SMI.KAZANOBR.RU Регистрация в ЕСИА

Эссе «Учитель в моей жизни» преподавателя струнных народных инструментов МБУДО «ДМШ№23» Э.Р.Шарафетдиновой

Эссе «Учитель в моей жизни»
«Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди своё дело. И старайся быть самым лучшим» (Дуглас Мэллок).
Учитель играет не последнюю роль в саморазвитии, самопознании ученика, и повезло тому, кто встретил на своём пути настоящего наставника: умного, человечного, любящего свой предмет и умеющего увлечь им детей. В течение жизни мне посчастливилось встретить таких педагогов, и они сыграли в моей жизни немаловажную роль.
Мое стремление к музыке начало пробуждаться еще в детстве. Родители мои не музыканты, но я с рождения наблюдала за дедушкой, папой, которые ярко и задорно играли на гармошке в кругу семьи. Мечтала играть на каком-либо музыкальном инструменте. В детском саду был музыкальный уголок, где однажды я самостоятельно подобрала русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» на металлофоне, будто кто-то извне мне подсказывал как ее сыграть. Мудрый воспитатель, обратив на это внимание, попросила меня исполнить перед всеми детками нашей группы. Это были первые аплодисменты и невероятные внутренние ощущения радости! Желание обучаться музыке с каждым днём становилось всё сильнее и сильнее. Наступил долгожданный момент. Меня отдали в детскую музыкальную школу №2 города Набережные Челны, где происходило моё первое соприкосновение с искусством, и начался мой путь к собственному «счастливому сценарию жизни». К счастью, здесь работали великолепные педагоги-музыканты, оказавшие на меня глубокое влияние. Здесь, конечно, хочу рассказать о самом дорогом мне человеке, о прекрасном педагоге по обучению игре на домре - Галине Анатольевне Ребрихиной. Этот удивительный человек сыграл огромную роль не только в моём понимании музыки, формировании и развитии моих душевных и духовных качеств под сильным влиянием музыкального искусства, но и в познании, открытии моей профессии.
Именно благодаря Галине Анатольевне, я с увлечением окунулась в атмосферу искусства, музыки и полюбила её на всю жизнь. Училась у нее отношению к классической музыке, восприятию духовного мира этого искусства. С каждым последующим годом старалась глубже постичь мудрость и потрясающую эрудицию этого человека, перед которым до сих пор чувствую себя девчонкой, как перед врачом, от которого зависит исход лечения.
Домра в руках Галины Анатольевны обладала удивительным звуком, который завораживал до глубины души. Как и все дети, я любила играть на инструменте, просиживала на занятиях по специальности часами, забывая обо всём на свете. Методика любимого педагога всегда сочетает единство постижения замысла композитора и кропотливую работу над техникой, понимаемой в самом широком и глубоком смысле этого слова. Мой наставник понимал, что надо всякий раз идти от ученика, от его индивидуальности! Только так можно воспитать что-то нужное в музыканте-домристе, что-то подлинно творческое! Для меня обучение в музыкальной школе – это многочисленные занятия, репетиции, подготовка концертных программ, конкурсы различного уровня, концерты, творческие встречи с известными музыкантами-педагогами.
Сейчас, анализируя свои занятия, я понимаю: очень многое мне дала Галина Анатольевна – Учитель с большой буквы, раскрывая во мне талант и трудолюбие, умение добиваться поставленной цели. Также научила выражать эмоцию и образ той или иной песни, свои ощущения и переживания во время исполнения на домре. Не побоюсь этих слов, она была для меня кумиром, на которого можно равняться и брать с него пример.
Выбирая прекрасную профессию педагога, музыканта я поступила в Казанское музыкальное училище им. И.В. Аухадеева, затем в Казанскую государственную консерваторию им. Н.Г. Жиганова, где все года обучалась в классе профессора Людмилы Николаевны Потаповой.
Людмила Николаевна – удивительная, талантливая женщина, относящаяся к нам, ученикам, с добротой и пониманием, обладающая высочайшим уровнем знаний и профессионального мастерства. Оригинальное чувство юмора, требовательность к себе и нам, передача знаний, поиск эффективных путей в достижении исполнительских задач – основные свойства ее методики преподавания. На уроках моего педагога всегда была возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный инструмент, который обладает великолепным качеством звука и прекрасным балансом. Самым интересным было узнавать, как звучание инструмента меняется в зависимости от прикосновения к струнам и пальцевой артикуляции. Благодаря советам замечательного педагога стала осмысливать и чувствовать, что очень важно, насколько хорошо ты умеешь выразить качество звука нажатием на струны – домра тебе ответит с абсолютной точностью. То есть, если на фортепиано получается красочный богатый звук, играя мягко или насыщенно, то же самое получится и на домре. Если заранее запрограммировать стили и тембры, инструмент будет безупречно следовать пальцевой атаке исполнителя.
Вот таких педагогов подарила мне судьба.
Будучи студенткой третьего курса консерватории, имея перед глазами идеальные примеры талантливых педагогов, судьба, волею случая, привела меня в ДМШ №23 Советского района города Казань. Здесь началась моя профессиональная деятельность. Я в этой школе работаю восемь лет. Выстраиваю свою педагогическую линию, основываясь на личном опыте и знаниях. Всегда помню, что огромная роль в развитии у детей чувства прекрасного, стремления к саморазвитию лежит на плечах педагога музыкальной школы. Он, как никто другой, должен ответственно подходить к осознанию того, что «Всё познаваемое – музыкально» (Г.Нейгауз), что звук, извлекаемый ребёнком, - это очень сильное средство развития души.
Самая главная моя цель – научить детей верить в светлое будущее, быть счастливыми. Нельзя научить учеников ценить радость и красоту, если сам не сохранил в своей душе детство – счастливое и неповторимое.
Основная наша задача - играть без ошибок, но ещё важнее, всё-таки, играть с душой. Во время исполнения музыкального произведения душа учителя и детские души должны соединиться, соприкасаясь с прекрасным и светлым началом, слиться в конечном итоге с высшими силами, вдохновляющими нас на любовь и творчество.
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, и мы терпеливо живём в ожидании чуда в каждом из них. Каждый из них – будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить.