентации. Это позволяет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
6. Формирую на учебных занятиях научный тезаурус, умение выступать в группе, парировать замечания оппонентов, импровизировать.
Это позволяет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Для меня развитие эмоционального интеллекта стало одним из приоритетных направлений работы с учениками. Какие же приемы social-emotional learning (SEL) обучения используются на моих уроках:
1. Развитию эмоционального интеллекта, безусловно, способствует применение на уроке методик кооперативного обучения. К примеру, на уроках истории я систематически применяю структуру «Сircle of viewpoint», которая позволяет каждому ученику вжиться в роль тех или иных исторических персонажей, прочувствовать на себе эмоции, которые они могли испытывать, а, значит, лучше понять мотивы их действий, цели, которые они преследовали и т.д. Также в данном контексте можно использовать прием «Почувствуй себя звездой», когда ученикам на уроке предлагается «примерить» на себя роль какого-либо известного исторического персонажа и представить свои мысли, действия, поступки в этой роли;
2. Регулярное и систематическое предоставление ученикам физической активности на учебном занятии (физкультминутки). Каким образом физическая активность связана с формированием эмоционального интеллекта? Учеными давно доказано, что физическая активность способствует выработке таких гормонов, как эндорфины, серотонин, адреналин, дофамин – которые в свою очередь отвечают за формирование у человека положительных эмоций. Улыбки и систематическое произношение слов благодарности по отношению к своим одноклассникам и учителю создают позитивный эмоциональный фон в группе – залог успеха в учении.
В заключение хочется отметить положительные изменения, которые происходят после систематических усилий, направленных на развитие эмоционального интеллекта у детей, а именно:
- повышение мотивации и заинтересованности в учебе;
- рост активности на уроках в целом;
- развитие личностных и метапредметных компетенций;
- наблюдается повышение сплоченности класса и уменьшение количества конфликтов;
- учащимися ощущаются собственное активное благополучие, интерес к деятельности, эмоциональное спокойствие, удовлетворенность и позитивное эмоциональное настроение.
На мой взгляд, совершенствование знаний об эмоциональном интеллекте открывает перед учителем широкие перспективы в сфере мотивации и понимания обучающихся, а, значит, и в его профессиональной успешности в целом. Поэтому развитие эмоционального интеллекта обучающихся – одно из наиболее приоритетных направлений моего профессионального развития в настоящее время.
Британский политик Уильям Уорд говорил: «Хороший учитель учит, великий – вдохновляет». Для того, чтобы вдохновлять, необходимо понимать своих учеников, и в этом процессе огромную роль играет развитие эмоционального интеллекта и внедрение SEL в процесс обучения.
В заключение хочется отметить, что мой опыт участия в таком престижном и сложном профессиональном конкурсе, как «Учитель года», играет огромную роль в моем профессиональном становлении и развитии.

Список использованной литературы:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897);
2. Выготский Л.С. «Психология развития человека»/ Л.С. Выготский. – М.: Эксмо. – 2003. – 1135 с.
3. Саловей, П., Майер, Дж. «Эмоциональный интеллект»/ П. Саловей, Дж. Майер// «Воображение, познание и личность». – 1990 г.
4. Глеман Д. «Эмоциональный интеллект: почему уровень ЭИ важнее уровня IQ»/ Д. Глеман. – М.: Манн, Иванов и Фербер. – 610 с.

Прикрепленный файлРазмер
опыта работы Лобанов Е.М..docx27.27 кб