SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

 153

Описание опыта работы
преподавателя – организатора ОБЖ
МБОУ «Лицей»№177» Ново-Савиновского района города Казани
Санатуллова Азата Эмирзяновича
В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности
Венс Сайрус

Будущее любой страны зависит от живущих в ней здоровых, умных и ответственных людей, поэтому личностный и профессиональный рост современного учителя невозможен без самопознания и самореализации в обществе. Накопленный опыт вызывает желание поделиться им, а его востребованность подталкивает к распространению собственных знаний и помогает реализовать себя как педагога.
Современная концепция российского образования ориентирует не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Основное назначение своей работы вижу в формировании целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей, определяющих современное образование. Важнейшими задачами воспитания считаю формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
«Основы безопасности жизнедеятельности» как учебная дисциплина является интегрированным учебным предметом и требует овладения широким спектром научных и прикладных знаний. Как ни один другой предмет решает общенациональные, общественные и государственные задачи по подготовке учащихся к безопасной жизнедеятельности, к военной службе и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, воспитывает у учащихся культуру безопасного поведения, укрепляет их физическое и духовное здоровье.
ОБЖ – это прямая взаимосвязь образования и национальной безопасности. За годы педагогической деятельности я не раз задавался вопросом, как лучше и доступнее донести до школьников основы моего предмета. Для меня открыт огромный выбор примерных программ. Как сделать нужный выбор? Выбор учебно-методического комплекса, прогнозирование результатов обучения, подбор дополнительной литературы и дидактического материала – первая ступенька к реализации комплекса задач, стоящих передо мною. За последнее время мне пришлось освоить учебники разных авторов. У меня сложилась собственная система работы с обучающимися, с которой я делюсь с коллегами, родителями, социумом.
У меня окрепла позиция, что уроки «Основы безопасности жизнедеятельности» должны занимать в школе одно из приоритетных мест, так как на них формируются знания и умения, востребованные в повседневной жизни, позволяющие адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные, чрезвычайные ситуации и в случае их наступления уметь правильно действовать.
Задачи, которые я как учитель пытаюсь решить, - это развить и сохранить интерес к моему предмету, сделать его более доступным и понятным. Для меня главное в учебной деятельности ученика - это понимание им того, что он изучает, и того, что с ним происходит в процессе этого изучения. Человеческая деятельность, обеспечивающая растущие материальные и интеллектуальные потребности людей, и научно-технический прогресс не сделали жизнь планеты более безоблачной, а, наоборот, наполнили ее новыми опасностями. Основным источником этих опасностей для всего живого на Земле стала созданная человеком техносфера. Поэтому особое место при изучении курса "Основы безопасности жизнедеятельности" уделяю развитию у школьников практических навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Главным девизом обучения стали слова знаменитого польского ученого-путешественника Яцека Палкевича: «Предвидеть опасность, по возможности избежать, при возникновении четко действовать!». Изданные им книги «Азбука выживания в городе», «Выживание на море» стали для меня определяющими при изучении основных разделов программы по основам безопасности жизнедеятельности.
У меня сложилась собственная методическая система. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности учащихся.
Методическая тема:«Формирование гражданской позиции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» Цель: создание условий для формирования личности ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности, развития его способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №177» Ново-Савиновского района г. Казани является крупнейшей школой Республики Татарстан, первой школой, построенной по нетиповому проекту. Современное оснащение и учебно-материальная база лицея позволяют мне качественно проводить занятия и добиваться высоких результатов обучения и воспитания. Кабинет ОБЖ – это единая система научно-методических материалов и учебного оборудования, смонтированная в отдельном помещении, оформленная в соответствии с требованиями научной организации труда преподавателей и учащихся, обеспечивающая высокий уровень преподавания предмета. С 2009 года наш лицей удерживает пальму первенства в Республиканском смотре-конкурсе на лучшее общеобразовательное учреждение по обучению учащихся курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе». Стало традицией проведение смотра-конкурса субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан к военной службе. Наша Республика уже пятый год в этом конкурсе становится победителем. В рамках данного конкурса наш лицей трижды принимал участие, мы с учениками проводили мастер-классы и выступали с творческими и исследовательскими работами перед членами Центральной конкурсной комиссии, представителями Министерства обороны и Министерства образования и науки Российской Федерации. По итогам конкурса среди субъектов Российской Федерации и занятое Республикой Татарстан первое место я награжден Почетной грамотой Министра обороны Российской Федерации, генерала армии С.К.Шойгу. Учеников старших классов отметили сертификатами и ценными подарками. Получение положительных отзывов и достижение высоких результатов стало возможным благодаря применению на всех ступенях образования собственной системы работы, внедрению инновационных идей и авторских программ, современных образовательных технологий, электронных и цифровых образовательных ресурсов.
