SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2020

Проектная деятельность на уроках татарского языка

Проектная деятельность на уроках татарского языка и литературы
Под разработкой учебных проектов понимается комплекс заданий и советов к определенной теме, который выходит за рамки урока и мотивирует учащихся в такой степени, что они согласны посвятить этому часть своего свободного времени. Проект предлагается учителем, который рекомендует соответствующую структуру и порядок выполнения работы. Каким будет результат, решают учащиеся в процессе осуществления проекта.
Существуют различные классификации проектов, которые различаются по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный), по предметно-содержательной области (монопроект, межпредметный), по характеру координации проекта (непосредственный, скрытый), по характеру контактов (в пределах одного класса, школы, города, региона, страны, мира), по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый), по продолжительности (краткосрочный, длительный).
Проектная технология предполагает:
• Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• Самостоятельную деятельность ученика;
• Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• Использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
• Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
• Уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
• Направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
• Уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
• Учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• Приобретает коммуникативные навыки и умения;
• Овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
• Цель:
• - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении татарского языка и литературы
• - повышение мотивации учащихся;
• - развитие творческих способностей;
• - формирование чувства ответственности;
• - создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
• Задачи проектной деятельности:
• - Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
• - Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
• - Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
• - Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
• - Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

• Актуальность:
• Проектный метод на уроках татарской литературы учит детей приобретать знания и постепенно выполнять усложняющие практические задания, реализуя межпредметные связи и воспитывая инициативу. Именно с помощью проектной деятельности формируется национальная культура, подготка учащихся к реальным условиям жизни. А создание и защиты проектов на уроках татарской литературы позволяет по данному предмету добиться высоких результатов.

• Проблема:
• 1.Невозможность частого, ежеурочного применения, так как требует огромных сил и времени учителей и учащихся.
• 2. Применение этого метода требует использования большого количества литературы и дополнительного материала, которых в школе не хватает.
• Вывод:
• Обращение к проектной методике на уроках татарского языка и литературы позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.
Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предмета, с развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой
• работы.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
1. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной.
2. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
3. Использование исследовательских методов.
4. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
5. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Проектная деятельность дает возможность совершенствовать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, развивать языковые средства и навыки пользования ими, формировать социокультурную осведомленность, применяя общеучебные и специальные учебные умения. Коммуникативная и языковая компетенции проектных учащихся отражаются на результатах предметных олимпиад и НОУ.