SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ПО КЛАССУ ТРЁХСТРУННОЙ ДОМРЫ В ДМШ

В мире искусства музыка занимает одно из главных мест. Занятия музыкой способствуют развитию духовной культуры человека, помогают формированию гармонично развитой личности. Следовательно, при обучении ученика ДМШ следует особое внимание уделять и технической подготовке - овладению исполнительскими приёмами, штрихами, так как техническое совершенство наряду с художественной выразительностью является одним из важнейших аспектов исполнительского мастерства музыканта.
Безусловно, дети разные и отличаются музыкальными способностями. Обучение, с первых дней, основанное на учёте индивидуальных особенностей, вызывает активность, самостоятельность, развивает интерес у детей. Важно поставить конкретные цели и грамотно составить план урока. Главное мастерство педагога на уроке заключается в умении сконцентрировать своё внимание и внимание ученика на определённой задаче и точном регулировании процессом обучения на инструменте. Ребёнку не всегда быстро удаётся выполнить поставленные педагогом цели. Вспомним слова Г.Г. Нейгауза: « … чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как надо это сделать. Цель сама уже указывает средства для её достижения» [5, с. 102]. Такую же точку зрения поддерживает Л.Н. Потапова. Она пишет: «Если задача ясна, освоение необходимого навыка будет ускорено во времени и не составит для ученика больших трудностей» [6, с. 19]. Использование преподавателем метода наглядного показа на инструменте является хорошим стимулом для достижения музыкальной цели. Ребёнка следует научить не только игре на том или ином инструменте, но и правильно читать произведение с листа и подбирать мелодии на слух.
Преподаватель, владея современными психолого-педагогическими основами и методами музыкально-развивающего обучения, всегда может помочь ребёнку контролировать свои эмоции, проявить еще большую активность и настойчивость в преодолении трудностей. Значит, педагогу необходимо воспитывать в ребёнке художественно-эстетический вкус к музыке, совершенствуя исполнительское мастерство. Это является одним из сложнейших проблем в музыкальной педагогике.
Предлагаем методические рекомендации к проведению урока по классу трёхструнной домры. Открывается урок с небольшого разыгрывания пальцев с применением различных штрихов и приёмов игры, которые используются в произведении. Далее ученик знакомится с кратким содержанием сочинения и основными сведениями о композиторе. Работу можно продолжить с проигрывания пьесы целиком. В этом случае очень ответственным моментом является концентрация внимания ребёнка на исполнение верного нотного текста с правильной аппликатурой и штрихами. При этом педагог помогает учащемуся прочувствовать размер, ощутить характер музыки и окраску звучания. Каждое произведение можно условно разделить на маленькие части, где детально анализируется построение музыкальной мысли, определяются мелодические вершины и находятся повторные мотивы, фразы, репризы. Также рекомендуется простучать ритмический рисунок, интонировать голосом основную мелодическую линию. Во многих нотных текстах даётся информация об использовании определённых выразительных средств. Учитывая эти факты, они определяются совместно с учеником и применяются в исполнении. Исходя от движения музыкальной мысли, расставляются динамические оттенки, и устанавливается кульминация. Анализируются особенности применения артикуляции (артикуляция+приём игры=штрих), т.е. сопоставление звуков по слитности - расчленённости: легато, нон-легато, стаккато и по типу атаки звука: туше - мягкой, твердой и острой, обозначенных определёнными условными знаками в нотном тексте.
Яркие аккорды раскрывают виртуозные качества инструмента. В миниатюрных пьесах для домры встречаются трёхзвучные аккорды, где нужно найти главные мелодические нотки внутри этих созвучий. При игре аккордов эти звуки должны быть слышны и дожаты пальцами левой руки. Поднимание пальцев должно быть таким же живым, определённым, энергичным, как и его падение. Исполнение аккордов в народных обработках для домры в виде наигрыша часто осуществляется переменными движениями по струнам вниз и вверх. Необходимо проследить, чтобы удары вниз и вверх были интонационно ровными, атака звука была твёрдой и ясной. Бросковые движения выполняются жёстко фиксированным рычагом всей правой руки. Важен момент игры ударов по струнам вверх, они исполняются активным мышечным тонусом. Основные темы сочинений играются чёткими бросковыми движениями медиатором по струне, чувствуя опору на мизинце правой руки, при этом амплитуда движений вокруг струны минимальная.