Являясь экспертом по аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений РТ, оказываю методическую помощь учителям-предметникам во время квалификационных испытаний, подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства. Осуществляю инновационную деятельность по теме «Реализация инновационных технологий в обучении основам безопасности жизнедеятельности и физической культуре как средство осуществления компетентностного подхода в современном образовании». На данном этапе проходит апробацию инновационная образовательная программа «Мир безопасности». В ней изложена система работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности.
Работа в экспертных группах по аттестации педагогических работников позволяет мне оказывать методическую помощь преподавателям-организаторам ОБЖ, а также внедрять разработанную мной «Комплексно-целевую образовательную программу «Авангард». При проектировании программы я руководствовался требованиями, отраженными в ФГОС и программах курсов внеурочной деятельности. Программа «Авангард» прошла апробацию в педагогическом сообществе учителей ОБЖ и получила рецензии научных руководителей: доцента, к.н., КПФУ/ Института физической культуры, спорта и восстановительной медицины кафедры безопасности жизнедеятельности А.А.Мисбахова; вице-президента Федерации пулевой и стендовой стрельбы Н.Н.Васюхина. Программа нашла отзыв военного комиссара Республики Татарстан генерал-майора С.Погодина и выстроена по трем основным линиям: «Безопасность и защита человека в ЧС», «Основы военной службы», «Одаренные дети».
Данная программа разработана на основе обобщенного опыта работы лучших военно-патриотических клубов, учителей-новаторов по воспитанию молодежи и организации подготовки допризывной молодежи к службе в армии и поступлению в высшие военные учебные заведения РФ. Реализует образовательный стандарт по предмету ОБЖ и курса начальной военной подготовки, которым в обязательном порядке должны овладеть учащиеся. Программа «Авангард» разработана на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, концептуальных положений в области определения места и роли воспитания патриотизма у российских граждан. Концепция патриотического воспитания является методологической и стала основой для разработки программы «Авангард». Актуальность темы обусловлена изменениями, которые происходят в обществе. Россия стоит на пути формирования гражданского общества, что изменило цели, задачи, содержание и методы воспитания. Молодой гражданин должен быть способным к самостоятельному анализу жизненных реалий, к творческой самодеятельности, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях, ему необходимо быть предприимчивым и деловитым, обладать достоинством и личной ответственностью, повышенной выносливостью к возрастающей интенсивности труда, он должен быть готов к защите своих прав и свобод. Поэтому важной задачей является формирование гражданина-патриота своей страны, знающего законы государства, обладающего правами и обязанностями, принимающего участие в жизни общества, обладающего определёнными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве.
Программа курса реализуется в рамках предмета ОБЖ и внеурочное время, знакомит с основными правилами и понятиями, способом мониторинга основных показателей, определенно повышает интерес к предмету, расширяет кругозор учащихся. Включает не только познавательную часть, но и, самое главное, – практическую часть: измерение (мониторинг) физических качеств человека (быстроты, выносливости, силы, ловкости, столь необходимых в связи с введением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), службе в ВС РФ). Ученики, увлеченные процессом, продолжают работу во внеурочное время, следствием чего становятся многочисленные победы в конкурсах, олимпиадах, где и применяют полученные знания и навыки, успешно выполняют испытания комплекса ВСК ГТО.
Одним из приоритетных направлений программы является обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам воинской службы. Моя цель - достойно подготовить юношей для выполнения Конституционного долга по защите Отечества. За годы работы в школе я с уверенностью могу сказать, что эти задачи успешно реализуются. Примером тому служат многочисленные сертификаты учеников, врученные военным комиссаром Республики Татарстан генерал-майором С.Погодиным за подготовку показательного занятия с участниками инструкторско-методического сбора, председателями призывных комиссий субъектов РФ, военными комиссарами Российской Федерации и активное участие в нем. Реализация разделов программы нашли свое отражение при проведении Всероссийского совещания и получили самую высокую оценку руководства Республики. За высокое качество проведенного мероприятия руководителя школы и меня отметили Почетными грамотами Военного Комиссара РТ. Добиваться высоких результатов помогает применение самостоятельно разработанных презентаций, творческих работ учащихся в рамках данной программы. Информационно-коммуникационные технологии позволяют структурировать материал, многократно повторять разные фрагменты, демонстрировать видео различных опасных явлений. Особое место при обучении занимает образовательная программа «TeachPro». В 2014 году между нашей школой и ООО Мульти Медиа Паблишинг заключен договор о предоставлении бесплатного доступа к порталу Teachpro Ru. по 