SMI.KAZANOBR.RU

Консультация « Речь на кончиках пальцев и волшебное дыхание»

« Речь на кончиках пальцев и волшебное дыхание»
Разные специалисты называют их на своем профессиональном жаргоне по-разному: « двоечниками», «гиперактивные», « дети с задержкой психического развития»- почти в каждом классе любой районной школы городов есть пара-тройка учеников, с которыми не знают что делать. Они прогуливают и срывают уроки, ничем не интересуются, никуда не хотят поступать. Всё это происходит в школах.
- Как это получается? По мнению директоров коррекционных школ VIII вида: « У ребенка легкая дислалия и не только, дома с ним не занимаются, он плохо читает, не различает твердый мягкий звук, глухой, звонкий звук. Начиная со второго класса, учитель перестает его спрашивать и в результате он перестает читать вообще, не общается со сверстниками потому, что ребята смеются, а проблема была уже с детского сада: неправильное звукопроизношение (фонетико-фомематическое недоразвитие речи, общее нарушение речи, заикание), и зачастую родители отказываются переходить в логопедические группы: в чем причина? Многие считают, что в логопедических группах дети с отклонением в развитии, также начнет их ребенок говорить ( если у ребенка ФФНР), привыкли в воспитателю, или что к школе все само-собой исправится. Поделюсь своими мыслями на этот счет, сославшись на отдельные публикации и собственные наблюдения последних лет.
Речь относится к разряду сложнейших психических функций и материальной основой ее является головной мозг. Именно взаимодействие множества мозговых структур обеспечивает формирование сначала устной речи, а затем - навыков чтения и письма. Говоря проще, качество речи ребенка во многом определяется состоянием процессов, происходящих в мозге, т. е. в конечном итоге, его неврологическом здоровьем. по мнению ученых, нарушение созревания ответственных за речь областей коры больших полушарий ( как речедвигательных, так и речеслуховых) может возникать внутриутробно при недостаточном снабжении данных участков кислородом. Подобное состояние вызывает патологией пуповиной, затрудняющей прохождение крови из организма матери в организм ребенка, а также вследствие анемии, пороков сердца, бронхитов, связанных с курением беременной.
Подавляющее большенство отклонений звукопроизношения у детей связаны с нарушение работы мышц языка, губ,гортани, мягкого нёба, участвующих в артикуляции. Речевые органы в подобном случае попросту не способны выполнить необходимую артикуляционную позу или речевое движение, что приводит к искажению произношения звуков и как следствие, к нарушению формирования фонематических процессов. Каждый грамотный специалист, столкнувшийся с подобным, непременно берется за укрепление мышц речевого аппарата, используя для этого массаж, артикуляционную гимнастику, а параллельно организует работу по формированию полноценного речевого слуха. Кажется, все верно. Одна беда: выполнив постановку звука, педагог вдруг встречает огромные трудности в процессе его автоматизации, а после летнего отпуска с разочарованием обнаруживает, что звук, только что появившийся в речи, снова исчез.
Всё это - пресловутая дизартрия, а описанная ситуация весьма логична для данного вида патологии. С точки зрения неврологии дизартрия – это нарушение речи, вызванное поражением ядер языкоглоточного, блуждающего и подъязычного черепно-мозговых нервов, находящихся в нижних отделах стволовой части мозга, или же повреждением путей, соединяющих эти ядра с корой головного мозга. Следовательно, речь в данном случае идет о дисфункции мозга на стволовом или корково-стволовом уровне.
Поражение центральных речевых зон в подавляющем большинстве случаев является следствием родовых травм, когда во время родов в результате механического воздействия на организм плода возникают различные его повреждения, в том числе травмы сосудов, обеспечивающих питание мозга кровью, а значит и кислородом.
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять их исправлять.
Сашу Н 2008 года рождения, логопедический диагноз: ОНР 1 уровня развития речи и дизартрия. Анамнез: лор- аденоиды,окулист-зрение снижена,ортадонт- глубокий открытый прикус, твердое нёбо-куполообразный, язык маленький, острый как карандаш. Я увидела в ясельной группе,он был очень слабым,худеньким ребенком,самообслуживание отсутствовало вообще,часто болеющим,на перый взгляд было впечатление, что ребенок с ограничеными возможностями и отстает в развитии. Рекомендовали консультацию специалиста: интелект сохранен, обучаемость высокая.
При приеме пищи всегда обливался,практически не жевал её, жевательный и глотательные рефлессы снижены, и не только по заключению невропатолога, у него легкое ДЦП. Вот и начали мы заниматься: « мыли» руки в горохе, « отнимали» друг у друга шипованный мячик .
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В своей работе использовала нетрадиционные приемы: горох, перебирали гречку, делала Саше массаж: на руки, на лицо, на языке. Горох «превращался» то в градинки, дождинки.
У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. К. это тесно связано с речевой функцией.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.
Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: « Истоки способностей и дарований детей находится на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтоб к этому возрасту, ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, в имеющие нарушения в развитии речи.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи ) , но и подготавливает их к рисованию письму.

Рекомендации по организации работы по формированию физиологического и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.
Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата .в процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании. Решение комплекса основных задач логопедии происходит при разработке научно обоснованных методов и средств преодоления речевых расстройств. Методики коррекционно - логопедической работы при нарушениях речи, симптоматике которых выявляются различные недостатки физиологического функция нуждается в себя работу над дыханием.
Основанием для построения этих методик является положение о целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и координировании этого взаимодействия корой головного мозга. О значении дыхания и артикуляции часто говорят специалисты в области фониатрии. Так, профессор Работников в одной из своих книг пишет : « Голосовая функция человека тесно связана с дыхательной, так как с анатомической стороны, и та и другая выполняются одним и теми же органами». Кроме того, действие органов артикуляции облегчает работу гортани.
Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, осуществляется в специализированном детском саду или группе, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя « постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статистические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
В рамках теории деятельности в логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями вопросами. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадает в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Вернемся к Саше Н, как говорилось, он был очень слабым, болезненным ребенком, а сейчас, после дыхательных упражнений мальчик практически не болеет, это большая польза дыхательных упражнений и пальчиковых игр, которые дети знают большое количество.

Список использованной и
рекомендуемой литературы:
Журнал « Русский репортер»5-12 июль 2012.
Логопедия\ Под ред. Л.С. Волковой,
С.Н. Шаховская ,М.,1999.
Петрова Н.Н. « Если ребенок плохо говорит».
М.:СПб., 2005