Ученик должен ощущать главные доли, стремиться к мелодическим вершинам, выполняя нужную динамику. Все это контролируется внутренним музыкальным слухом, все ноты тянутся по обертонам и интонируются. Очень важно, чтобы ребёнок запоминал свои внутренние мышечные ощущения. Он должен услышать внутри себя звуковой результат (звуковой эффект), к которому необходимо прийти, а затем уже освоить технику его исполнения, игровой прием.
Аппликатурные приёмы зависят от других выразительных средств: артикуляционных, динамических, тембровых. При смене игровой позиции движение предплечья и кисти осуществляется по нужному направлению (вправо, влево), в работе участвуют разные группы мышц. Здесь важен слуховой контроль, чтобы не допускать различных призвуков и свистов. При игре следить за качеством звука, мышечной свободой обеих рук. Главное - всё внимание направить на музыкальный образ, стремиться к кульминации, мыслить все время «чуть вперед», стараться играть артистично и в стиле музыкального произведения. Эмоциональный отклик, вызванный музыкальным образом, побуждает ребёнка к активной творческой деятельности. За счёт использования выразительных средств и технических приёмов музыкальный образ может быть дополнен. В результате он может создать собственный образ (новый «продукт»), который имеет большую ценность для самого ребёнка. Как отмечает Л.С. Выготский, «ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе» [3, с. 97]. Процесс создания нового вызывает у ребёнка чувство свободы и радости, ощущение удовольствия от своей созидательной деятельности.
Применение приёмов внешнего поощрения ребёнка показывает, что дети ждут оценку, эмоционально реагируют на её характер. При достижении цели, ребёнок слышит весёлую мелодию, видит на экране компьютера улыбающееся солнышко, и, наоборот, грустную мелодию или тучку с дождиком, если задача решена не до конца.
Существенным моментом в обучении является предоставление ученику возможности свободного обращения с ним: подбора выразительных средств и самостоятельного поиска различных вариантов решений.
Использование таких методов обеспечивает наибольшую целенаправленность обучения и даёт лучший практический результат.
Учащийся может выполнить не все поставленные цели и задачи. Во время исполнения очень важно постоянно контролировать работу внутренним слухом: услышать, что получилось и над чем еще нужно работать. Умение слушать себя – это основа для воспитания самостоятельности.
В процессе работы над музыкальным произведением, юный музыкант осваивает основные навыки выразительных средств исполнительской техники на домре: свобода исполнительского аппарата в освоении технических приёмов игры и штрихов; выразительность и яркость исполнения; динамическая выразительность и ритмическая устойчивость; ощущение разных способов звукоизвлечения и приёмов игры на домре, обусловленное осмысленной учеником художественно-звуковой задачей.
Слушая себя, других исполнителей, учащийся развивает в себе такие качества, как умение анализировать то или иное исполнение, причины ошибок, также способность трудиться над поставленными целями и своими недостатками, развивая творческий подход к работе наряду с любовью к музыкальному искусству.
В работе с ребёнком в ДМШ особенно важно умение педагога заложить в нём все те качества, которые помогут ему стать личностью, возможно и профессиональным музыкантом. Необходим контакт с семьей, чьё положительное влияние дополняет и обогащает педагогический процесс, делает результаты более полновесными.
Использованная литература
1. Александров, А. Школа игры на 3-х струнной домре /А.Александров. – М., 1990.
2. Вольская, Т.И. Особенности организации исполнительского процесса на домре / Т.И.Вольская //Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. - Свердловск, 1986.
3. Выготский, Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – С. 97.
4. Лукин, С.Ф. Уроки мастерства домриста. В семи частях. Часть 1. Некоторые вопросы постановки рук. Ритм. Звук. Нотное приложение № 1 / С.Ф.Лукин. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел– 2000, 2006. – 80 с.
5. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепьянной игры. – М., 1961. – С. 102.
6. Потапова, Л.Н. Организация работы над техническим комплексом в классе трёхструнной домры. – Казань, 2013. – С. 19.
7. Чунин, В.С. Развитие художественного мышления домриста /В.С.Чунин. Методическая разработка для педагогов детских музыкальных школ и школ искусств. – М., 1988. – 22 с.