5 общеобразовательным предметам. Демонстрация фильмов, тестовых заданий при изучении разделов программы «Основы военной службы», «Первая медицинская помощь» способствует повышению мотивации у обучающихся, вызывает интерес к изучению предмета и дает возможность организации дискуссии по сюжетам. Доступ к порталу Teachpro Ru. позволяет превратить каждый урок этого предмета в увлекательное тематическое приключение. Непосредственные жизненные примеры позволяют вырабатывать собственные правила поведения. Материал подается в форме логических схем, отражающих наиболее важные темы курса. У меня есть возможность использовать видеоаппаратуру, каждую тему можно оживить демонстрацией учебных видеофильмов или подборкой видеоматериалов. Это позволяет быстро реагировать на возможные изменения, вносить необходимые коррективы, делать кабинет «живым», постоянно обеспечивающим высокий современный уровень проведения уроков и внеклассных мероприятий по программе курса ОБЖ.
Наша школа является центром компетенций в области электронного образования. У нас создано единое образовательное пространство, в котором организовано взаимодействие всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, учащихся, родителей, органов управления образованием. У меня есть широкая возможность применения на уроках цифровых образовательных ресурсов, в том числе размещенных в Интернете (в прямом доступе), обеспечивать дистанционное обучение в рамках школьного учебного процесса. Работая над научно-методической темой «Формирование гражданской компетентности на уроках ОБЖ и во внеурочное время», принимаю активное участие в конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях различного уровня.
Работа в сети Интернет, применение информационно-коммуникационных технологий мотивирует учащихся на выполнение исследовательской работы, создание видеопроектов. В итоге повысились результаты обучения: в течение трех лет при 100 % успеваемости качество обучения достигло 92,9%. Этот результат остается стабильным последние 3 года. Данные показатели подтверждаются итоговыми оценками в отчете учителя-предметника, результатами участия в предметных олимпиадах. Рост числа победителей и призеров в предметных олимпиадах муниципального и республиканского уровня на протяжении 3 последних лет свидетельствует о высокой учебной мотивации и серьезной подготовленности учеников. Это подтверждается достижениями Архипова Артема, который два года подряд добивается высоких результатов на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. По итогам участия он становился победителем и Всероссийской олимпиады. Он стал Лауреатом премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Меня, наставника Артема, наградили благодарственным письмом заместителя Премьер-Министра Республики Татарстан Э.Н.Фаттахова за подготовку лауреата премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». С декабря 2009 года вхожу в состав общественного объединения творческих педагогов Республики Татарстан и города Казани. Основанием для вступления стали многочисленные победы в конкурсах и грантах профессионального мастерства: Победитель конкурса профессионального мастерства «Учитель года РТ-2008», победитель «ПНПО – 2009, 2014. РФ», победитель гранта РТ «Наш лучший учитель-2013», «Учитель-эксперт-2016»; подготовка воспитанников–призеров и победителей Республиканских, Всероссийских предметных олимпиад; публикации в научно-методических изданиях, журналах, применение собственных авторских разработок. Мое имя значится в сборнике «Лучшие педагоги города Казани - победители приоритетного национального проекта «Образование-2009, 2014гг.» из серии «Золотой фонд Казани».
Накопленный опыт помогает выступать в роли наставника в подготовке молодых специалистов и находить среди них своих последователей. Меня не оставляет равнодушным труд моих коллег; стремление познать новое, содействовать их развитию и оказывать им методическое сопровождение стали для меня нормой. В 2015-2016 учебном году на базе нашей школе проводился заключительный этап конкурса «Учитель года России-2015». За большой вклад в подготовку и проведение Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», организацию выступлений своих учеников я был награжден дипломом председателя оргкомитета Д.В.Ливанова. Полученный опыт помог выстроить свою линию методической системы в школе , районе, городе. Один из элементов программы "Авангард" применяем при проведении пятидневных учебных сборов с юношами 10 классов на базе нашей школы. На протяжении 3 последних лет наша школа является центром проведения учебных сборов с привлечением преподавателей-организаторов ОБЖ нашего района и города.
С результатами своей работы я знакомлю коллег, выступая на семинарах, на конференциях и представляю опыт работы на педагогических форумах:
№пп Наименование мероприятия Дата Место Организатор уровень
Обобщение опыта в рамках посещения международными делегациями
1. Посещение школы делегацией из Сербии в рамках 2015г. Лицей №177 г.Казань.
МОН РТ МН
2. IV форум Всероссийской программы «Святость материнства» Фонда Андрея Первозванного (международная делегация из Японии во главе с Президентом организации «СацуРо» господином Норио Акахори). 2015г. Лицей №177 г.Казань. Помощник
Первого вице-президента
Фонда Андрея Первозванного Анна Немыченкова МН
3. Визит председателя комитета по актуальным вопросам Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, депутата Парламента Земли Северный Рейн Вестфалия господина Йозефа Ноймана 2016г. Лицей №177 г.Казань.
Заместитель председателя Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Государственного Совета – Исаева А.Г. МН

