SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Через тернии к звездам

IMG_9913

Через тернии к звездам

«Себе звезду избрал ли ты?
…Не первой вставшей сердце вверь…
…Ты назови своей звездой,
Что с думою горит…»

Эти строчки из стихотворения известного поэта XIX века, нашего земляка, Евгения Абрамовича Баратынского. Прошедший нелегкий путь выбора от военного до поэта, он предупреждает о важности верной жизненной дороги.
По-моему, осознанный выбор профессии определяет смысл жизни человека. Становится ли светлее и теплее людям от твоей работы?
Если да, то ты на верном пути. И неважно, что твоя дорога не проложена учительской династией или не возникла из детских игр с братьями и сестрами.
Пока ты шел к ней, к своей звезде, ты набрал столько ценного из сокровищницы знания и опыта! Ими можно одарить всю Вселенную! Свет учителя-это свет его личности.
Какими же сокровищами я готов поделиться? Они, как драгоценности, лежали и лежат под замками. И ключ к ним - знание истории. Загадочные страны Древней Греции и Древнего Рима заговорили со мной еще с детства на языке папирусов и древних манускриптов.
Документы сохранили накопленный опыт. Опыт, раскрыть который помогло архивоведение.
Именно этот факультет КГЭУ стал для меня первой ступенькой к моей будущей профессии. Помню, как Гамлет в одноименной трагедии У.Шекспира восклицает, что он рожден «восстановить связь времен». Так вот это и есть, по- моему, основная задача архивиста.
При этом он должен работать в других веках, но жить в своем.
«Жить в согласии с самим собой, оставаться гражданином сложно…», - писал известный историк Л.Н.Гумилев. Вот у кого был тернистым путь! Но он не отрекся от любимого дела! И поэтому так проникновенны его строки! Они обращены к нам, историкам: «Зато …именно вы прикоснетесь к струне истории, и она задрожит от вашей руки».
Продолжив учебу в аспирантуре, я углублял свои знания и делился ими со своими студентами.
Занимаясь со своими студентами, во многом вчерашними выпускниками, я понял, что интерес к истории надо развивать со школы.
С приходом в школу моя работа приобрела новые краски, открыла новые ресурсы.
Непосредственное восприятие детей, живой отклик на забытые страницы истории…Открытия учеников и самооткрытия … Конечно, все эти изменения были бы невозможны без взаимопонимания. А оно возникает только под добрым учительским взглядом.
Прикосновение к подлинным документам заставило моих учеников внимательнее вглядеться в историю не только своей страны, но и семьи. Бессмертные полки шагают каждый май, благодаря бескорыстному труду учеников, членов кружка юных архивистов.
Каждый год остаются открытыми двери музея Гимназии 19, «Школы превосходства», для работы в нем юных архивистов. И каждый год они совершают пусть маленькие, но личные открытия, которыми делятся на конкурсах, конференциях. Они помогают одерживать победы на олимпиадах.
Общаясь со своими коллегами в школе, я понял, почему именно школьному учителю доверяли сохранять ценные документы (по памятке 1919 г.) называя его «надежным лицом».
Широкий кругозор и творческая энергия, терпение, память на документы, следование правилам профессиональной этики, готовность принимать новое, живое желание помочь каждому - эти качества школьного учителя сделали эту профессию универсальной и особенно близкой для меня.
Мы знаем, как бережно хранят учителя порой ученические работы. Кажется, что для себя. Нет, получается для истории.
Такие работы, по-моему, показывают не только личность ученика, но и учителя. Это уже архив. Архив XXI века.
Мое любимое дело – архивное - оказалось самым настоящим воспитанием! Без нравоучений, наставлений!
Работая с документами, ученики учатся соблюдать правила профессиональной этики, различать главное и второстепенное, развивают критическое мышление.
И самое главное: они задумываются над вопросом, что должен оставить человек после себя.
И документы молча повествуют: добрую память.
Как же это актуально именно сейчас! Среди многообразной и часто не нужной информации живут наши дети. Она засоряет ум и сердце и взрослых, и детей.
Как же здесь нужна моя работа, работа историка-архивиста, открытия моих учеников!
Я нужен. Я умею. Я научу, и тогда свой путь «через тернии к звездам» мы пройдем вместе, не отвлекаясь на яркие, но чужие звезды.

Прикрепленный файлРазмер
Лобанов Е.М..docx18.59 кб