Семинары, выступления, НПК
1. Семинар с участием министров образования субъектов РФ на тему «Обеспечение безопасности в общеобразовательном учреждении» 2014г. Лицей №177 г.Казань.
МОН РТ
РФ
2. Республиканский семинар преподавателей-организаторов ОБЖ «Новые подходы к преподаванию учебного предмета ОБЖ» в условиях введения ФГОС» 2015г. МОН РТ РТ
3. Всероссийский семинар преподавателей-организаторов ОБЖ в рамках Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности по теме: «Инновационные предпосылки в образовательном процессе по предмету ОБЖ в условиях реализации ФГОС» 2016г. МОН РФ
РФ
4. Семинар «Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности средствами УМК объединенной издательской группы «Дрофа» 2016г. "Республиканский центр внешкольной работы", «Дрофа» РФ

5. Стажировка директоров РТ «Особенности управления образовательной организацией в условиях реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2016 г. ИРО РТ Р.Г. Хамитов
Идрисов И.Р. РТ
6. Всероссийский круглый стол "Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательные организации Российской Федерации". 2014г. МОН РФ
«ФГБДОД ФДЮСШ» РФ
7. Представление плана проведения показательных занятий в рамках апробации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в образовательных организациях РТ на базе МБОУ СОШ №177. Экспериментальная деятельность ГТО. Сбор актива ГТО 2014г.
2015г.
МОН РТ
заместитель Премьер- министра РТ
В.Г. Шайхразиев РТ

8. Выступление на празднике «День учителя- 2015» команды-победителя Лицея №177 в Республиканском смотре–конкурсе строя и песни 2015г.
Мастер-класс РФ
9. НПК в Москве "Комплексная безопасность образовательных организаций в условиях современного поликультурного общества. 2016г. Г.Москва
МОН РФ
Международный
10. Мастер–класс на заседании членов ГМО преподавателей-организаторов ОБЖ «Дидактические материалы. ЦОРы и ЭОРы». 2016г. ИКМО Управления образования г.Казани. муниципальный
11. Мастер-класс для участников установочного семинара, принимающих участие в Республиканском конкурсе «Лучший учитель РТ-2016» в номинации «Лучший преподаватель-организатор по курсу «ОБЖ». 2016г. ИКМО Управления образования г.Казани муниципальный
12. Статья в газете «Спорт в школу» 2015г. Гл. редактор журнала О.Леонтьева РФ
13. Статья «Из опыта работы» 2017г.
Журнал ОБЖ РФ

Материально-техническое оснащение школы, в частности, оборудованный кабинет ОБЖ, позволяет мне создавать условия для успешного применения инновационных технологий. Для реализации целей своей методической темы «Формирование гражданской позиции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» применяю следующие образовательные технологии:
1. Традиционные образовательные технологии;
2. Технологии проблемного обучения;
3. Здоровьесберегающие технологии;
3. Игровые технологии;
4. Технологии проектной деятельности;
5. Интерактивные технологии;
6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии.
Правильный выбор методики и содержательное проведение уроков, внеклассных мероприятий способствовали росту мотивации и повышению интереса учащихся к изучению преподаваемого мной предмета, к проектной и исследовательской работе. Использование метода проектов позволило на деле реализовать индивидуальный подход в обучении, интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Творческий проект на уроках ОБЖ – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. На ступени основного общего образования обучающиеся с большим интересом выполняют творческие задания, связанные с выполнением объемного моделирования, способствующие высокой мотивации обучающихся при изучении курса ОБЖ. Старшеклассники демонстрируют результаты проектно-исследовательской деятельности в форме творческой работы с последующей защитой с применением информационно-коммуникационных технологий. Сейчас в моей методической копилке насчитывается более 500 творческих работ.
Некоторые из них размещены на страничке http://www.openclass.ru «Санатуллов Азат». В основном весь материал с творческими работами детей структурирован по разделам и темам предмета основы безопасности жизнедеятельности. Творческие работы учащихся преимущественно представлены печатными материалами и презентациями к ним. Работы, получившие высокую оценку, помещаются в общую базу (библиотеку), куда учащиеся имеют непосредственный доступ через локальную сеть школы. Работы выполняются в каждом отдельно взятом классе, затем структурируются и добавляются в общий сборник творческих работ. Количество таких работ ежегодно пополняется, а самые качественные образцы находят свое место в сборниках. В своей работе я нахожу методы, средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Стараюсь создать атмосферу любви, заботы, сотрудничества, а также условия для творчества и самореализации. Важное место отвожу педагогике сотрудничества «учитель-ученик», где два субъекта одного процесса действуют вместе, являются партнерами, ученик является субъектом, а не объектом педагогического процесса. Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, поэтому в своей работе я использую личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия его развития, реализации его природного потенциала (технология сотрудничества).
Таким образом, используемые мной технологии развивают ключевые компетенции, готовят учеников к применению знаний и умений в жизненных ситуациях, решению жизненных проблем, работе в сотрудничестве с другими людьми.
Реализация поставленных целей и задач, применение современных технологий находят свое отражение в ежегодных победах моих учащихся, в смотрах, конкурсах, соревнованиях, конференциях и олимпиадах. Наиболее значимые из них представлены в таблице:
№ Наименование мероприятия Участники Дата проведения Результат уровень
1 Наш лицей вошел в рейтинг 100 лучших школ России по военно-патриотической и спортивно-массовой работе в 2015году http://www.ug.ru/news/16467

Всероссийская олимпиада школьников
2 Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности Архипов Артем Олегович 24.01.2014г. призер Республика Татарстан
3. Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности Архипов Артем Олегович 25.04.2015 победитель Российская Федерация
4. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности Архипов Артем Олегович 28.01.2015 призер Республика Татарстан
5. Республиканская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности Коваль Владислав Вячеславович 28.01.2015 победитель Республика Татарстан
6. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности Сафина Алина Салаватовна 28.01.2015 призер Республика Татарстан
7. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности. Архипов Артем Олегович 28.01.2016 призер Республика Татарстан
8. Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности. Архипов Артем Олегович 16.04.2016 призер Российская Федерация
9. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности Сафина Алина Салаватовна 28.01.2015 призер Республика Татарстан

Президентские спортивные игры
9. Всероссийский финал Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры» Команда школы 2014г. призер РФ
10. Региональный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры» Команда школы 2016г. победитель РТ
Подготовленные мной отряды юнармейцев на протяжении шести лет удерживают титул абсолютного победителя на районном и городском этапах. В 2015 году в Республиканском смотре-конкурсе строя и песни «Мы в летописи Великой Победы», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, мы завоевали почетное первое место и стали обладателями денежного гранта.
Опыт, приобретенный моими учениками на уроках ОБЖ и внеурочное время, помогает им сделать выбор будущей профессии и ориентироваться во взрослой жизни.
В настоящее время осуществляю инновационную деятельность по теме «Реализация инновационных технологий в обучении основам безопасности жизнедеятельности и физической культуре как средство осуществления компетентностного подхода в современном образовании» На данном этапе проходит апробацию инновационная образовательная программа «Мир безопасности». В ней изложена целостная система работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности.
Считаю, что приобретенный опыт будет способствовать дальнейшему саморазвитию и профессиональному росту, что, в свою очередь, позитивно скажется на формировании творческой личности учеников и моем активном участии в жизни района, города и Республики.

Прикрепленный файлРазмер
опыта работы Санатуллова А.Э..doc144.5 кб